1
XVIII районная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Исследовательская работа
"Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Российская Федерация
с.Перегребное Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
СИМПОЗИУМ 3. Математика и информационные технологии
Секция 3А Прикладная математика
Автор:
З
лыгостева Алина Дмитриевна
учащийся 7 б класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Научный руководитель:
Климова Елена Петровна
учитель физики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа "Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Автор: Злыгостева Алина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район с.Перегребное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
7 б класс
АННОТАЦИЯ
Гипотеза: Я предположила, что можно привлечь внимание окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если: бережно относиться к учебным пособиям.
Актуальность исследования: Я считаю, что тема моей исследовательской работы должна заинтересовать многих, так как проблема сохранения леса является на сегодняшний день актуальной По статистике за последние три года увеличилось количество лесных пожаров, незаконной вырубки деревьев. Кроме этого, значительный урон лесу дает производство. бумаги.
Цель работы: изучить технологию производства бумаги и посчитать во сколько гектар леса обходится изготовление базового комплекта по математике для 6 класса.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения бумаги.
2. Познакомиться с современным бумажным производством.
3.Узнать свойства бумаги как материала.
4.Выяснить, сколько леса можно сохранить, если уменьшить
бумагооборот вследствие бережного отношения к учебным пособиям.
Объект исследования: бумага
Предмет исследования: расчёт - во сколько гектар леса обходится изготовление базового комплекта по математике для 6 класса.
Методы исследования: анализ, сравнение, вычисление, диагностика статистических материалов.
Работа участвовала на V школьной научной конференции «Мы – будущее науки», где была представлена в 2019 году
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………..…………………………………………..……………….......4
Глава 1. Теоретическая часть..…………. ………………...………………….…………..……..5
1.1 История создания бумаги..………….……………...….……………..………….……..5
1.2 Производство бумаги………….….………………………………………..…..…..…...6
1.3 Свойство бумаги как материала..…………………………………….……..…………..6
Глава 2. Практическая часть…………………………………..…………………….….………8
2.1 Расчет бумаги для учебного комплекта «Математика» -6 класс…………….…….8
Заключение..………………………………………………………...……….……………..…..10
Список используемых источников информации………………………………………..…...11
Исследовательская работа "Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Автор: Злыгостева Алина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район с.Перегребное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
7 б класс
ВВЕДЕНИЕ
К
огда вы проходите по лесу и любуетесь высокими стройными деревьями, вам, наверное, не приходит в голову, что вокруг вас зеленеют будущие книжки и тетрадки, пакеты для молока, обои... Словом, всё, что делают из бумаги. Людьми составлена универсальная десятка наиболее великих открытий в истории человечества. Одно из них – письменность.
Люди берут от леса многое: материалы для строительства, пищу, лекарства, сырье для бумажной промышленности. Древесина, хвоя и кора деревьев служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Около половины добываемой древесины поступает на топливные нужды, а треть идет на строительство. Четверть всех используемых медикаментов получают из растений тропических лесов.
Тесно связана с ним другое изобретение – бумага. Её открытие чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Бумага стала простым, доступным для письма материалом, приготовленным из сырья растительного происхождения. Её рождение произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела. Сегодня мы не можем представить свою повседневную жизнь без бумаги, которую используем во всех сферах и областях жизни. Бумага представляет собой материал в виде листов, предназначенных для письма, рисования, выпуска книг, для бытовых надобностей и т. д. Она изготавливается из сырья растительного происхождения и вторсырья.
Исследовательская работа "Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Автор: Злыгостева Алина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район с.Перегребное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
7 б класс
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 История создания бумаги
Что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага – материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Она нужна для учебы, творческой работы и бытовых надобностей.
В карманах и в сумках хранятся документы. Редко кто обходиться без записной книжки. В редкой семье не знают таких удобных вещей, как бумажные салфетки, полотенца и скатерти. Всем приходиться иметь дело с бумажными денежными знаками. Каждый день в школе благодаря бумаге мы приобщаемся к знаниям. Давайте узнаем историю создания бумаги.
Возникновения бумажного производства берет свое начало в глубокой древности, когда у общества возникла потребность фиксировать свои взаимоотношения.
Материалы для письма на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения:
-
изначальное обращение людей к камню
-
использование глины
-
попытки писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости.
-
производство папируса
-
возникновение пергамента (велена)
-
открытие технологичного производства бумаги Цай Лунем
Искусство делать бумагу разошлось по всему миру, в том числе и до России.
Первые попытки изготовления бумаги в России начались в середине 16 века при Иване Грозном.
Мощный толчок к развитию бумажного производства дал Петр Первый
-
замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской.
-
выпуск первой русской газеты.
-
выпуск большого числа книг по различным вопросам науки и техники.
-
запрет на применение заграничной бумаги.
-
строительство бумажных предприятий.
-
изготовление первой бумагоделательной машины.
В первой половине 19 века было сделано ряд существенных усовершенствований бумагоделательной машины, но принципиальная технологическая схема целого столетия осталось неизменной.
1.2 Производство бумаги
Бумагу делают на целлюлозно-бумажном комбинате. Производственный процесс достаточно сложен. Содержит в себе различные операции.
Схематично процесс производства бумаги выглядит так:
Бумагу чаще всего производят из ели, сосны и березы, но также используют и другое растительное сырье, например, солому или хлопок.
1.3 Свойства бумаги как материала
Р
ост и развитие ели
Первые побеги ели схожи с сосновыми всходами. Молодые деревца растут медленно, и только после 10 лет можно увидеть, как растут ели быстро, резко увеличивая темп роста. И так она растет до 100 лет, а то и немного больше, и только после этого возраста снижается темп прироста ели в высоту.
Плодоносить ель может начать как с 15, так и с 70 лет. Если ели растут на открытых местах, то плодоносят раньше, чем те, которые произрастают среди других деревьев. Для хорошего роста ели важна влажная и мягкая земля. Ближе к десятилетнему возрасту ели отмирает ее стержневой корень. А слабые боковые корни находятся в верхнем слое почвы, поэтому эти деревья страдают от ветровала.
Для тех, кто не знает, сколько растут ели, можно сказать, что эти деревца живут несколько сотен лет. Обычно ели живут 300 лет. Но есть и уникальные деревья, живущие больше 500 лет.
С
осна – описание и характеристика дерева. Сосна – это светолюбивое растение. Время цветения наступает в конце весны, но процесс происходит без появления цветков. В итоге образуются сосновые шишки, которые отличаются многообразием форм, размеров и цветов. Дерево сосна растет очень быстро, особенно в первые 100 лет. Высота ствола сосны варьируется от 35 метров до 75 метров, а диаметр ствола может достигать 4 метров.
Б
ереза — описание и характеристика.
Эти деревья, за исключением некоторых карликовых видов, достигают 45 метров в высоту, а ствол березы может достигать в обхвате 1,5 метров.
Средняя продолжительность жизни этих деревьев колеблется от 100 до 300 лет, хотя отмечались экземпляры, перевалившие за 400 летний рубеж.
Сколько нужно древесины для получения листа бумаги?
Если говорить о первичном получении целлюлозы непосредственно из древесины, то необходимо учитывать что выход чистой целлюлозы составляет от 25% до 38%, следовательно, из килограмма древесины можно получить 240-375 грамм бумаги.
Исследовательская работа "Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Автор: Злыгостева Алина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район с.Перегребное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
7 б класс
Глава 2. Практическая часть
2.1 Расчет бумаги для учебного комплекта «Математика» -6 класс
В базовый комплект входят: учебник, дидактический материал, тестовые работы, контрольные работы, рабочая тетрадь в 2х экземплярах
Задача 1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать учебный комплект «Математика -6» Г.В.Дорофеев
Э
тапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы.
S = 0,14*0,21= 0,0294 м2
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике.
0,0294*285 = 8,379 м2
3. Умножить на количество учащихся класса
8,379 м*19 = 159,201 м2 бумаги
4.Использовала научные данные с сайта Российского экологического центра, какую площадь вырубают лесных угодий, чтобы получить 1000 м2 бумаги 0,25 га леса т.е в 2,5 раз больше.
159,201 м2 *2,5 = 398,0025 м2 леса или же приблизительно 0,04 га леса. И это только бумаги ушло на учебники для нашего класса. А ведь есть пособие дидактического материала, контрольные работы, тестовые работы, рабочие тетради я посчитала аналогичным методом и получила, что, чтобы наш класс обучался по полному комплекту к учебнику Математика 6 государство использовало 0,13 га леса. Заметьте, что это потрачено только на один комплект, а представьте, сколько древесины уйдёт на все учебники нашего класса, а всех классов нашей школы.
Задача 2: Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы изготовить необходимое количество тетрадей по математике на весь учебным год для ученика 6 класса.
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одного листа тетради.
S = 0,17*0,21= 0,0357 м2 бумаги
2. Умножить результат на количество листов в тетради.
0,0357*12 = 0,4284 м2 бумаги
3. Выясним, сколько тетрадей по математике использует ученик 6 класса за весь учебный год- в среднем 18 тетрадей.
4. Умножить на результат количество тетрадей.
0, 4284 м2 *18 = 7,7112 м2 бумаги
5. Использовала научные данные с сайта Российского экологического центра, какую площадь вырубают лесных угодий, чтобы получить 1000 м2 бумаги 0,25 га леса т.е в 2,5 раз больше.
6. Сколько вырубили леса, чтобы изготовить 18 тетрадей?
7,7112 м *2,5 = 19,278 м2 леса 0,0019 га леса -* это для 1 учащегося
0,0019*19 = 0,004га леса для всего класса
Вывод: На изготовление необходимого количество тетрадей по математике на весь учебный год для нашего класса государство использовало приблизительно 0,004 га леса. Заметьте, что это потрачено только на учащихся одного класса. А представьте, сколько древесины уйдёт на все тетради, всех классов.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна(дерева) – 0,33 м3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Я взвесила весь комплект математики 6 класса /0,9 кг/ и посчитала, что, чтобы изготовить 1 комплект требуется 1/3 дерева, а для класса 6-7 необходимо дерева.
Исследовательская работа "Расчёт и вычисления расхода бумаги на уроке математики"
Автор: Злыгостева Алина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район с.Перегребное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
7 б класс
Заключение
Таким образом, поставленных целей я достигла. Чтобы обеспечить учебную деятельность школьникам государство вырубает 0,13 га леса на изготовление учебного комплекта «Математика 6», 0,004 га леса на изготовление тетрадей по математике для нашего класса на весь учебный год.
Учебные комплекты используются весь год, четверть из них возвращается в библиотеку в потрепанном виде. Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательство нового. Научись бережно относиться к природным ресурсам.
Невозможно представить, сколько вырубит государство леса, чтобы обеспечить учебниками и тетрадями учащихся нашей школы, а всех школ страны.
Список используемых источников информации:
-
Богданов В.В. Энциклопедия обыкновенных вещей – 1998
-
Энциклопедия "Всё обо всём", Москва, Арт-Пресс, 1999
-
Малкин И.Т. История бумаги - издательство Академии Наук, 1940. - 192 с.
-
Сайт Российского экологического центра