Выполнили студентки ИИЯ, 2 курса, группы ФИА-1602: Ващенко Елизавета, Девятова Дарья, Шилькова Елена, Хакимова Алина
ранний возраст
Практические задания
Задание 1. Докажите, что предметная деятельность является ведущей деятельностью в раннем возрасте.
К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.
Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.
Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.
Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы.
Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Если на втором году жизни, подражая старшим, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину их действий, например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор, не обращая на это внимание, то к концу раннего возраста
главным для него становится получение правильного результата: теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы он стал чистым.
Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.
Задание 2. Докажите, что ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи.
Сензитивный период – временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности организма. Именно на конкретном возрастном этапе развития необходимо уделять внимание определенной области, развивая качественную составляющую способностей ребенка.
Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильными наглядными впечатлениями.
У ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения со взрослыми.
Стимулом для усвоения речи является невозможность обучиться приемам и правилам употребления предметов только с помощью «немого» языка, т.к. возникает постоянно необходимость обращаться ко взрослым.
Задание 3. Охарактеризуйте развитие ребенка в раннем возрасте по следующим показателям: ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), вид общения (по Лисиной), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».
Таблица 5
Возрастной период | Хронологические рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Вид Общения | Психические новообразования |
Ранний возраст | 1-3 года | Внимание, доброжелательность, сотрудничество со взрослым | Взрослый=образец, практическое сотрудничество со взрослыми | Предметно-манипулятивная (орудийная) деятельность | Ситуативно-деловое общение | Развитие речи, интеллекта, восприятия, автономии, «Я сам», выделение личности |
Задание 4. Заполните таблицу речевого развития ребенка раннего возраста.
Таблица 6
Возраст | Основные характеристики развития речи | Активный словарь |
1 год | | 5-9 слов; "мама", "папа", "гав-гав", "би-би", "тик-так", "пи-пи" и т.д. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. |
2 года | -
Развитие понимания речи -
Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами. -
Появление трехсловных предложений. -
совершенствуется речевой слух | 50-200 слов; Предметы одежды, бытовые приборы, части тела и т.д. |
3 года | -
Первые признаки образного мышления -
Употребление грамматических форм: изменение существительных по падежам и числам, глаголов – по временам, родам, числам и лицам. | 800-1000 слов; |
Задание 5. Дайте определения характеристикам кризиса 3-х лет:
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Детский деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Обесценивание взрослых — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Протест бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
Задание 6. Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями? Заполните схему развития предметного действия в раннем возрасте.
Р
ебенок – ПРЕДМЕТ – Взрослый
Первое направление – это развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. 1-ый этап: -
неспецифическое использование предметов -
попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения -
овладение специфическим способом употребления орудия 2-ой этап. Перенос действия: -
с одного предмета на другой -
из одной ситуации в другую | | Второе направление – это развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения. -
совместные действия -
частично-совместное -
показ -
словесное указание |
В
результате:
Обобщенные действия | Выделение взрослого как носителя образца |
Сравнение своего действия с действием взрослого
Возникновение игрового действия
Распад прежней ситуации
Ребенок – Взрослый
З
Дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными или распространёнными
Двусловные нераспространённые предложения – «телеграфная речь»
адание 7.
В какой последовательности происходит развитие речи от рождения до 3-х лет?
Эмоциональное понимание словесных конструкций
Пассивная речь
Ситуационное понимание обращённой к нему речи
Обращение ко взрослому посредством слова
Голосовые проявления, лепет
Активная речь
ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Задание 8. В какой последовательности происходит развитие действия с предметами от рождения до 3-х лет?
Зрит. и слух. сосредоточение
результативные действия
предметные действия
орудийные действия
эмоционально-выразительная реакция
манипулятивные действия
Задание 9. Какие личностные новообразования возникают в раннем возрасте. Отразите в схеме личностные новообразования, возникающие в раннем возрасте.
Новое восприятие взрослого
Новое видение себя через призму собственных достижений, признанных и оцененных другими людьми.
Психологическое отделение себя от взрослого
Феномен «Я - сам»
Новое видение себя
Стремление «быть хорошим»
Задание 10. Вставьте пропущенное(ые) слово(а).
1. Новообразования младенческого возраста приводят к возникновению новой потребности ребенка – познать окружающий мир.
2. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте такова - это неразрывное единство ребенка и взрослого «МЫ», которое содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.
3. Общение теперь выступает как средство осуществления ведущей деятельности, а взрослый становится для ребенка носителем всей человеческой культуры и способов ее освоения.
4. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте становится предметно-манипулятивная, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами.
5. Предметная деятельность детей складывается из следующих действий: соотносящиеся и орудийные.
6. Соотносящиеся действия предполагают действие с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотносить свойства разных объектов - их форму, размер, местоположение и пр. (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).
7. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, во-первых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
8. Первое направление включает следующие этапы: а) взрослый сам организует действие и движения ребенка, б) совместно-раздельное действие ребенка со взрослым, в) исполнение ребенком действия на основе показа взрослого, г) взрослый дает только речевое указание, все остальные действия ребенок выполняет самостоятельно. В процессе освоения предметного действия ребенок выстраивает собственный образ действия с предметом. Он определяется не внешним рисунком движения взрослого, а смыслом этого действия, которым уже владеет сам ребенок.
9. Второе направление развития предметных действий включает следующие этапы: а) манипулятивные неспецифические действия (первый год жизни), б) подражание специфическим движениям взрослого, представляющие собой коммуникативные жесты ("иди сюда", "помаши тете ручкой") или движениям, входящие в состав действия с определенным предметом ("укачивание" куклы, "расчесывание" волос), в) функциональные действия.
10. Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра. Она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии.
11. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности в следующем:
а) однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;
б) содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым;
в) материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;
г) слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.
12. Способность к замещению говорит о наступлении начальной стадии воображения, и рассматривается как одна из предпосылок развития сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей на следующем этапе развития.
13. Выготский Л.С. подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг, через и с помощью восприятия».
14. Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности в связи с овладением соотносящих действий.
15. Раннее детство является сензитивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи.
16. К трем годам детский словарь составляет примерно 1200-1500 слов.
17. Важнейшим событием раннего возраста является встреча линий развития мышления и речи.
18. Развитие мышления осуществляется в процессе «делания», предметных действий и носит наглядно-действенный характер. Наглядно-образный вид мышления только зарождается.
19. Память ребенка носит непроизвольный характер, ребенок не владеет способами запоминания. Внимание ребенка также бесконтрольно.
20. Феномен «Я сам» в конце раннего возраста знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней социальной ситуации развития. Потребности ребенка переносятся из познавательной сферы в сферу взаимодействия со взрослым.
21. Противоречие между стремлением «хочу» и стремлением «надо» реализуется в кризисе 3-х лет.
22. Симптоматике кризиса трех лет: негативизм, своеволие, упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, детский деспотизм, ревность.
23. Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действий в игровой, символический план, и знаменует переход к дошкольному детству.