| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты»
Предмет – история
Специальность – 34.02.01 «Сестринское дело»
Курск – 2018
Тема занятия: «Ранние цивилизации, их отличительные черты»
Тип занятия: комбинированное занятие
Место проведения: аудитория учебного заведения
Продолжительность занятия - 90 минут
Методы обучения: наглядный, интерактивный.
Приёмы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, анализ учебных материалов, самостоятельная работа обучающихся по изучению нового материала и проведению его анализа, тестирование, взаимоконтроль и проверка письменных работ студентов.
Цели и задачи занятия:
учебная:
Ознакомить с возникновением ранних цивилизаций (Египет. Передняя Азия. Индия. Китай) . Охарактеризовать материальную и духовную культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную организацию ранних цивилизаций.
развивающая:
Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.
воспитательная:
Формировать интерес к изучению истории.
Воспитывать любовь к Отечеству; формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять уважение к ее истории.
Предметные – уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам.
Метапредметные – владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Использованная литература:
1. Артемов В.В. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2009. - 448с.
Дополнительная литература:
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ - начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005
Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994
3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.
Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.
Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.
План занятия
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Мотивация – 3 мин.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация базовых данных. Целеполагание – 15 мин.
IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 50 мин.
V. Контроль усвоения знаний – 15 мин.
VI. Рефлексия. Подведение итогов- 3 мин.
VII. Домашнее задание – 2 мин.
Ход занятия
№ эле- мента | Элементы занятия, учебные вопросы | Время | Формы, методы обучения и контроля. Примечания |
I | Организационный момент Приветствие студентов. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Знакомство с темой занятия: «Ранние цивилизации, их отличительные черты». Знакомство целями и задачами занятия раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта. | 2 мин. | Традиционное приветствие обуч-ся Отметить отсутствующих в журнале Запись темы в тетрадях |
II | Мотивация Проблемность изучения нового материала: На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9. (?) - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (?) - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему? (?) - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей? (Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека) (?) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы? (При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира) | 3 мин. | Слова преподавателя |
III | Актуализация базовых знаний обучающихся и целеполагание План Проверка домашнего задания - Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4). - ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе (формат А-4). Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта обуч-ся и повторение ранее изученного материала: (?) – Дайте определение, что такое цивилизация? цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. (?) – Чем одна цивилизация отличается от другой? (образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь). | 15 мин | Выставка рисунков Рассказы студентов |
IY | Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов План I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира II. Ранние цивилизации 1. Египет 3. Истоки слабости деспотий древности 4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия. 5. Древняя Индия 6. Китай в эпоху древности | 50 мин. | Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации (Приложение 1) |
Y | Контроль усвоения знаний 1. Вопросы: (?) - В каких регионах мира сложились первые гocудapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? (?) - Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. (?) - Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства. (?) - Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте? (?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта. (?) - Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка? (?) - Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона? (?) - Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро? (?) - Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? (?) - Расскажите об особенностях развития Древнего Китая. (?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Китая. (?) - Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований. | 15 мин. | Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради (Приложение 2) |
YI | Рефлексия Ответьте на вопросы: «Сегодня я узнал (а) …» «Теперь мне понятно …» «Я не знал (а) … - теперь я знаю Подведение итогов Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным обучающимся выставление оценок. | 3 мин. | Выставление оценок |
YII | Домашнее задание Заполнить таблицу: Духовное наследие древних цивилизаций Религии | Основные идеи | зороастризм | | буддизм | | индуизм | | Конфуцианство | | иудаизм | | | 2 мин. | Письменное задание |
Приложение 1
Отличия древних цивилизаций Запада и Востока
Западная и восточная цивилизации имеют много отличий, прежде всего в путях развития, перехода от первобытности к древности, в культуре, отношении к религии и философии.
Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Япония.
1. Первая особенность Востока от Запада состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур.
Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
2. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь с развитием цивилизации не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", повыражению Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.
3. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства.
Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: "Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".
4. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"– вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.
5. Примечательно то, что полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.
Вообще надо иметь в виду, что, несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость?
Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д.
Итак, цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.
Древние цивилизации - не угасшие миры, свет от которых еще идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.
Приложение 2
Конспект студента
Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты».
План
I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира
II. Ранние цивилизации
1. Египет
3. Истоки слабости деспотий древности
4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.
5. Древняя Индия
6. Китай в эпоху древности
Содержание занятия
I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира
Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира.
Первые цивилизации называют «речными».
II. Ранние цивилизации
1. Египет - Нил
2. Месопотамия - Тигp и Евфрат (Двуречье)
3. Истоки слабости деспотий древности
Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ.
Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад.
Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.
Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения.
Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.
Притеснения со стороны власть имущих
Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в ХХ веке до н.э. - царь Хаммурапи
Борьба знати за высшую власть
Соперничество между соседями.
4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.
Новые государственные образования представляли собой вoeнные деспотии.
Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве.
Возникновение религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма.
5. Древняя Индия - полуостров Индостан - Ганг и Инд.
6. Китай - Янцзы и Хуанхэ
7. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
Религии | Основные идеи |
зороастризм | |
буддизм | |
индуизм | |
Конфуцианство | |
иудаизм | |