Мотивация учебной и познавательной деятельности | Мы начнем урок с информации, которая ежедневно звучит с экранов. (Фрагмент новостной программы НТВ «Прогноз погоды») Скажите, какие характеристики погоды знаете?
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Правильно. Тема урока: Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле | Смотрят Отвечают на вопросы. Возможные ответы (температура, облачность, давление, осадки, ветер, влажность, циклоны, антициклоны, атмосферный фронт) (Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле) Записывают тему урока в тетрадь. |
Актуализация опорных знаний и умений | Вспомните из курса географии 6 класса, чем климат отличается от погоды? Можно задать наводящие вопросы: Что такое погода? Что называется климатом? | Отвечают на вопрос. Возможные ответы (Погода - совокупность физических свойств приземного слоя атмосферы в относительно короткий промежуток времени (часы, сутки, недели). Климат - многолетний режим погод, закономерно повторяющийся в данной местности. Таким образом, погода - явление изменчивое, а климат – явление статистически устойчивое, характерное для данной местности.) |
Изучение нового материала | Солнечная радиация (видео) Солнце находится на расстоянии 150 млн. км от Земли. Солнце формирует погоду и климат нашей планеты. Температура светящейся поверхности Солнца примерно 6000 °С. Солнечная радиация – это вся энергия Солнца, поступающая на Землю. Та часть солнечной радиации, которая достигает поверхности Земли без препятствий, называется прямой радиацией. Если солнечные лучи проходят через облака и водяной пар, то это рассеянная радиация. прямая радиация + рассеянная радиация = суммарная радиация От чего зависит количество солнечной радиации?
Откройте учебник на стр. 40 рис. 25 Пояса освещенности Земли Угол падения солнечных лучей при движении от экватора к полюсам уменьшается, что является результатом шарообразности планеты. Высота полуденного Солнца вблизи экватора и на экваторе будет самая большая, а на Полюсах планеты – самая маленькая. Это приводит к тому, что каждая единица площади солнечного тепла и света получает все меньше. В результате такого неравномерного распределения солнечного тепла и света поверхность Земли разделили на пять поясов освещенности, границами которых являются тропики и полярные круги: Назовите их
Что является причиной образования этих поясов?
Пояс освещенности – это часть поверхности Земли, ограниченная тропиками и полярными кругами со своими условиями освещенности. Освещенность – это поток солнечного света, падающий на единицу поверхности. Изотерма - линия на географической карте, соединяющая точки с одинаковой температурой. Рассмотрите рис. 26 на стр. 41. Почему границы тепловых поясов и поясов освещенности не совпадают? Физминутка Атмосферное давление — давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и Земную поверхность. Атмосферное давление создаётся гравитационным притяжением воздуха к Земле. «Давление на экваторе». Учитель: - Итак, воздух на экваторе имеет высокую температуру. Что происходит с объёмом и весом тёплого воздуха? - Куда начинает двигаться тёплый воздух? - Какое (низкое или высокое) формируется давление на экваторе у поверхности Земли? «Давление у тропиков». Учитель: - Поднимаясь над экватором вверх, воздух под действием вращения Земли вокруг своей оси начинает растекаться в стороны и постепенно остывает. Часть воздуха, остывая, в районе тропиков опускается вниз. Какое давление формируется у тропиков? «Давление у полюсов» Учитель: - Какова температура воздуха у полюсов? - Куда будет двигаться холодный воздух в районе полюсов? - Какое давление формируется над полюсами? «Давление в умеренных широтах» Учитель: - Опускаясь вниз у полюсов, воздух растекается в сторону умеренных широт и постепенно нагревается. Куда, вверх или вниз, будет двигаться воздух в районе умеренных широт? - Какое давление возникает в умеренных широтах? «Пояса атмосферного давления на Земле». Учитель: - Какие пояса атмосферного давления формируются на Земле? - Сколько на Земле поясов низкого давления? - Где находятся пояса высокого давления? - Зарисовать схему поясов атмосферного давления. «Распределение осадков» (фронтальная беседа). Учитель: - На климатической карте мира в атласе найдите районы с самым большим количеством осадков. - Выделите районы мира с самым малым количеством осадков. - Почему осадки на Земле распределяются неравномерно? - Используя рис. 29 на стр. 44, найдите взаимосвязь между атмосферным давлением и количеством осадков Учащиеся кратко записывают вывод. | Смотрят, записывают определения в тетрадь Отвечают на вопрос. Возможный ответ (Количество солнечной радиации зависит от: 1) угла падения солнечных лучей(географической широты) 2) продолжительности светлого времени суток 3) облачности. Рассматривают рисунок Называют: Жаркий пояс освещенности; Два умеренных пояса освещенности; Два холодных пояса освещенности. Отвечают на вопрос Причиной образования этих поясов является наклон оси вращения планеты к плоскости орбиты, а также движение Земли вокруг Солнца. Записывают определения в тетрадь Рассматривают рисунок. Отвечают на вопрос ( причины различия: на суше: - рельеф - подстилающая поверхность в океане: - морские течения Выполняют упражнения Записывают определение в тетрадь. Отвечают на вопросы: (тёплый воздух расширяется и становится легче). (вверх) (низкое) (высокое) (очень низкая) (вниз) (высокое) (вверх) (низкое) (низкое и высокое) (три) (Атмосферное давление на земле распределяется широтными поясами: пониженное — вблизи экватора и в умеренных широтах; повышенное — в областях тропиков и вокруг полюсов.) Зарисовывают схему (экваториальные – самые влажные широты, а тропические – самые сухие) Рассматривают рис. И делают вывод (Чем выше давление, тем меньше выпадает осадков). Записывают вывод в тетрадь |
Подведение итогов урока |  Как распределяется давление на Земле?  Что оказывает основное влияние на распределение температуры?  От чего зависит влажность воздуха?  С чем связано количество и распределение осадков?  В результате чего появляется ветер? На что влияет облачность? Выставление оценок | Разгадывают ребусы в группе Давление (широтными поясами: Н – экватор и умеренные широты; В – тропики и полюса) Температура (географическая широта, рельеф, подстилающая поверхность и морские течения) Влажность (атмосферное давление; температура воздуха; наличие мелких частиц (пыли); уровень загрязнения химическими веществами) Осадки (температура, ветер, давление, рельеф, океанические течения, времена года) Ветер (Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления.) Облачность (Она влияет на оборот тепла на Земле: отражает прямую солнечную радиацию и, следовательно, уменьшает ее приток к земной поверхности; она также увеличивает рассеяние радиации, уменьшает эффективное излучение, меняет условия освещенности) |
Домашнее задание | § 11, 12 Собираем факты Рекорды Земли Минимальная среднегодовая температура воздуха (-57,8°С) За звание самого холодного постоянно обитаемого места на Земле (-78°С) Самый большой перепад температур Самый большой суточный перепад температур (55,5 °С) Самая высокая температура воздуха на земном шаре наблюдалась Самая низкая температура воздуха на Земле Самые солнечные места в мире Самое влажное место на Земле Самое сухое место в мире Творческое задание: Объясните с точки зрения закономерностей распределения температуры, давления и осадков на Земле особенности климата нашей местности. | Записывают домашнее задание 2 и 3 задания на выбор |