1. Организационный момент урока. | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Включаются в деловой ритм урока. | - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. - Начать урок я хочу с вопроса к вам: - Как вы думаете, что самое ценное на Земле? ( ответы детей) - Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: « Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» Пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Запишите число, классная работа, а тему нашего урока вы сами определите чуть позже. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. |
2. Актуализация усвоения пройденных знаний. | Контролирует ответы учащихся. Создаёт условия для формулирования задач урока. | Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Предположительные ответы учащихся. Работа – исследование. | Мини-проект - Любите собирать пазлы? На столах перед вами пазлы, собрав которые вы узнаете название растения, занесенное в Красную книгу Курской области. Ваша задача: выполнить вычисления, найти пазл с этим ответом и собрать картинку. 1) Найдите частное чисел 1,6 и 4. 2) Найдите произведение чисел 0 и -8. 3) Найдите сумму модулей чисел -54 и -23. 4) Разделите -81 на 9. 5) Найти произведение двух чисел -7 и -8. 6) Найти сумму чисел -7 и -8. - Что у вас получилось? - Какое сегодня число? - Расскажите, что вы знаете о числе 19. - А где расположено это число на координатной прямой? - Назовите число ему обратное. - Назовите число ему противоположное. - Как называется число – -19? - Какие числа называются противоположными? - Какие числа называются отрицательными? - Чему равен модуль числа 19? – 19? - Чему равна сумма противоположных чисел? - А знаете ли вы, что 19 апреля в России ежегодно отмечается день подснежника. Впервые его отпраздновали англичане в 1984 г. Вслед за ними эту идею подхватили другие страны. В качестве даты празднования жители выбрали 19 число, чтобы цветок успел раскрыться и предстать во всей красе. Видео (39 секунд). Это растение занесено в Красную книгу. - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с различными видами растений, которые занесены в Красную книгу нашей области. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
3. Целеполагание и мотивация. | Учитель ведет проблемный диалог с учащимися. | Сообщение темы и цели через показ конечного результата. | - Посмотрите на выражения, представленные на слайде. - Найдите значение выражений в правом и левом столбиках. Какой вывод можете сделать? 5 + (7 - 4) 5 + 7 - 4 13 - (7 + 8) 13 – 7 - 8 -4 + (44 + 50) -4 + 44 + 50 17 - (- 5 + 2) 17 + 5 - 2 - Можем ли мы поставить равно между двумя выражениями (приравнять их). - Как вы думаете, по какому признаку разделены выражения по группам? - Найдите общее отличие для всех записей? (В левой части есть скобки, а в правой – нет). - Как вы думаете, почему я записала эти числовые выражения именно так, что я сделала со скобками? - Кто может сформулировать тему урока? (Раскрытие скобок) (Дети записывают тему урока в тетрадь) - Сформулируйте цель урока. (Наша цель на уроке – познакомиться с правилом раскрытия скобок, выполнять различные задания, где необходимо раскрыть скобки. - Сегодня каждый из вас сможет попробовать свои силы в выполнении заданий, немного побудет исследователем, покажет свои знания и умения. Историческая справка. - Тема нашего урока связана с именем итальянского механика, физика и математика Николы Тарталья. В 1556 году он ввел в свои научные работы знак «круглые скобки», которыми мы пользуемся на уроках математики и в повседневной жизни. В общее употребление скобки ввёл немецкий физик, изобретатель и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Учитель ведет проблемный диалог с обучающимися. | Деятельность обучающихся, направленная на поиск информации. | - А сейчас я предлагаю выполнить вам задание: разделите выражения на две группы по знаку, который стоит перед скобками. 59 + (72 – 59) 42 – (12 – 4) 27 – (5 + 12) – (62 – 39) +10 (48 – 5) – 42 25 + (12 + 17) - А теперь поработаем в группах. - У вас на столах лежат карточки с заданиями. Поработаем с выражениями первой группы. Карточка №1. - Найдите их значения (по действиям), затем опустите скобки и снова найдите значения получившихся выражений. Сделайте вывод. Сформулируйте правило раскрытия скобок, когда перед ними стоит знак «+». На карточке №1: 59 + (72 – 59) (48 – 5) – 42 25 + (12 +17) Вывод: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «____», надо: ______________ скобки и этот знак. ______________ знаки слагаемых, стоящих в скобках. - Продолжаем работать. Поработайте также с выражениями второй группы и сделайте вывод. На карточке №2: 27 – (5 + 12) 42 – (12 – 4) – (62 – 39) +10 Вывод: Если опустить скобки, перед которыми стоит знак «___», то значение выражения _______________. - Значит, просто опускать скобки в этом случае нельзя. - Как вы думаете, что надо сделать? - Попробуйте опустить скобки и поменять знаки слагаемых, стоящих в скобках на противоположные. Сформулируйте правило раскрытия скобок в этом случае. На карточке №3: 27 – (5 + 12) 42 – (12 – 4) – (62 – 39) +10 Вывод: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «____», надо: ______________ скобки. ______________ знаки всех слагаемых в скобках на противоположные. - Обобщение правила (на слайде). Если перед скобками стоит знак « + », то скобки и этот знак можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки. Если первое слагаемое без знака, то ставим перед ним знак «+». Если перед скобками стоит знак « – », то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки, на противоположный. - Для того, чтобы легче запомнить эти правила, его можно сформулировать и в стихотворной форме. (видео) Если перед скобкой минус Он ведет себя как вирус. Скобки сразу все съедает Всем, кто в скобках знак меняет. Ну, а если плюс стоит, Он все знаки сохранит! - Как вы думаете, при выполнении каких заданий мы будем использовать эти правила? (Ответы детей). (При вычислении и упрощении выражений, при решении уравнений). | Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Личностные: самоопределение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Закрепление новых знаний и способов действий. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы по новому материалу. | Дети выполняют задания и проводят исследовательскую работу. | - Давайте будем учиться применять новые правила при выполнении заданий. - Поработаем в парах. - Возьмите конверты. В них задание. Выполняем задание на синем фоне. Решение записываем в тетрадь. Затем ответы расположите в порядке возрастания. Когда все выполните, переверните листы на белый фон. Сопоставьте ответы с текстом. Если вы все правильно сделали, у вас получатся народные приметы о весне. 3,5 + (2,5 – 4,7) 2)1,7 + (3,9 + 4,7) 8,7 – (3,4 + 9,4) 4)4,1 – (3,5 – 4,8) 1,3 5,4 10,3 –4,1 много сока- лето будет дождливым Из березы 2,7 + (3,9 – 5,4) 2)3,5 + (4,7 + 3,9) 3)8,7 – (–2,1 – 4,5) 4)3,5 – (9,1 – 4,1) 1,2 12,1 15,3 –1,5 сверкает а грома не лето сухое Если ранней молния, слышно - будет весной 4,3 + (2,7 – 4,1) 2)10,2 + (3,1 + 4,7) 3)4,5 – (3,7 + 4,8) 4)7,1 – (2,6 – 4,8 2,9 9,3 18 –4 апрель сырой, май холодный- год хлебородный Март сухой, Работа у доски. - Выполним задание по учебнику №1235, стр. 216. а) - (- 5,75 + 3,24) = 5,75 – 3,24 = 2,51; б) – (6,38 – 2,47) = -6,38 + 2,47 = - 3,91; в) . - А сейчас мы выполним проект «Природа говорит языком математики». - Мы знаем, как богата и красива природа нашей области. Много лесов, полей и лугов. На территории области произрастают 1473 вида растений. Около 200 видов флоры являются редкими, более 60 – охраняемыми. И сегодня мы с вами создадим свои страницы, на которых расскажем о растениях, занесенных в Красную книгу в Курской области. Работа в группах. - Вам предстоит выполнить задание в группах. У вас на столах лежат альбомные листы, клей, вырезки из книг, картинки растений. Вам необходимо выполнить вычисления на карточках, раскрыв скобки, записать решение в тетрадь. Сопоставить ответ с текстом. Затем оформить свою работу на листах. После выполнения один представитель группы познакомит нас с растением из Красной книги, с которым работала вся группа. - Можете приступать к работе. 1 группа. Венерин башмачок. а) – 7 + (14 + 43); б) 32 – (23 + 7); в) 56 – (58 – 5); г) 28 + (16 – 36). Многолетнее травянистое растение с толстым корневищем, стебель которого достигает 50 см. На верхушке стебля располагаются по 3 крупных красновато-бурых цветка со слабым приятным сладковатым ароматом. 2 нижних лепестка сросшиеся, напоминают туфельку, отсюда и название. Зацветает башмачок, обычно, в благоприятных условиях - на 8-й год. Растет на лесных полянах и опушках. Встречается в Дмитриевском и Льговском районах. 2 группа. Адонис весенний. а) – 35 + (40 + 15); б) 132 – (47 +5); в) 37 – (42 – 20); г) 112 + (54 – 66). Растение образует кусты из множества ветвящихся побегов длиной около 20 см. После цветения оно достигает 80 см. Стебли гладкие с сидячими листьями. Желтые цветки с 15 лепестками используют в лечебных целях. Продолжительность жизни адониса до 100 лет и более. Встречается в Курском, Обоянском, Тимском, Горшеченском районах. Сбор его в области запрещен. 3 группа. Прострел луговой. а) – 70 + (84 + 26); б) 74 – (– 13 + 81 в) 42 – (58 – 21); г) 77 + (24 – 98). Многолетнее растение с длинным корневищем, волосистыми стеблями до 40 см высотой. Цветки сине-фиолетовые в форме колокольчика имеют 6 листочков. Прикорневые листья собраны в розетку и достигают 5 см. Длительность цветения 3 недели. Растение ядовито. Встречается в Беловском, Горшеченском, Рыльском и Пристенском районах. - Результатом нашей проектной работы будет созданная нами Красная книга. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8. Информирование о домашней работе. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | - Запишите домашнее задание: №1234, № 1254(а,б,в), №1257(а,б), стр. 216 – 220. - И завершить урок я хочу пожеланиями каждому из вас: К математике способность проявляй, Не ленись, а ежедневно развивай. Умножай, дели, трудись, соображай, С математикой дружить не забывай. - Спасибо за вашу активность на уроке. Можете идти на перемену. | Личностные: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения. |