СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся  навыков  расчета силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи через решение задач различных типов. 

Просмотр содержимого документа
««Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи»»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика».


ФИО учителя:

Мальцева Елена Геннадьевна, МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области

Класс, дата:

8 класс, февраль 2015 года.

Тема урока:

«Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи»

Тип урока:

Комплексного применения знаний и умений (урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний»).

Авторы УМК:

«Физика. 8 класс» - авторы А.В. Перышкин из УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. «Физика». Учебно-методический комплекс для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (издательство «Дрофа»).

Триединая дидактическая цель.

Формирование у обучающихся навыков расчета силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи через решение задач различных типов. Развитие у обучающихся логического и образного мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предмету. Воспитание у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Глава II. Электрические явления (27 часов). В данной главе урок «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи» восемнадцатый. Ранее рассматривались вопросы о величинах характеризующих электрический ток в цепи и закон ома для участка цепи их объединяющий. Позднее будут рассматриваться вопросы о видах соединения проводников.

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС).

Личностные: Школьник получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные: Школьник научится решать качественные, графические, экспериментальные и расчетные задачи по теме. Школьник получит возможность научиться использовать знания об электрических явлениях (постоянном токе на участке цепи) в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; оценивать реальность полученного значения физической величины.

Предметные: Школьник научится решать задачи, используя закон Ома для участка цепи и формул, связывающих физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества).

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные наборы «Электричество».

Образовательные ресурсы

Презентация к уроку МS Power Point «Урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний», Владимир Высоцкий - Вершина (audiopoisk.com).


Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность (Д) и

слова (С) учителя

Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся

Запланированный результат этапа

(УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П))

Организационный этап

Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке.


01 мин

(Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

(С.) …Мы продолжаем с вами говорить о физических величинах, которые характеризуют постоянный электрический ток, о законе, объединяющем эти величины, но с той разницей, что сегодня урок у нас пройдет в непривычной форме.

(Д). Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, настраиваются на работу на уроке.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

(Р). Устанавливать целевые приоритеты.

Мотивация деятельности

Побуждать познавательный интерес к предмету и окружающему миру


03 мин

(Д.) Создает эмоциональный настрой на урок, погружает в атмосферу структуры урока, акцентирует на приоритетные направления.

(С). Сегодня вас ждет урок – путешествие «Восхождение на Пик Знаний». Куда же мы будем восходить? Ну, конечно же, в горы. Горы всегда привлекали, манили людей своей красотой, неизвестностью, высотой. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - говорил В. Высоцкий

Послушайте песню в его исполнении (Вершина (audiopoisk.com), звук в формате MP3).

Но за всей этой красотой кроются опасности, которые встречает каждый, совершая восхождение в горы. И поэтому самое главное в горах – это самообладание, проверка самого себя и рядом идущего, не бросить друга в трудную минуту. Если не будет взаимопомощи и взаимовыручки, горы не покоряются.

(Д.) Слушают учителя и аудиозапись, высказывают свои впечатления.

(Л.) Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива.

(Р.) Устанавливать целевые приоритеты.

(П.) Слушать и структурировать текст, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Постановка цели и задач урока

Подвести обучающихся к формулировке темы урока и его задач на основе логического мышления


03 мин

(Д.) Организует постановку целеполагания урока. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Уточняет понимание обучающимися поставленных задач урока.

(С.)Посмотрите на нашу гору. Как вы думаете, чем именно мы сегодня на уроке с вами будем заниматься?

Подъём будет нелёгким. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина нам обязательно покорится. А как любой альпинист, вы получаете маршрутный лист

Маршрутный лист «Восхождение на ПИК ЗНАНИЙ»

Фамилия Имя

Баллы

Проверь снаряжение

Тест


Горная река

Анаграммы


Затяжной подъем

Эксперимент


Горный камнепад

Графики


Снежная лавина

Расчетные задачи


Ваше самочувствие


По ходу урока вы самостоятельно будете в ней выставлять отметку о прохождении этапа.

(Д.) Рассматривают предлагаемую схему-маршрут. Высказывают свои предположения о задачах урока. Слушают о плане работы на уроке.

(С.) Решать качественные, графические, экспериментальные, расчетные задачи на определения силы тока, напряжения, электрического сопротивления и закон Ома для участка цепи…

(Л.) Готовность и способность к выполнению нор обязанностей школьника.

(Р.) Умение планировать пути достижения целей.

(К.) Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия.

Актуализация знаний

Повторить основные понятия и определения необходимые для дальнейшей позитивной работы


06 мин

(Д.) Учитель организует работу по вариантам по поверке знаний и навыков обучающихся.

(С.) Как правило, перед любым восхождением проверяют снаряжение. В нашем случае снаряжение это багаж знаний, которым обладает каждый из вас. А чтобы удостовериться, всего ли достаточно в багаже ответьте на небольшой «Тест» (см. Приложение к уроку)… Если у вас нет ошибок или одна ошибка, то поставьте себе в маршрутный лист 1 балл. Теперь я вижу, что вы готовы в путь.

(Д). Выполняют задания по карточкам. Проверяют правильность выполненных собою заданий, сравнивая с правильными ответами на экране. Выставляют себе отметку.


(Л.) Формирование самовоспитания.

(Р.) Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

(П.) Выбирать правильное определение понятия.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Формировать навыки решения логических задач. Развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. Воспитывать способность к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.


06 мин

(Д.) Предлагает творческое групповое задание, объясняет процесс его выполнения и защиты. Выполняет деление обучающихся на группы. Контролирует и корректирует процесс выполнения.

(С). Первое препятствие, которое нам встречается на пути – это горная река под названием «Анаграммы». Что такое анаграмма? Это слово, в котором перепутаны буквы. Сейчас каждый ряд объединяется в группу и разгадывает столбик, соответствующий своему варианту, а затем находит лишнее понятие и объясняет, почему они считают это слово лишним.

Если группа справилась с этим заданием и не обращалась к помощи товарищей из соседних групп, то поставьте в маршрутный лист себе отметку.

(Д.) Выполняют задание в группах и дают устный развернутый ответ.

(С.) Ответы:

1 столбик: амперметр – остальные понятия относятся к напряжению.

2 столбик: 1: заряд – остальные слова оканчиваются на гласную букву; 2: время – сила тока и заряд зависят от его сопротивления; 3: сопротивление – остальные величины связаны определением силы тока.

3 столбик: 1: ньютон – остальное единицы электрических величин; 2: Ньютон – остальные фамилии учёных, изучавших электрические явления; 3: Вольта – сконструировал один из первых источников постоянного тока, остальные учёные открыли количественные меры взаимодействия.

(Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

(Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

(К). Аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

(П). Делать умозаключения.

Формировать навыки решения экспериментальных задач, принципы научного метода познания окружающего мира.


07 мин

(Д.) Ставит перед обучающимися проблему, которая разрешается экспериментально. Напоминает о технике безопасности. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Следит за процессом выполнения работы и подводит ее итоги.

(С.) Преодолев успешно первое препятствие, мы поднимаемся выше в горы. И нам предстоит преодолеть затяжной подъем. Чтобы с ним справиться вы должны выполнить экспериментальную задачу, рассчитать сопротивление проводника. Как вы думаете, какие приборы в этом случае могут понадобиться? Какой вариант рабочей схемы установки вы можете предложить?

Работаем в парах. В рабочей тетради необходимые записи для экспериментальной задачи. Заполняем таблицу и вывод по итогам работы.

(Д). Слушают учителя. Составляют схему электрической цепи к экспериментальной задаче. Выполняют эксперимент, необходимые расчеты, оформляют работу. Оценивают реальность численного значения сопротивления проводника. По итогам расчетов делают выводы.

(С.) В работе нам понадобится резистор, сопротивление которого и будем рассчитывать. Так же необходимы амперметр, вольтметр, ползунковый реостат, источник тока, ключ и соединительные провода. Все соединяется последовательно, за исключением вольтметра, который подключается параллельно резистору, сопротивление которого рассчитываем.

(Л.) Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Потребность в самовыражении и самореализации.

(Р.) Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, основам прогнозирования и развития процесса.

(К.) Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

(П.) В паре проводить исследование и объяснять его результаты.

Формировать навыки решения графических задач. Развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. Воспитывать у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог.


07 мин

(Д.) Организует работу по чтению и интерпретации графиков. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Корректирует их ответы.

(С.) Посмотрите, пожалуйста, не отстал ли кто от группы, все на месте, значит можно продолжить восхождение. Слышите характерный шум? У нас снова препятствия – это горный камнепад, и чтобы с ним справиться нужно решить графические задачи.

Посмотрите на представленные графики и дайте ответ на вопросы:

  • Какая зависимость представлена?

  • Какие величины можем определить по графику?

  • Какую величину можем рассчитать и по какой формуле?

  • На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения в металле, электролите и газе. Для какого вещества сила тока пропорциональна напряжению? В каком случае зависимость силы тока от напряжения подчиняется закону Ома? В каом случае закон Ома невыполним?

(Д.) По «живой» очереди читают графики и обосновывают выбор своего решения.

(С.) На первом графике представлена прямо пропорциональная зависимость силы тока от напряжения. На графике мы можем увидеть соответствующие пары напряжения и силы тока и по закону Ома можем рассчитать величину электрического сопротивления, выразив

R =𝑼/𝑰.

На втором рисунке представлена зависимость силы тока от электрического сопротивления. На графике мы можем увидеть соответствующие пары силы тока и электрического сопротивления и по закону Ома можем рассчитать величину напряжения, выразив U =𝑰∙ R.

В металлах и электролитах сила тока прямо пропорциональна напряжению (графики а, б) для них закон Ома выполним. Для газов (график в) такой пропорциональности нет, зависимость силы тока от напряжения в них подчиняется другому закону.

(Л.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

(Р.) Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

(К.) Аргументировать свою точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.. Осуществлять контроль и коррекцию действий сверстников.

(П.) Читать и интерпретировать графики. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формировать навыки решения расчетных задач. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру труда.


07 мин

(Д.) Организует самостоятельную работу с задачником и учебником; осуществляет индивидуальный контроль.

(С.) Мы поднимаемся все выше и выше. Если посмотреть вниз – дух захватывает. До вершины подать рукой. А впереди самое трудное испытание – снежная лавина. Чтобы одолеть это испытание вы самостоятельно решаете задачи из Сборника задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, за подсказкой вы можете обратиться к учебнику §46.

№ 1318. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм², если напряжение на зажимах реостата равно 45 В.

№ 1320. Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм², в котором сила тока 250 мА.

Кто справится, хотя бы с одной из задач, поднимает руку.

(Д.) Решают самостоятельно расчетные задачи. Анализируют реальность численного значения и единиц измерения. Осуществляют проверку работы совместно с учителем.

Ответы:

№ 1318.

. .

№ 1320.

. .

(Л.) Формирование готовности к самообразованию.

(Р.) Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в сфере самостоятельной деятельности.

(П.) Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи.

Информация о домашнем задании

Предоставить детям возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученное


02 мин

(Д.) Дает комментарий к домашнему заданию, отвечает на возникшие вопросы.

(С.) Вот и закончилось наше путешествие. Для кого-то испытание оказалось несложным, а кто-то делал ошибки и учился их исправлять. Хочу, чтобы вы помнили, что в жизни дорогу осилит идущий.

Домашнее задание: § 46 Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения, упражнение 30 (3,4).

(Д). Обучающиеся слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы, если возникли непонятные моменты.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

(Р). Планировать пути достижения целей.

Рефлексия

Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы.


03 мин

(Д). Учитель побуждает обучающихся анализировать содержание и процесс собственной мыслительной деятельности и определить собственную оценку за урок.

(С.) Урок подходит к завершению. Посмотрите в свои маршрутные листы и подсчитайте общее количество баллов. Если у вас получилось 5 баллов, то соответственно вы получаете отметку «5», если 4 балла, то отметку «4», 3 балла – отметка «3».

У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке:

- Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет.

- Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет.

- Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет.

У кого имеются какие пожелания, замечания, мнения по прошедшему уроку? Мы с вами сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.

(Д). Обучающиеся анализирую и формулируют результат своей деятельности на уроке, дают себе самооценку, объясняют свой выбор, отмечают проблемные моменты.

(Л). Устойчивый познавательный интерес и мотив, формирование адекватной позитивной самооценки.

(Р). Учиться адекватно оценивать объективную трудность поступившей информации.

(К). Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей работы.


Список использованной литературы.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Примерная программа основного общего образования по физике / Физика в школе. - №7. – 2004.

  3. Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 237, [3] с.: ил.

  4. Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2005. – 253с.: ил.

  5. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.: ил.

Приложение к уроку.

Вариант 1.


1. Как называется физическая величина, характеризующая зависимость силы тока в проводнике от свойств самого проводника?

а) длина проводника

б) площадь поперечного сечения проводника

в) электрическое сопротивление проводника

2. Что определяет силу тока в цепи?

а) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника

за 1с

б) время прохождения заряда

в) число заряженных частиц, прошедших через поперечное

сечение проводника

3. Электрическое напряжение характеризует

а) силу тока

б) работу по перемещению заряда

в) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника

4. На каком рисунке изображено правильное подключение амперметра и вольтметра?

5. Какая формула выражает Закон Ома для участка цепи?

а) 𝑈=𝐼∙𝑅 б) 𝑅 =𝑈/𝐼 в) 𝐼 =𝑈/𝑅.

Вариант 2.


1. Причиной электрического сопротивления металлических проводников является взаимодействие

а) движущихся электронов между собой

б) ионов кристаллической решетки между собой

в) электронов проводимости с ионами кристаллической решетки

2. От чего зависит интенсивность действия тока?

а) от заряда проходящего по цепи за любой промежуток времени

б) от времени прохождения заряда по цепи

в) от заряда, проходящего по цепи за 1 с

3. За единицу напряжения принимают напряжение, при котором ток совершает работу

а) 1 Дж при перемещении 1 Кл электрического заряда

б) 1 Дж

в) 1 Дж, а сила тока в цепи равной 1 А

4. На каком рисунке изображено правильное подключение амперметр

5. Какие величины характеризуют любую электрическую цепь?

а) сила тока, напряжение, длина проводника

б) сила тока, работа тока, сопротивление

в) сила тока, напряжение, сопротивление