СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания»

Консультация для воспитателей:

«Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания».

Профессиональная ориентация дошкольников – новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. 

Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.

Выбор будущей профессии требует систематически-деятельно и осмысленного подхода. Для этого дошкольнику необходимо знать и понимать кем работают его родители и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. 

Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна не с навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть, кем он хочет стать, а в том, чтобы дать ребенку личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это можно осуществить, если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей, развития веры в свои силы.

Ещё одна не менее актуальная проблема, тесно связанная с самоопределением, дальнейшей профессиональной успешностью – экономическое воспитание подрастающего поколения.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое воспитание дошкольников, доступный дошкольникам старшего дошкольного возраста, это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Современная действительность потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Неотъемлемой составляющей социализации современного ребенка является формирование его экономической грамотности. Ребенок уже в дошкольном возрасте сталкивается с экономическими проблемами в семье. Взрослые часто не задумываются над этим, считая ребенка еще мала, чтобы понять даже элементарные экономические понятия. Однако основы финансовой грамотности нужно закладывать в дошкольном учреждении.

Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдения, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических осо­бенностей темперамента и характера, от воспитания и привития де­тям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

 Чем больше разных умений и навыков получит ребенок в дошкольном возрасте, тем лучше она будет знать и оценивать свои возможности во взрослой жизни. Организуя образовательный процесс, надо стараться использо­вать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей.

Желательно, чтобы ознакомление детей с той или иной профессией на занятиях и в повседневной жизни происходило с такими ее характеристиками:

- название профессии;

- инструментарий;

- обязанности;

- место работы;

- социальная роль;

- спецодежда;

- профессиональная лексика.

Особенности социально-экономического образования дошкольников

К системе мер по экономическому воспитанию стоит уже привлекать детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, используя при этом различные формы организации их жизнедеятельности. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста преобладают игровые методы, в частности дидактические игры экономического направления, а со старшими дошкольниками проводятся тематические занятия по экономике.

    Усвоение знаний из сферы финансов, в частности ознакомление с понятием «деньги», «цена», «стоимость», «обмен», «продажа» и тому подобное, эффективнее происходит во время проведения дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр. Тогда как осознание того, чего следует уважать результаты труда людей, дети успешнее усваивают в процессе трудовой и различных видов художественно-продуктивной деятельности.

Формы организации работы с экономического образования

  • тематические занятия разных видов, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, экономические викторины;

  • экскурсии

  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;

  • игровые импровизации;

  • игры-стратегии;

  • презентации индивидуальных проектов;

  • драматизация сказок;

  • художественно-продуктивная деятельность.

Основные структурные части занятия экономического воспитания

  1. Введение. Подготовка к восприятию материала.

  2. Терминологическая часть. Раскрытие основных понятий, которые будут использованы на занятии.

  3. Игровая апробация материала.

    - для младших дошкольников - в основном дидактические игры;

    - для детей среднего дошкольного возраста - ситуативные игры;

    - для старших дошкольников - сюжетно-ролевые игры;         

  1. Основная часть. Проведение различных форм работы с детьми на выбор воспитателя; задачи по изобразительной деятельности, упражнения на формирование математических представлений, ознакомление с окружающей средой и тому подобное.

  2. Заключительная часть. Подведение итогов, объявление домашнего задания.

Формирование элементарных экономических знаний средствами игры

  Известно, что через игру дошкольник осваивает и познает мир. Она является тем механизмом, который превращает требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Во время игры дошкольник подражает формы общественных отношений людей, постепенно осваивает моральные нормы поведения и начинает руководствоваться ими в своих отношениях со взрослыми и другими детьми.

 Во время различных игр дети обмениваются игрушками или другими предметами, продают их, покупают, работают с ними, тем самым обогащая собственный экономический опыт.

 С целью формирования элементарных экономических знаний и экономической культуры дошкольников следует использовать дидактические, настольно-дидактические и сюжетно-ролевые игры по таким темам, как:

  • Моя семья

  • Товар

  • Деньги

  • Мое селение

  • Ресурсы.

Активное участие дошкольников в специально организованных играх экономического направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Поэтому мы понимаем, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят действия взрослых важную роль в работе по профориентации играют такие дидактические игры:

- «Юные стилисты»;

- «Строители городов»;

- «Кому что нужно для работы?»;

- «Кто что дает?»;

- «История вещей. Из чего они сделаны?»;

- «Отгадай профессию» и тому подобное.

Совместно с детьми воспитателям нужно разыгрывать инсценировки-научить дошкольников правильно вести себя в определенных ситуациях, создавать художественные образы. Также необходимо задействовать детей к играм с куклами, одетыми в специальную одежду людей разных профессий. Игровые действия позволяют выяснить, для чего лю­дям той или иной профессии нужны определенные элементы одежды.

- Зачем строителю каска?

- Зачем шахтеру каска с фонариком?

- Зачем повару фартук и колпак?                                          

- Зачем космонавту скафандр? и тому подобное.

Большой интерес дети проявляют к настольно-печатным играм, как: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где простая задача - нахождение среди разных картинок двух абсолютно одинаковых - постепенно усложняется: дети должны объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. Так, в играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?» дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Использование нетрадиционных форм работы

Одним из заданий Базового компо­нента дошкольного образования является вооружение детей системой жизненно необходимых знаний, умений и навыков о профессии взрослых (развитие фонда «могу») и фор­мирования потребно-мотивационной сферы (разви­тие фонда «хочу»). Этому способствует такая форма работы с детьми, как заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен». Такая форма работы дает детям возможность проя­вить свою индивидуальность, личностные качества, в игровой увлекательной форме закрепить знания. К тому же у детей развиваются такие психологические процессы, как логическое мышление, память, внимание.

Чтение художественных произведений

В формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заряжает энтузиазмом детей, формирует ценностное отношение к труду, пробуждает интерес, желание подражать персонажей литературных произведений, подобно им усердно трудиться.

Детям очень нравятся персонажи произведений Самуила Маршака «Пожар», «Почта»; Сергея Михалкова «Дядя Степа - милиционер». А стихи Владимира Маяковского «Кем быть?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?» легко запоминаются, дети с удовольствием их декламируют.

Театрализованная деятельность по содержанию художественных произведений

Как итог усвоения содержания прочитанных произведений необходимо проводить с детьми театрализованные игры. Особое удовольствие и радость дарят дошкольникам театрализованные представления, где дети являются и актерами, и зрите­лями. Такая нетрадиционная форма работы по профориентации позволяет активизировать даже стеснительных и неуверенных в себе детей, рас­крыть их потенциал. Совместно с детьми нужно разыгрывали такие воображаемые игровые ситуации, как «Путешествие сумки на колесах», «Бизнес семьи Экономис­тов», «Петушок и бобовое зернышко» тому подобное.

Наблюдения и виртуальные экскурсии

  Формируя представления детей о мире экономических профессий, нужно проводить для них ряд экскурсий и бесед. Во время виртуальной экскурсии до банка (банкомата) дети узнают, что такое банкноты, инкассаторская машина, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка. Виртуальные работники банка объясняют детям, что банк дает покупателям деньги в кредит для важных дел и покупок, как: обучение, квартира, покупка мебели и бытовой техники. Дети обращают внимание на форму банковских работни­ков: это строгость и деловой стиль. Очень интересуют детей первые попытки воспользоваться банкоматом.

Знакомя детей с профессией строителя, воспитатели организуют виртуальную экскурсию к строительной площадке, где дети понаблюдают за работой строительной техники. Необходимо также провести виртуальную экскурсию в магазин, где дети смогут самостоятельно покупать товар, оз­накомиться с трудом продавца, узнают какие предметы и орудия труда необходимые продавцу. Во время виртуальной экскурсии в столярные мастерские дети могут наблюдать, как прямо на глазах деревянные дощечки превращаются в определенное столярное изделие, рассмотрят орудия труда плотника - молоток, гвозди, рубанок, стамеска, шурупы и тому подобное.

Знакомя детей с понятием «природные ресурсы», нужно организовать серию занятий на улице, во время которых дети узнают о влиянии человека на природу, значение труда дворника. Совместно с детьми необходимо помогать дворнику в поддержании чистоты во дворе детского сада.

Поскольку старшие дошкольники являются будущими первоклассниками, нужно организовать для них виртуальную экскурсию в школу, посетить школьную библиотеку.

Формы сотрудничества с родителями

В выборе будущей профессии огромную роль играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Поэтому нужно проводить тесную работу с семьей, целью которой станет помощь родителям в осознании личностного и социального значения семьи, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка. Взаимодействие с родителями постоянно необходимо направлять на развитие семейных качеств, формирование умения познавать своего ребенка, его способности, темпера­мент, страхи; осознание необходимости поддерживать ребенка во время преодоления трудностей. Нужно проводить консультации для родителей на темы: «Экономические про­фессии - все, что вы не знали», «Как­ помочь ребенку выбрать профессию», «Кем вырастет ваш ребенок?». Работа над совместным проектом даст возможность родителям по-новому взглянуть на образовательный процесс в дошкольном­ заведении и больше узнать о его особенностях. 

Формы работы с родителями: консультации; индивидуальные беседы; обсуждение проблем за круглым столом; семейные развлечения и праздники; анкетирование; тематические встречи; банк родительских профессий.