СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10-11 класс УМК В.В. Пасечник

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс ФГОС»

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Планируемые результаты освоения учебного предмета включают


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметнымирезультатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Планировать пути достижения целей. Планировать ресурсы для достижения цели.

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Создавать модели и схемы для решения задач.

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные предметы" должны отражать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение в биологию

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Методы познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2

Основы цитологии

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.


РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.


РАЗДЕЛ 4.

Основы генетики

История развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики как науки. Работы Н.К.Кольцова, Н.И.Вавилова, А.Н.Белозерского. Значение генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные фактор. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

РАЗДЕЛ 5

Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

РАЗДЕЛ 6

Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животнх. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

Лабораторные и практические работы

Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических) клеток.

Определению каталитической активности ферментов.

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Изучение митоза в корешках лука.

Изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений. Решение генетических задач.

Составление родословных.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Формируемые

УУД

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Виды деятельности



Раздел 1. Введение. Биология как наука (6ч)


1.

1н.



Краткая история развития биологии

Урок изучения нового материала.

Характеризуют понятия: Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология.

Определяют понятия: Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный, основные этапы научного исследования» Анализируют текст учебника.


Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные:

П: уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии

Фронтальная беседа. Работа в группах.

§ 1.

2


Методы исследования биологии

Комбинированный урок

Характеризуют понятия: Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология.

Определяют понятия: Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный

Составляют Схему «основные этапы научного исследования» Анализируют текст учебника.

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные:

уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии

Самоконтроль, взаимоконтроль

§ 2

3


Сущность жизни и свойства живого

Комбинированный урок

Определяют понятия: Жизнь. Единство химического состава и структурной организации. Дискретность. Самовоспроизведение. Саморегуляция. Открытая система.

Взаимоконтроль

§ 3

4


Уровни организации живой материи

Урок применения новых знаний

Раскрывают значение биологических понятий: Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Анализируют текст учебника.

Взаимоконтроль.

§ 4

5

2 н


Взаимодействие живых систем

Комбинированный урок

Раскрывают значение биологических понятий: Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Анализируют текст учебника.

Предметные: знание свойств живого.

Метапредметные: определяют понятия, формируемые в процессе изучения темы. Применяют причинно-следственные связи.

Личностные: умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни.

Комбинированный опрос

§ 4

6


Входное тестирование

Выполняют тест


Тест

повторить





Раздел 2. Основы цитологии. – 34 ч Тема 2.1. Методы цитологии.

Клеточная теория


7


История развития цитологии как науки

Урок усвоения новых знаний

Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия: Цитология. Клетка, клеточная те­ория и ее основные положения. Раскрывают значение клеточной те­ории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира. Характеризуют методы цитологии: биологических исследований: Микроскопия. Микроскопы: световой, электронный и сканирующий. Изотопный метод, ультрацентрифугирование. Хроматография. Электрофорез. Культура клеток и тканей. Рекомбинантные ДНК. Анализируют текст учебника


Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные: владеют приемами смыслового чтения, составляют тезисы.

Предметные: изучают предпосылки и этапы развития цитологии как науки.

Фронтальный опрос

§ 5.

8


Клеточная теория

Комбинированный урок

Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия: Цитология. Клетка, клеточная те­ория и ее основные положения. Раскрывают значение клеточной те­ории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира

Личностные: умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни

Метапредметные: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Предметные: раскрывать суть теории. Объяснять клеточный уровень организации живого.

Взаимоконтроль

§ 5

9


Методы цитологии

Урок применения знаний

Характеризуют методы биологических исследований: Микроскопия. Микроскопы: световой, электронный и сканирующий. Изотопный метод, ультрацентрифугирование. Хроматография. Электрофорез. Культура клеток и тканей. Рекомбинантные ДНК. Анализируют текст учебника

Личностные: понимание значения знаний в повседневной жизни.

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: раскрывать сущность методов исследования в биологии.

Фронтальный опрос

§ 5

Тема 2.2. Химический состав клетки

10


Особенности химического состава клетки

Урок усвоения новых знаний

Характеризуют химический состав клетки, неорганические вещества в клетке. Определяют понятия : Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Анализируют текст учебника.

Личностные: умение отстаивать свою точку зрения

Метапредметные: демонстрировать биологическое мышление, применять схемы

Предметные: объяснять химический состав клетки

Взаимоконтроль, самоконтроль

§ 6

11


Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

Комбинированный урок

Характеризуют химический состав клетки, неорганические вещества в клетке. Определяют понятия : Вода. Диполь. Водородная связь. Гидрофильность, гидрофобность. Тургор. Минеральные вещества. Буферные системы. Анализируют текст учебника.

Личностные: понимать значение знаний в повседневной жизни

Метапредметные: самостоятельно формулируют проблему

Предметные:: уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Фронтальный опрос

§ 7,8

12


Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

Урок комбинированный

Характеризуют органические вещества клетки: Углеводы: моносахариды, дисахариды, олигосахариды, полисахариды.

Энергетическая, запасающая, структурная, защитная

Личностные: понимание значения обучения для повседневной жизни

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: определять взаимосвязь строение и функции веществ

Взаимоконтроль

§ 9

13


Липиды и их классификация

Комбинированный урок

Определяют понятия Липиды: триглицериды, фосфолипиды, воски, стериды. Энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная функции.

Личностные: понимание значения обучения для повседневной жизни

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: липиды и их классификация

Фронтальный опрос

§ 10

14


Липиды и их функции

Комбинированный урок

Определяют понятия Липиды: триглицериды, фосфолипиды, воски, стериды. Энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная функции.

Личностные: понимание значения обучения для повседневной жизни

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: функции липидов. Вещества гидрофильные и гидрофобные


§ 10

15


Строение белков. Структура белковой молекулы.

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Мономеры. Полимеры. Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки, глобулярные и фибриллярные. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Денатурация. Ренатурация. Характеризуют Структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: Мономеры. Полимеры. Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки, глобулярные и фибриллярные. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Денатурация. Ренатурация. Характеризуют Структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты.


Взаимоконтроль, фронтальный опрос

§ 11

16


Функции белков

Лабораторная работа №1

«Определение каталитической активности ферментов»

Урок комплексного применения знаний

Характеризуют Структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты

Выполняют лабораторную работу №1

Личностные: понимание значения обучения для повседневной жизни

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Предметные: функции белков: структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты

Взаимоконтроль, самоконтроль

Лабораторная работа

§ 11

17


Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клеток. Строение и функции ДНК

Комбинированный урок

Определяют понятия Рибонуклеиновая кислота. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК.

Анализируют текст учебника

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Взаимоконтроль

§ 12

18


Строение и функции РНК, АТФ и другие органические вещества - витамины

Комбинированный урок

Определяют понятия Рибонуклеиновая кислота. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК.

Анализируют текст учебника Определяют понятия Аденозинтрифосфат. Аденозиндифосфат. Аденозинмонофосфат. Макроэргическая связь. Витамины. Анализируют текст учебника

Метапредметные: классифицировать и выбирать критерии для классификации

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Фронтальный опрос

§ 13

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток

19


Строение клетки. Клеточная мембрана.

Лабораторная работа

2. «Плазмолиз и деплазмолиз клеток элодеи».

Урок комплексного применения знаний

Определяют понятия Цитоплазматическая мембрана. Плазмалемма. Эндоцитоз, экзоцитоз. Жидкостно – мозаичная модель. Гликокаликс. Транспорт веществ. Клеточная стенка (оболочка). Плазмодесмы. Симпласт.

Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Прокариотная клетка. Муреин. Мезосома. Фотосинтет Анализируют текст учебника

Предметные: уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Личностные: По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные: уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям

Лабораторная работа №2

§ 14

20


Ядро клетки

Урок усвоения новых знаний.

Определяют понятия Цитоплазматическая мембрана. Плазмалемма. Эндоцитоз, экзоцитоз. Жидкостно – мозаичная модель. Гликокаликс. Транспорт веществ. Клеточная стенка (оболочка). Плазмодесмы. Симпласт.

Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Прокариотная клетка. Муреин. Мезосома. Фотосинтет Анализируют текст учебника

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные:

уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды.

Значение фотосинтеза и его 2 фазы; хемосинтез,

космическая роль зеленых растений.

Фронтальный опрос

§ 14

21


Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Цитоплазма. Цитозоль Гиалоплазма. Цитоскелет. Циклоз. Клеточный центр. Центриоли. Рибосомы (немембранные органоиды ).

Эндоплазматическая сеть: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Схема превращения пищевой частицы при участии лизосомы. Анализируют текст учебника

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные:

уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения.

Взаимоконтроль

§ 15

22-23


Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

Урок комплексного применения знаний

Определяют понятия Митохондрии. Кристы. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Определяют понятия Митохондрии. Кристы. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма.

Взаимоконтроль


§ 16,17

24


Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

Лабораторная работа №3 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»


Комбинированный урок

Определяют понятия Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы.

Взаимоконтроль

Лабораторная работа

§ 18,19

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни

25


Строение прокариотических клеток

Жизнедеятельность прокариотических клеток.


Урок применения знаний

Определяют понятия Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы.

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные: уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Предметные: Значение биологических знаний в жизни

Фронтальный опрос

§ 18

26-27


Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

Лабораторная работа №4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»»

Комбинированный урок

Определяют сходства и различия биологических объектов

Выполняют лабораторную работу

Лабораторная работа


§ 18,19

28

10н


Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Комбинированный урок

Описывают Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Обратная транскрипция. Бактериофаг. Вирус иммунодефицита человека.

Взаимоконтроль, самоконтроль

§ 18

Тема 2.5. Обмен веществ и энергии в клетке

29

10н


Обмен веществ и энергии в клетке

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Гомеостаз. Пластический обмен, анаболизм. Энергетический обмен, катаболизм. Ферменты.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии.

Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

объяснять биологические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Тест


§ 21

30

10н


Энергетический обмен веществ

Комбинированный урок

Определяют понятия Гомеостаз. Пластический обмен, анаболизм. Энергетический обмен, катаболизм. Ферменты.

Фосфорилирование. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание.

Комбинированный опрос

§ 22

31

11н


Питание клетки. Автотрофное питание.

Комбинированный урок

Определяют понятия Автотрофы. Фототрофы. Хемотрофы, гетеротрофы.

Пластический обмен. Фотосинтез. Световая фаза. Фотолиз. Фотосистемы I и II. Фосфорилирование. Темновая фаза. Значение.

Анализируют текст учебника

Комбинированный опрос

§ 23,24

32-33

11н


Фотосинтез

Урок усвоения новых знаний

Определяют стадии фотосинтеза, особенности фотолиза и цикла синтеза углеводов

Фронтальный и индивидуальный опрос

§ 24

34

12н


Питание клетки. Хемосинтез


Практическая работа №1 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

Комбинированный урок

Определяют понятия Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии.

Практическая работа

§ 25

35-36

12н


Генетический код. Транскрипция

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Генетический код. Кодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. РНК-полимераза. Промотор. Характеризуют Этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация. Сплайсинг. Анализируют текст учебника

Личностные: Познаватель­ный интерес к естественным наукам. По­нимание мно­гообразия и единства жи­вой природы на основании знаний о при­знаках живого

Метапредметные:

уме­ние работать с различными источниками информации, отделять главное от второ­степенного. Умение струк­турировать учебный мате­риал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды.


Тест

§ 26

37

13н


Трансляция

Комбинированный урок

Определяют особенности процессов происходящих в цитоплазме клеток


Взаимоконтроль

§ 26

38-39

13н


Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.


Определяют понятия Гены структурные, регуляторные, оператор, оперон, белок-активатор. Белок-репрессор. Анализируют текст учебника

Решение задач

§ 27

40

14н


Урок обобщения

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполняют тест


Тест промежуточный

повторить

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

41-42

14н


Жизненный цикл клетки. Апоптоз

Урок усвоения и применения новых знаний

Определяют понятия Жизненный цикл клетки

Митотический цикл. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация (редупликация). Комплементарность. Полуконсервативный синтез. Антипараллельность. Челночный синтез. ДНК-полимераза. Репликационная вилка. Стадии репликации: инициация, элонгация, терминация.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности.

Метапредметные:

находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры

Взаимоконтроль.

Комплексный опрос

§ 28

43

15н


Хромосомы. Хромосомный набор клетки. Митоз и амитоз

Лабораторная работа №5

«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

Комбинированный урок

Определяют понятия Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз. Анализируют текст учебника

Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии

Лабораторная работа

§ 29

44-45

15н


Мейоз. Сравнение способов деления клеток и их биологическая

Роль.

Лабораторная работа №6 «изучение митоза в корешках лука»

Практическая работа №2 « Сравнение процессов митоза и мейоза»

Комбинированный урок

Определяют понятия Мейоз. Редукционное деление, биваленты, хромомеры, кроссинговер, стадии профазыI: лептотена, пахитена, диплотена, диакинез. Интеркинез.

Лабораторная работа

Практическая работа

§ 30

46

16н


Решение задач

Урок комплексного применения знаний

Решают задачи

Решение задач

Задачи

47

16н


Размножение. Виды бесполого размножения Способы вегетативного размножения. Половое размножение

Комбинированный урок

Описывают Формы бесполого и полового размножения. Определяют понятия Простое деление. Почкование, споруляция, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование, клон, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, конъюгация. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляция. Яички.Семенники. Анализируют текст учебника

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности. Выявление значения биологических знаний в жизни человека.

Метапредметные:

находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

объяснять биологические

явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Предметные:

научиться понимать высказывания

Комплексный опрос

§ 31,32

48-49

16н

17н


Развитие половых клеток. Оплодотворение

Практическая работа №3 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»

Комбинированный урок

Определяют понятия Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота.

Предметные: определяют понятия и выявляют ход биологических процессов

Взаимоконтроль, самоконтроль

Практическая работа

§ 33, 34

50

17н


Двойное оплодотворение

Комбинированный урок

Определяют понятия Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Восьмиядерный Зародышевый мешок. Синергиды. Антиподы. Микроспора. Пыльцевое зерно. Гаметофит, спорофит, антеридии, архегонии, заросток, мегаспора, синергиды, антиподы. Рост: верхушечный, вставочный. Камбий. Периоды онтогенеза: зародышевый, вегетативный, генеративный, старение.


Комплексный опрос

§34

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

51-52

17н

18н


Онтогенез – индивидуальное развитие. Типы онтогенеза. Периоды онтогенеза. Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция.

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эмбриональная индукция. Анализируют текст учебника

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Метапредметные:

П. УУД:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Создавать модели и схемы для решения задач.

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Р:

Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Планировать пути достижения целей. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

К:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.


Предметные: должны уметь: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов.

Должны знать: практическое применение бесполого размножения.

Должны знать: об эволюции полового размножения, специфику половых клеток - гамет.

Должны уметь: объяснять механизм мейоза.

Должны знать: специфику строения половых клеток. Этапы созревания гамет у человека и животных.

Должны уметь: определять хромосомный набор во время этапов гаметогенеза. Уметь связывать данную тему с ЗОЖ

Должны знать: Эволюционную роль опыления растений.

Должны уметь: объяснять механизм (этапы) двойного оплодотворения у растений.

Должны знать: краткую история об онтогенезе; закономерности эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологическую основу. Стадии дробления и гаструляции.

Должны уметь: определять стадию эмбрионального развития

Тест

§ 35, 36

53

18н


Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период

Комбинированный урок

Определяют понятия Онтогенез.

Характеризуют Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз: полный, неполный. Личинка. Рост. Старение. Смерть. Геронтология.

умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Комплексный опрос

§ 36,37

54

18н


Решение задач по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Индивидуальное развитие организма (онтогенез)»

Урок комплексного применения и закрепления знаний

Определяют понятия Онтогенез.Характеризуют Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз: полный, неполный. Личинка. Рост. Старение. Смерть. Геронтология.

Решают задачи

Решение задач

Задачи

55

19н


Обобщение тем: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Индивидуальное развитие организма (онтогенез)»

Урок обобщения знаний

Обобщают и решают задачи


Комплексный опрос

Повторить

56

19н


Зачет по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Индивидуальное развитие организма (онтогенез)»

Урок контроля знаний, умений, навыков.

Выполняют тест.

Корректируют знания


Предметные: Знание биологи­ческих наук и объектов их изу­чения. Знание признаков жи­вых организмов, умение давать им характеристику. Различение объ­ектов живой и неживой приро­ды. Знание и соблюдение пра­вил работы в ка­бинете биологии

Тест

Повторить

Раздел 4. Основы генетики

Тема 4.1. История развития генетики

57

19н


История развития генетики как науки. Основные понятия и символы.

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия Генетика. Ген. Наследственность. Генотип. Фенотип. Геном. Локус. Аллельные гены (аллели). Гомозигота. Гетерозигота. Признак: доминантный, рецессивный. Методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический. Чистая линия. Гибриды.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Метапредметные

Р: Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

П: Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметные:

Должны знать: основные понятия генетики

Должны уметь: объяснять эволюционное значение наследственности и изменчивости,

1 и 2 законы Менделя

Должны уметь: составлять схемы скрещивания и решать генетические задачи.

Дигибридное скрещивание, 3-й закон Г. Менделя

основные понятия генетики.

Должны знать: основные положения хромосомной теории, анализ расстояния между генами по количественным характеристикам рекомбинаций признаков в потомстве. Знать механизм определения пола

Должны уметь: составлять схемы сцепления, скрещивания. Уметь объяснять причины многих генетических болезней.


Взаимоконтроль и самоконтроль

§ 38

58

20н


Гибридологический метод и современные методы генетических исследований.

Комбинированный урок

Определяют понятия Генетика. Ген. Наследственность. Генотип. Фенотип. Геном. Локус. Аллельные гены (аллели). Гомозигота. Гетерозигота. Признак: доминантный, рецессивный. Методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический. Чистая линия. Гибриды.


Терминологический диктант

§38

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности.

59

20н


Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

Комбинированный урок

Определяют понятия Моногибридное скрещивание. Закон единообразия первого поколения (правило доминирования). Закон расщепления признаков. Закон чистоты гамет.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Метапредметные

Р: Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

П: Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметные:

Должны знать: основные понятия генетики

Должны уметь: объяснять эволюционное значение наследственности и изменчивости,

1 и 2 законы Менделя

Должны уметь: составлять схемы скрещивания и решать генетические задачи.

Дигибридное скрещивание, 3-й закон Г. Менделя

основные понятия генетики.

Должны знать: основные положения хромосомной теории, анализ расстояния между генами по количественным характеристикам рекомбинаций признаков в потомстве. Знать механизм определения пола

Должны уметь: составлять схемы сцепления, скрещивания. Уметь объяснять причины многих генетических болезней.


Комплексный опрос

§39 (49)

60

20н


Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании


Комбинированный урок

Решают задачи Определяют понятия

Множественный аллелизм. Кодоминирование. Полное и неполное доминирование. Множественное действие гена (плейотропия). Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Анализируют текст учебника

Предметные

определение методов изучения генетики человека; владение генетическими понятиями; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости.

решение задач с указанием типа наследования признаков

Личностные

соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).

Метапредметные: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить речевое высказывание, выделение осознанного и контроль.

Комплексный опрос

§39 (49)

61

21н


Множественный аллелизм

Комбинированный урок

Решают задачи Определяют понятия

Множественный аллелизм. Кодоминирование. Полное и неполное доминирование. Множественное действие гена (плейотропия). Неполное доминирование. СверхдоминированиеАнализируют текст учебника

Решение задач

§40 (50, 55)

62

21н


Анализирующее скрещивание.

Комбинированный урок

Определяют понятия Анализирующее скрещивание. Генофонд вида.

Решают задачи

Решение задач

§40

63-64

21н


22н


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Урок комплексного применения знаний

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Фенотипический радикал.

Решают задачи

Личностные: смыслообразование и самоопределение

Предметные:  умение решать задачи по генетике по законам Менделя (дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, анализирующее скрещивание), задачи на сцепленное с полом явление, явление множественного аллелизма, задачи на сцепленное наследование по закону Моргана с кроссинговером и без кроссинговера, владение терминологией.

Метапредметные:

организация учебного сотрудничества с учителем, с одноклассниками, умение точно выразить свою мысль, владение монологичной речью при формулировании пояснения к решению задачи.

Взаимоконтроль

§41

65-66

22н

23н


Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер. Хромосомные карты.

Комбинированный урок

Раскрывают значение Хромосомная теория наследственности. Закон сцепленного наследования генов. Работы и закон Моргана. Закон нарушения сцепления генов. Рекомбинация генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Морганида. Решение задач

Самоконтроль, взаимоконтроль.

§42

67-68

23н


Взаимодействие неаллельных генов

Полимерное действие генов.

Комбинированный урок

Определяют понятия: Комплиментарное взаимодействие, эпистаз: доминантный, рецессивный.Полимерное действие генов Плейотропность. Решение задач

Решение задач

§43

69

24н


Цитоплазматическая наследственность.


Комбинированный урок

Определяют понятия: Цитоплазматическая наследственность

Аутосомы. Половые хромосомы. Пол: гомогаметный, гетерогаметный. Сцепленное с полом наследование. Решение задач

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Взаимоконтроль

§ 44

70

24н


Генетическое определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом

Комбинированный урок

Определяют понятия: Цитоплазматическая наследственность

Аутосомы. Половые хромосомы. Пол: гомогаметный, гетерогаметный. Сцепленное с полом наследование. Решение задач

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Взаимоконтроль

§45

71

24н


Решение генетических задач


Урок комплексного применения знаний

Решают задачи

Самостоятельное решение задач

задачи

72

25н


Обобщение и повторение

Урок систематизации и обобщения знаний, умений.

Закономерности наследственности. Проверяют и корректируют знания

Метапредметные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание изученного материала.

Личностные: самоопределение

Тест

§(49-56)

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций.

73

25н


Модификационная изменчивость

Лабораторная работа №7«Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Урок комбинированный

Определяют понятия: Изменчивость. Признаки: качественные, количественные. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая нормального распределения. Предел изменчивости признака. Норма реакции.

Изменчивость ненаследственная (модификационная, фенотипическая). Модификации.

Выполняют Л/р

Предметные: давать определение понятий «наследственность», «изменчивость». Различать формы изменчивости. Характеризовать мутационную и модификационную изменчивость. Классифицировать мутации. Перечислять свойства мутаций и описывать их эволюционное значение в природе. Объяснять понятие «норма реакций». Описывать значение широты нормы реакции различных признаков для организмов. Сравнивать мутации и модификации.

Лабораторная работа

§46 (57, 58)

74-75

25н

26н


Наследственная изменчивость.

Генные и хромосомные мутации


Комбинированный урок

Определяют понятия: Наследственная (генотипическая) изменчивость: комбинативная, мутационная.

Мутации: генные (точковые), хромосомные, геномные. Описывают Хромосомные перестройки (абберации) (виды хромосомных мутаций): делеция, дупликация, транслокация, инверсия. Анализируют текст учебника

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о роли наследственной изменчивости в процессе эволюции. Представление о модификационной изменчивости как свойстве живых организмов приспосабливаться к изменениям среды, основываясь на возможностях своего генотипа. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью. Принятие ответственности за свои действия по отношению к окружающим. Осознание важности получения знаний.

Взаимоконтроль

изменчивость § 46(59). 47§ (60)

76

26н


Геномные мутации

Комбинированный урок

Определяют понятия: Геномные мутации: полиплоидия, анеуплоидия (гетероплоидия)

Матепредметные: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определение понятий. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, анализировать результаты своей работы на уроке, развитие навыков оценки и самоанализа. Умение слушать одноклассников и учителя, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения.


Фронтальный и индивидуальный опрос

§47(60)

77-78

26н

27н


Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Биологическая роль мутаций.

Комбинированный урок

Определяют понятия: Мутант. Мутагены.

Соматические и генеративные мутации Анализируют текст учебника


Взаимоконтроль

§48(61)

79

27н


Обобщающий урок

Урок систематизации, обобщения умений и знаний

Выполняют тест


Тест


Раздел 5. Генетика человека

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека

80-81

27н

28н


Методы исследования генетики человека. Методика составления родословных

Практическая работа №4 « Составление и анализ родословных»

Определяют понятия: Геном человека. Идиограмма. Секвенирование. Карты хромосом: генетические, физические, секвенсовые.

Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Пробанд. Близнецы: однояйцевые, разнояйцевые. Выполняют Л/р «составление и анализ родословных»

Предметные

определение методов изучения генетики человека; владение генетическими понятиями; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости.

решение задач с указанием типа наследования признаков

Личностные

соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).


Практическая работа

§49 (62, 63)

Тема 5.2.Генетика и здоровье

82

28н


Генные заболевания. Хромосомные болезни.


Комбинированный урок

Описывают Болезни: моногенные, полигенные, генные, хромосомные. Анализируют текст учебника

Метапредметные:

Моделирование, решение логической проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование


§50 (64)

83

28н


Медико-генетическое консультирование. Проблемы генетической безопасности

Урок комплексного применения знаний

Характеризуют Медико-генетическое консультирование. Определяют понятия:

Дородовая диагностика. Амниоцентез. Болезни: наследственные, врожденные.

Фронтальный опрос

Защита сообщений

§51(65)

84

29н


Обобщение

Урок систематизации и обобщения знаний

Определяют понятия: Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Генетика человека. Решают тест

Фронтальный опрос

§(46-65)

Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии

Тема 6.1. Основные методы селекции

85-86

29н

29н


Селекция и ее методы .Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.


Урок усвоения новых знаний

Характеризуют Селекция как процесс и наука. Селекция: примитивная, комбинативная. Определяют понятия: Отбор. Гибридизация. Мутагенез. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис. Искусственный отбор: массовый, индивидуальный. Производители. Экстерьер. Сорт. Порода. Штамм.

Сравнивают Центры происхождения многообразия и культурных растений. Изучают Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Доместикация. Центры происхождения домашних животных.

Предметные: центры происхождения и многообразия сортов культурных растений по Н.И. Вавилову. Уметь показывать центры происхождения культурных растений на карте мира и называть растения, чьей родиной они являются; различать на рисунках и таблицах сор­та культурных растений.

Метапредметные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке. Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

  • познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, характеризовать объекты, приводить доказательства утверждениям, готовить сообщения и презентации.

  • личностные: понимание важности оп­ределения центра происхождения рас­тений для селекционной работы; осознание необходимости селекции для обеспечения населения планеты необходимыми продуктами питания.


Осуществляют самопроверку

§64 (66, 67)

87

30н


Методы селекции растений

Лабораторная работа №8 «Изучение фенотипов растений»

Комбинированный урок

Определяют понятия: Массовый и индивидуальный отбор. Гибридизация с последующим отбором. Отдаленная гибридизация. Межлинейное скрещивание. Характеризуют Экспериментальный мутагенез: радиационный, химический. Полиплоиды. Отдаленная гибридизация. Метод ментора.

Личностные: смыслоопределение и самоопределение

Лабораторная работа

§65 (67, 68, 70)

88-89

30н

30н


Методы селекции животных

Комбинированный урок

Определяют понятия: Гибридизация и индивидуальный отбор. Отдаленная гибридизация. Сравнивают Скрещивание: близкородственное (инбридинг), неродственное (аутбридинг). Инбредная линия. Гетерозис (гибридная сила). Межлинейные гибриды: простой, двойной.

Взаимоконтроль, фронтальный опрос

§66 (69)

90

31н


Микроорганизмы и особенности их селекции

Комбинированный урок

Определяют понятия: Клон. Составляют Схему селекции микроорганизмов. Анализируют текст учебника


Фронтальный опрос

§67

Тема 6.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии

91-92

31н

31н


Биотехнология в практической деятельности человека.

Микробиологическая технология.

Урок усвоения новых знаний

Определяют понятия: Биотехнология. Иммобилизованные ферменты. Инженерная энзимология.

Микробиологическая технология. Рассматривают Производство белка. Бактериально-химическое выщелачивание металлов. Обессерирование углей. Повышение нефтеотдачи пластов.

Предметные: определение понятиям: биотехнология, клеточная инженерия, клонирование.

Описывать свойства объектов исследования биотехнологии (микроорганизмов, растений, животных, человека)

Определять методы клеточной инженерии

Знать основные этапы клонирования растений и животных

Анализировать и оценивать роль клонирования  в жизни человека, медицине и сельском хозяйстве.

Метапредметные: уметь рассматривать проблему клонирования с разных точек зрения: психологической, юридической, экономической, медицинской, космической

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию




Защита сообщений

§68 (71), §(72 )

93

32н


Методы клеточной инженерии (растений)

Урок комплексного применения знаний

Определяют понятия: Клеточная инженерия. Генетическое клонирование. Протопласт. Клеточная технология. Культура клеток и тканей. Тотипотентность. Микроклональное размножение растений. Соматическая гибридизация.

Личностные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

умение управлять своей познавательной деятельностью

ставить цель и анализировать условия достижения цели

признание ценности здоровья, своего и других людей

прогнозировать ситуацию будущих событий

устанавливать причинно следственные связи.


Фронтальный опрос

§(73)

94-95

32н

32н


Методы клеточной инженерии (животных). Хромосомная и генная инженерия

Комбинированный урок

Определяют понятия: Гибридомы. Моноклональные антитела. Реконструкция яйцеклеток. Метод трансплантации ядер. Клонирование животных.

Биоинженерия: хромосомная, генная. Рестриктазы. Плазмиды. Метод рекомбинантных плазмид. Трансгенные (генетически модифицированные) организмы.


Фронтальный опрос

§(73) §(74)

96

33н


Современное состояние и перспективы биотехнологии

Урок актуализации знаний

Характеризуют Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива.

Защита сообщений, взаимоконтроль


97

33н


Обобщение

Урок систематизации, обобщения знаний и умений

Определяют понятия: Селекция организмов. Биотехнология. Выполняют задания.Семинар.

Взаимоконтроль

§(66-74)

98

33н


Зачет

Урок контроля знаний

Определяют понятия: Селекция организмов. Биотехнология. Выполняют задания


Тест


99

34н


Обобщение по разделу Биология. Биологические системы и процессы

Комбинированный урок

Предметные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сериация, классификация

-понимание текстов, извлечение необходимой информации

-подведение под понятие

-моделирование, преобразование модели

-использование знаково-символических средств

-установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности

-выполнение действий по алгоритму



§(1-74)

100-102

34н

34н


Решение задач

Урок комплексного применения знаний

Решают задачи

Личностные: самоопределение своей деятельности

Метапредметные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Решение задач


103

35н


Итоговое повторение

Урок систематизации обобщение знаний, умений

Предметные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сериация, классификация

-понимание текстов, извлечение необходимой информации

-подведение под понятие

-моделирование, преобразование модели

-использование знаково-символических средств

-установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности

-выполнение действий по алгоритму


Фронтальный и индивидуальный опрос

Взаимоконтроль, самоконтроль

Подготовиться к тесту

104

35н


Итоговый тест

Выполняют тест

Личностные: самоопределение своей деятельности

Метапредметные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тест



повторить

105

35н


Итоговое занятие







59