ФИО учителя: | Мальцева Елена Геннадьевна, МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области |
Класс, дата: | 8 класс, февраль 2015 года. |
Тема урока: | «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи» |
Тип урока: | Комплексного применения знаний и умений (урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний»). |
Авторы УМК: | «Физика. 8 класс» - авторы А.В. Перышкин из УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. «Физика». Учебно-методический комплекс для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (издательство «Дрофа»). |
Триединая дидактическая цель. | Формирование у обучающихся навыков расчета силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи через решение задач различных типов. Развитие у обучающихся логического и образного мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предмету. Воспитание у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности. |
Место и роль урока в изучаемой теме: | Глава II. Электрические явления (27 часов). В данной главе урок «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи» восемнадцатый. Ранее рассматривались вопросы о величинах характеризующих электрический ток в цепи и закон ома для участка цепи их объединяющий. Позднее будут рассматриваться вопросы о видах соединения проводников. |
Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС). | Личностные: Школьник получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию. Метапредметные: Школьник научится решать качественные, графические, экспериментальные и расчетные задачи по теме. Школьник получит возможность научиться использовать знания об электрических явлениях (постоянном токе на участке цепи) в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; оценивать реальность полученного значения физической величины. Предметные: Школьник научится решать задачи, используя закон Ома для участка цепи и формул, связывающих физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества). |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные наборы «Электричество». |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку МS Power Point «Урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний», Владимир Высоцкий - Вершина (audiopoisk.com). |
Характеристика этапов урока |
Этап урока | Цель/задача этапа | Планируемое время | Деятельность (Д) и слова (С) учителя | Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся | Запланированный результат этапа (УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П)) |
Организационный этап | Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке. | 01 мин | (Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. (С.) …Мы продолжаем с вами говорить о физических величинах, которые характеризуют постоянный электрический ток, о законе, объединяющем эти величины, но с той разницей, что сегодня урок у нас пройдет в непривычной форме. | (Д). Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, настраиваются на работу на уроке. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. (Р). Устанавливать целевые приоритеты. |
Мотивация деятельности | Побуждать познавательный интерес к предмету и окружающему миру | 03 мин | (Д.) Создает эмоциональный настрой на урок, погружает в атмосферу структуры урока, акцентирует на приоритетные направления. (С). Сегодня вас ждет урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний». Куда же мы будем восходить? Ну, конечно же, в горы. Горы всегда привлекали, манили людей своей красотой, неизвестностью, высотой. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - говорил В. Высоцкий Послушайте песню в его исполнении (Вершина (audiopoisk.com), звук в формате MP3). Но за всей этой красотой кроются опасности, которые встречает каждый, совершая восхождение в горы. И поэтому самое главное в горах – это самообладание, проверка самого себя и рядом идущего, не бросить друга в трудную минуту. Если не будет взаимопомощи и взаимовыручки, горы не покоряются. | (Д.) Слушают учителя и аудиозапись, высказывают свои впечатления. | (Л.) Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива. (Р.) Устанавливать целевые приоритеты. (П.) Слушать и структурировать текст, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. |
Постановка цели и задач урока | Подвести обучающихся к формулировке темы урока и его задач на основе логического мышления | 03 мин | (Д.) Организует постановку целеполагания урока. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Уточняет понимание обучающимися поставленных задач урока. (С.)Посмотрите на нашу гору. Как вы думаете, чем именно мы сегодня на уроке с вами будем заниматься?  Подъём будет нелёгким. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина нам обязательно покорится. А как любой альпинист, вы получаете маршрутный лист Маршрутный лист «Восхождение на ПИК ЗНАНИЙ» | Фамилия Имя | Баллы | Проверь снаряжение | Тест | | Горная река | Анаграммы | | Затяжной подъем | Эксперимент | | Горный камнепад | Графики | | Снежная лавина | Расчетные задачи | | Ваше самочувствие | | По ходу урока вы самостоятельно будете в ней выставлять отметку о прохождении этапа. | (Д.) Рассматривают предлагаемую схему-маршрут. Высказывают свои предположения о задачах урока. Слушают о плане работы на уроке. (С.) Решать качественные, графические, экспериментальные, расчетные задачи на определения силы тока, напряжения, электрического сопротивления и закон Ома для участка цепи… | (Л.) Готовность и способность к выполнению нор обязанностей школьника. (Р.) Умение планировать пути достижения целей. (К.) Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия. |
Актуализация знаний | Повторить основные понятия и определения необходимые для дальнейшей позитивной работы | 06 мин | (Д.) Учитель организует работу по вариантам по поверке знаний и навыков обучающихся. (С.) Как правило, перед любым восхождением проверяют снаряжение. В нашем случае снаряжение это багаж знаний, которым обладает каждый из вас. А чтобы удостовериться, всего ли достаточно в багаже ответьте на небольшой «Тест» (см. Приложение к уроку)… Если у вас нет ошибок или одна ошибка, то поставьте себе в маршрутный лист 1 балл. Теперь я вижу, что вы готовы в путь. | (Д). Выполняют задания по карточкам. Проверяют правильность выполненных собою заданий, сравнивая с правильными ответами на экране. Выставляют себе отметку. | (Л.) Формирование самовоспитания. (Р.) Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий. (П.) Выбирать правильное определение понятия. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Формировать навыки решения логических задач. Развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. Воспитывать способность к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. | 06 мин | (Д.) Предлагает творческое групповое задание, объясняет процесс его выполнения и защиты. Выполняет деление обучающихся на группы. Контролирует и корректирует процесс выполнения. (С). Первое препятствие, которое нам встречается на пути – это горная река под названием «Анаграммы». Что такое анаграмма? Это слово, в котором перепутаны буквы. Сейчас каждый ряд объединяется в группу и разгадывает столбик, соответствующий своему варианту, а затем находит лишнее понятие и объясняет, почему они считают это слово лишним.  Если группа справилась с этим заданием и не обращалась к помощи товарищей из соседних групп, то поставьте в маршрутный лист себе отметку. | (Д.) Выполняют задание в группах и дают устный развернутый ответ. (С.) Ответы: 1 столбик: амперметр – остальные понятия относятся к напряжению. 2 столбик: 1: заряд – остальные слова оканчиваются на гласную букву; 2: время – сила тока и заряд зависят от его сопротивления; 3: сопротивление – остальные величины связаны определением силы тока. 3 столбик: 1: ньютон – остальное единицы электрических величин; 2: Ньютон – остальные фамилии учёных, изучавших электрические явления; 3: Вольта – сконструировал один из первых источников постоянного тока, остальные учёные открыли количественные меры взаимодействия. | (Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. (К). Аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. (П). Делать умозаключения. |
Формировать навыки решения экспериментальных задач, принципы научного метода познания окружающего мира. | 07 мин | (Д.) Ставит перед обучающимися проблему, которая разрешается экспериментально. Напоминает о технике безопасности. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Следит за процессом выполнения работы и подводит ее итоги. (С.) Преодолев успешно первое препятствие, мы поднимаемся выше в горы. И нам предстоит преодолеть затяжной подъем. Чтобы с ним справиться вы должны выполнить экспериментальную задачу, рассчитать сопротивление проводника. Как вы думаете, какие приборы в этом случае могут понадобиться? Какой вариант рабочей схемы установки вы можете предложить? Работаем в парах. В рабочей тетради необходимые записи для экспериментальной задачи. Заполняем таблицу и вывод по итогам работы.  | (Д). Слушают учителя. Составляют схему электрической цепи к экспериментальной задаче. Выполняют эксперимент, необходимые расчеты, оформляют работу. Оценивают реальность численного значения сопротивления проводника. По итогам расчетов делают выводы. (С.) В работе нам понадобится резистор, сопротивление которого и будем рассчитывать. Так же необходимы амперметр, вольтметр, ползунковый реостат, источник тока, ключ и соединительные провода. Все соединяется последовательно, за исключением вольтметра, который подключается параллельно резистору, сопротивление которого рассчитываем. | (Л.) Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Потребность в самовыражении и самореализации. (Р.) Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, основам прогнозирования и развития процесса. (К.) Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. (П.) В паре проводить исследование и объяснять его результаты. |
Формировать навыки решения графических задач. Развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. Воспитывать у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог. | 07 мин | (Д.) Организует работу по чтению и интерпретации графиков. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Корректирует их ответы. (С.) Посмотрите, пожалуйста, не отстал ли кто от группы, все на месте, значит можно продолжить восхождение. Слышите характерный шум? У нас снова препятствия – это горный камнепад, и чтобы с ним справиться нужно решить графические задачи. Посмотрите на представленные графики и дайте ответ на вопросы: Какая зависимость представлена? Какие величины можем определить по графику? Какую величину можем рассчитать и по какой формуле? На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения в металле, электролите и газе. Для какого вещества сила тока пропорциональна напряжению? В каком случае зависимость силы тока от напряжения подчиняется закону Ома? В каом случае закон Ома невыполним?   | (Д.) По «живой» очереди читают графики и обосновывают выбор своего решения. (С.) На первом графике представлена прямо пропорциональная зависимость силы тока от напряжения. На графике мы можем увидеть соответствующие пары напряжения и силы тока и по закону Ома можем рассчитать величину электрического сопротивления, выразив R =𝑼/𝑰. На втором рисунке представлена зависимость силы тока от электрического сопротивления. На графике мы можем увидеть соответствующие пары силы тока и электрического сопротивления и по закону Ома можем рассчитать величину напряжения, выразив U =𝑰∙ R. В металлах и электролитах сила тока прямо пропорциональна напряжению (графики а, б) для них закон Ома выполним. Для газов (график в) такой пропорциональности нет, зависимость силы тока от напряжения в них подчиняется другому закону. | (Л.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р.) Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. (К.) Аргументировать свою точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.. Осуществлять контроль и коррекцию действий сверстников. (П.) Читать и интерпретировать графики. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Формировать навыки решения расчетных задач. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру труда. | 07 мин | (Д.) Организует самостоятельную работу с задачником и учебником; осуществляет индивидуальный контроль. (С.) Мы поднимаемся все выше и выше. Если посмотреть вниз – дух захватывает. До вершины подать рукой. А впереди самое трудное испытание – снежная лавина. Чтобы одолеть это испытание вы самостоятельно решаете задачи из Сборника задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, за подсказкой вы можете обратиться к учебнику §46. № 1318. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм², если напряжение на зажимах реостата равно 45 В. № 1320. Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм², в котором сила тока 250 мА. Кто справится, хотя бы с одной из задач, поднимает руку. | (Д.) Решают самостоятельно расчетные задачи. Анализируют реальность численного значения и единиц измерения. Осуществляют проверку работы совместно с учителем. Ответы: № 1318. . . № 1320. . . | (Л.) Формирование готовности к самообразованию. (Р.) Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в сфере самостоятельной деятельности. (П.) Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи. |
Информация о домашнем задании | Предоставить детям возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученное | 02 мин | (Д.) Дает комментарий к домашнему заданию, отвечает на возникшие вопросы. (С.) Вот и закончилось наше путешествие. Для кого-то испытание оказалось несложным, а кто-то делал ошибки и учился их исправлять. Хочу, чтобы вы помнили, что в жизни дорогу осилит идущий. Домашнее задание: § 46 Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения, упражнение 30 (3,4). | (Д). Обучающиеся слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы, если возникли непонятные моменты. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. (Р). Планировать пути достижения целей. |
Рефлексия | Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы. | 03 мин | (Д). Учитель побуждает обучающихся анализировать содержание и процесс собственной мыслительной деятельности и определить собственную оценку за урок. (С.) Урок подходит к завершению. Посмотрите в свои маршрутные листы и подсчитайте общее количество баллов. Если у вас получилось 5 баллов, то соответственно вы получаете отметку «5», если 4 балла, то отметку «4», 3 балла – отметка «3». У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке: - Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет. - Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет. - Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет. У кого имеются какие пожелания, замечания, мнения по прошедшему уроку? Мы с вами сегодня хорошо поработали, спасибо за урок. | (Д). Обучающиеся анализирую и формулируют результат своей деятельности на уроке, дают себе самооценку, объясняют свой выбор, отмечают проблемные моменты. | (Л). Устойчивый познавательный интерес и мотив, формирование адекватной позитивной самооценки. (Р). Учиться адекватно оценивать объективную трудность поступившей информации. (К). Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей работы. |