Консультация для воспитателей:
«Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания».
Профессиональная ориентация дошкольников – новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении.
Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.
Выбор будущей профессии требует систематически-деятельно и осмысленного подхода. Для этого дошкольнику необходимо знать и понимать кем работают его родители и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна не с навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть, кем он хочет стать, а в том, чтобы дать ребенку личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это можно осуществить, если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей, развития веры в свои силы.
Ещё одна не менее актуальная проблема, тесно связанная с самоопределением, дальнейшей профессиональной успешностью – экономическое воспитание подрастающего поколения.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое воспитание дошкольников, доступный дошкольникам старшего дошкольного возраста, это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Современная действительность потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Неотъемлемой составляющей социализации современного ребенка является формирование его экономической грамотности. Ребенок уже в дошкольном возрасте сталкивается с экономическими проблемами в семье. Взрослые часто не задумываются над этим, считая ребенка еще мала, чтобы понять даже элементарные экономические понятия. Однако основы финансовой грамотности нужно закладывать в дошкольном учреждении.
Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдения, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания и привития детям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Чем больше разных умений и навыков получит ребенок в дошкольном возрасте, тем лучше она будет знать и оценивать свои возможности во взрослой жизни. Организуя образовательный процесс, надо стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей.
Желательно, чтобы ознакомление детей с той или иной профессией на занятиях и в повседневной жизни происходило с такими ее характеристиками:
- название профессии;
- инструментарий;
- обязанности;
- место работы;
- социальная роль;
- спецодежда;
- профессиональная лексика.
Особенности социально-экономического образования дошкольников
К системе мер по экономическому воспитанию стоит уже привлекать детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, используя при этом различные формы организации их жизнедеятельности. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста преобладают игровые методы, в частности дидактические игры экономического направления, а со старшими дошкольниками проводятся тематические занятия по экономике.
Усвоение знаний из сферы финансов, в частности ознакомление с понятием «деньги», «цена», «стоимость», «обмен», «продажа» и тому подобное, эффективнее происходит во время проведения дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр. Тогда как осознание того, чего следует уважать результаты труда людей, дети успешнее усваивают в процессе трудовой и различных видов художественно-продуктивной деятельности.
Формы организации работы с экономического образования
тематические занятия разных видов, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, экономические викторины;
экскурсии
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
игровые импровизации;
игры-стратегии;
презентации индивидуальных проектов;
драматизация сказок;
художественно-продуктивная деятельность.
Основные структурные части занятия экономического воспитания
Введение. Подготовка к восприятию материала.
Терминологическая часть. Раскрытие основных понятий, которые будут использованы на занятии.
Игровая апробация материала.
- для младших дошкольников - в основном дидактические игры;
- для детей среднего дошкольного возраста - ситуативные игры;
- для старших дошкольников - сюжетно-ролевые игры;
Основная часть. Проведение различных форм работы с детьми на выбор воспитателя; задачи по изобразительной деятельности, упражнения на формирование математических представлений, ознакомление с окружающей средой и тому подобное.
Заключительная часть. Подведение итогов, объявление домашнего задания.
Формирование элементарных экономических знаний средствами игры
Известно, что через игру дошкольник осваивает и познает мир. Она является тем механизмом, который превращает требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Во время игры дошкольник подражает формы общественных отношений людей, постепенно осваивает моральные нормы поведения и начинает руководствоваться ими в своих отношениях со взрослыми и другими детьми.
Во время различных игр дети обмениваются игрушками или другими предметами, продают их, покупают, работают с ними, тем самым обогащая собственный экономический опыт.
С целью формирования элементарных экономических знаний и экономической культуры дошкольников следует использовать дидактические, настольно-дидактические и сюжетно-ролевые игры по таким темам, как:
Моя семья
Товар
Деньги
Мое селение
Ресурсы.
Активное участие дошкольников в специально организованных играх экономического направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Поэтому мы понимаем, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят действия взрослых важную роль в работе по профориентации играют такие дидактические игры:
- «Юные стилисты»;
- «Строители городов»;
- «Кому что нужно для работы?»;
- «Кто что дает?»;
- «История вещей. Из чего они сделаны?»;
- «Отгадай профессию» и тому подобное.
Совместно с детьми воспитателям нужно разыгрывать инсценировки-научить дошкольников правильно вести себя в определенных ситуациях, создавать художественные образы. Также необходимо задействовать детей к играм с куклами, одетыми в специальную одежду людей разных профессий. Игровые действия позволяют выяснить, для чего людям той или иной профессии нужны определенные элементы одежды.
- Зачем строителю каска?
- Зачем шахтеру каска с фонариком?
- Зачем повару фартук и колпак?
- Зачем космонавту скафандр? и тому подобное.
Большой интерес дети проявляют к настольно-печатным играм, как: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где простая задача - нахождение среди разных картинок двух абсолютно одинаковых - постепенно усложняется: дети должны объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. Так, в играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?» дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Использование нетрадиционных форм работы
Одним из заданий Базового компонента дошкольного образования является вооружение детей системой жизненно необходимых знаний, умений и навыков о профессии взрослых (развитие фонда «могу») и формирования потребно-мотивационной сферы (развитие фонда «хочу»). Этому способствует такая форма работы с детьми, как заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен». Такая форма работы дает детям возможность проявить свою индивидуальность, личностные качества, в игровой увлекательной форме закрепить знания. К тому же у детей развиваются такие психологические процессы, как логическое мышление, память, внимание.
Чтение художественных произведений
В формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заряжает энтузиазмом детей, формирует ценностное отношение к труду, пробуждает интерес, желание подражать персонажей литературных произведений, подобно им усердно трудиться.
Детям очень нравятся персонажи произведений Самуила Маршака «Пожар», «Почта»; Сергея Михалкова «Дядя Степа - милиционер». А стихи Владимира Маяковского «Кем быть?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?» легко запоминаются, дети с удовольствием их декламируют.
Театрализованная деятельность по содержанию художественных произведений
Как итог усвоения содержания прочитанных произведений необходимо проводить с детьми театрализованные игры. Особое удовольствие и радость дарят дошкольникам театрализованные представления, где дети являются и актерами, и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы по профориентации позволяет активизировать даже стеснительных и неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал. Совместно с детьми нужно разыгрывали такие воображаемые игровые ситуации, как «Путешествие сумки на колесах», «Бизнес семьи Экономистов», «Петушок и бобовое зернышко» тому подобное.
Наблюдения и виртуальные экскурсии
Формируя представления детей о мире экономических профессий, нужно проводить для них ряд экскурсий и бесед. Во время виртуальной экскурсии до банка (банкомата) дети узнают, что такое банкноты, инкассаторская машина, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка. Виртуальные работники банка объясняют детям, что банк дает покупателям деньги в кредит для важных дел и покупок, как: обучение, квартира, покупка мебели и бытовой техники. Дети обращают внимание на форму банковских работников: это строгость и деловой стиль. Очень интересуют детей первые попытки воспользоваться банкоматом.
Знакомя детей с профессией строителя, воспитатели организуют виртуальную экскурсию к строительной площадке, где дети понаблюдают за работой строительной техники. Необходимо также провести виртуальную экскурсию в магазин, где дети смогут самостоятельно покупать товар, ознакомиться с трудом продавца, узнают какие предметы и орудия труда необходимые продавцу. Во время виртуальной экскурсии в столярные мастерские дети могут наблюдать, как прямо на глазах деревянные дощечки превращаются в определенное столярное изделие, рассмотрят орудия труда плотника - молоток, гвозди, рубанок, стамеска, шурупы и тому подобное.
Знакомя детей с понятием «природные ресурсы», нужно организовать серию занятий на улице, во время которых дети узнают о влиянии человека на природу, значение труда дворника. Совместно с детьми необходимо помогать дворнику в поддержании чистоты во дворе детского сада.
Поскольку старшие дошкольники являются будущими первоклассниками, нужно организовать для них виртуальную экскурсию в школу, посетить школьную библиотеку.
Формы сотрудничества с родителями
В выборе будущей профессии огромную роль играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Поэтому нужно проводить тесную работу с семьей, целью которой станет помощь родителям в осознании личностного и социального значения семьи, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка. Взаимодействие с родителями постоянно необходимо направлять на развитие семейных качеств, формирование умения познавать своего ребенка, его способности, темперамент, страхи; осознание необходимости поддерживать ребенка во время преодоления трудностей. Нужно проводить консультации для родителей на темы: «Экономические профессии - все, что вы не знали», «Как помочь ребенку выбрать профессию», «Кем вырастет ваш ребенок?». Работа над совместным проектом даст возможность родителям по-новому взглянуть на образовательный процесс в дошкольном заведении и больше узнать о его особенностях.
Формы работы с родителями: консультации; индивидуальные беседы; обсуждение проблем за круглым столом; семейные развлечения и праздники; анкетирование; тематические встречи; банк родительских профессий.