СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Распределенное лидерство – эффективное средство внедрения новых подходов в управлении»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление участников с теорией современного лидерства направленного на внедрения новых подходов в управлении учреждениями образования.

Просмотр содержимого документа
««Распределенное лидерство – эффективное средство внедрения новых подходов в управлении»»

МОУ «Долгодеревенская СОШ»

Суетина Юлия Владимировна

Коучинг-сессия для руководителей завучей по УВР, УМР, ВР, методистов

Тема:

«Распределенное лидерство – эффективное средство внедрения новых подходов в управлении»

Цель:


Ознакомление участников с теорией современного лидерства направленного на внедрения новых подходов в управлении учреждениями образования.

Задачи:

  1. Создать коллабаративную среду;

  2. Ознакомить с теорией современного лидерства;

  3. Рассмотреть типы и стили лидерства;

  4. Определить эффективность распределенного лидерства в школьной практике.

Результаты

обучения:

Владение прочными знаниями и пониманием школьного лидерства и менеджмента

Ключевые

идеи:

Распределенное лидерство способствует преобразованиям, повышению эффективности решения проблем в атмосфере доверия и взаимной поддержки.

Критерии оценивания:

Определение эффективности коучинга через рефлексию «Кляксы на дереве», «Лист на выходе»


Ход сессии:

(3 мин)





(3 мин)






(5 мин)













(3 мин)



(7 мин)























(8 мин)









(3 мин)































(4 мин)






(12 мин)


  1. Создание Коллаборативной среды.

Упражнение «Знакомство» (назвать информацию себе по количеству салфеток)

Цель: упражнение направлено на знакомство и снятие внутренних «зажимов»,

раскрепощённости

салфетки

  1. Видео фрагмент «Жизнь орла»

Инструкция ДО просмотра:

- Попробуйте сопоставить нашу встречу с увиденным в ролике и сделать определённый вывод.

Вывод: иногда, чтобы жить дальше приходится пройти через болезненные изменения в своей жизни, но они стоят того, чтобы жить дальше

видео

  1. Деление на группы: собрать высказывания.

  • Приложение 1



Определение темы

Цель: разделить на группы;

Определить тему коучинга.

Карточки (по цветам)


Слайд 1:тема

  1. «Кляксы на дереве»

- Расположите «кляксу» -стикер со своим именем на «дереве ожиданий» в зависимости от того, насколько хорошо вы ориентируетесь в данной теме.

Цель: определить «отправную точку» знаний участников коучинга по данной теме.

Постер

Стикеры (2 цвета)

  1. Определение разницы между Лидером и Менеджером.

Инструкция :

- Я предлагаю вам представить информацию в виде схемы «Рыбная кость».

Работа по группам

- Из множества высказываний отобрать только те, что относятся

1,3 группа – качества Лидера

2,4 группа – качества Менеджера

Проверка, составление «Фишбон»

  • Приложение 2

Цель: Определить разницу между понятиями Лидер и Менеджер



схема «Рыбная кость»

распечатать по 3 набора «ребер»

Лидер Менеджер

ТАЙМЕР!


Упражнение на самопроверку: К какому типу лидера отношусь Я?

  • Приложение 3

(решительный, стратегический, вдохновляющий, идейный, мотивирующий лидер)

А ) Индивидуальная работа с цветными карандашами.

Б) Обсуждение в группе(по цветам)

Цель: дать толчок к размышлению о типах управления, и их эффективности


Цветные карандаши

Текст (распечатать 2 на одном).

Деление на группы (способом случайного выбора «Пазлы»)

Определение стилей лидерства

  • Приложение 4


Групповая работа- составление постера

Цель:определить когда каждый стиль руководства наиболее эффективен

6 листов А3

6 коплектов распечатки

Маркеры

клей

Физминутка «Finger Fitness Exercise Dances for Kids»


Видео

Просмотр видео-фрагмента «Уроки гусей»

  1. Крик диких гусей является для них стимулом (он их вдохновляет). Результаты более эффективны, когда есть поддержка и стимул. Индивидуальная сила зависит от равных качественных возможностей.

  2. Взмах крыла каждого гуся создает подъемную силу для птиц, которые следуют сзади.

  3. Полёт в стае добавляет им 70% мощного размаха.

  4. Урок: люди, которые разделяют видение и живут достойно, помогают друг другу достичь своей цели. Они идут, доверяя друг другу.

  5. Когда гусь выпадает из стаи, он чувствует себя защищенным.

  6. Он возвращается назад, чтобы воспользоваться преимуществом поднимающей силы птиц, которые летят впереди.

  7. Урок: Если бы мы имели такое же понятие, как у гусей, мы бы поддерживали друг друга в трудные минуты.

  8. Если бы мы имели такое понятие, как у гусей, мы бы находились в стае (команде) и были бы готовы дать и принять поддержку.

  9. Когда лидирующий гусь устает, он летит в конец стаи (отступает). Другой гусь летит в «острый» конец.

  10. Урок: Он вносит свою долю, сменяясь поочередно, делая трудную работу. Мы должны уважать и защищать навыки и ресурсы друг друга.

  11. Гуси, летящие в стае кричат, чтобы вдохновлять тех, кто впереди.

  12. Урок: Наш возглас (крик) необходим, он вдохновляет наш полёт, делает его мощным. Индивидуальная сила зависит равного участия криком.

  13. Когда гусь ослабевает, два гуся выхватывают его из стаи и провожают его вниз, чтобы помочь и защитить.

  14. Урок: Если бы мы действовали как гуси, мы бы стояли друг за друга в трудные минуты, так же и когда мы сильны, поддерживая одну линию.

Вывод: иногда, необходимо делигировать полномочия, доверять коллегам,

Видео

Текст с коментариями

Деление на группы «Молекулы» (4 группы)


«Чем является распределенное лидерство»

  • Приложение 5

прочитать информацию и записать 10 ключевых слов по теме

Прочитать текст составить

- Акростих по теме

- Составить синквейн по теме


Защита проектов

Цель: познакомить с полученной информацией своих коллег

Тект

листыА

маркеры

ТАЙМЕР!



Рефлексия

2 мин




14.«Кляксы на дереве»

- Расположите «кляксу» - стикер (другого цвета) со своим именем на «дереве ожиданий» в зависимости от того, насколько хорошо вы ориентируетесь в данной теме.

Где вы на дереве в данный момент времени?


Карта выхода.

  • Приложение 6

Цель: проследить продвижение в осознании нового материала

Стикеры






Листы выхода

Подход,

основанный на совместной работе:


В течение занятия участники совместно обсуждают задания, принимают решения, презентуют работы своей группы.

Происходит взаимообучение.

Интервью

ирование

- Оправдались ли ваши ожидания от нынешней коучинг-сессии?

- Что показалось трудным? Интересным?

- Сможете ли полученные знания применить на практике?


Цель: определить эффективность коучинга




































Приложение 1


  • Проблемы, которые стоят перед персоналом, лидер превращает в возможности для роста, совершенствования и успеха

  • Лидерство заключается не в решении вопросов, а в развитии людей.

  • Не рассчитывай, что другие станут тем, чем ты не желаешь стать сам.

  • Важнейшая задача лидера – воздавать почести и выражать всяческое одобрение людям, которых он ведет за собой, вдохновлять их на реализацию их безграничных возможностей в процессе выполняемой ими работы.

  • Лидер измеряет свой успех не тем, сколько у него силы, а тем, скольким людям он дал силу .

  • Чтобы изменить результаты, нужно изменить то, что делаешь.


Приложение 2


Менеджер

Лидер

управляет

вносит инновации

копия

оригинал

поддерживает

развивает

сосредоточен на системах и структурах

сконцентрирован на людях

полагается на контроль

внушает доверие

ограниченный диапазон видения

ориентируется на долгосрочную перспективу

спрашивает как и когда

что и почему

сосредоточен на наиболее важных аспектах

смотрит вперед

имитирует

создает

принимает статус-кво

завоевывает статус-кво

хороший солдат в классическом понимании этой фразы

личность

делает вещи правильно

делает правильные вещи


Приложение 3

К КАКОМУ ТИПУ ЛИДЕРСТВА ОТНОСИТЕСЬ ВЫ?

Типы лидерства

Существует столько же типов лидерства, сколько и лидеров. Многие из них работают, но некоторые эффективнее других. В общем, эффективный тип лидерства даст вам возможность:

  • Определять и устанавливать реалистичные и адекватные задачи.

  • Добиваться реалистичных и адекватных результатов.

  • Совмещать ваши задачи с установленными целями бизнеса.

• Разрабатывать производственные требования на основе измеряемых показателей, таких как количество, качество, стоимость, сроки и прибыль.

  • Пересматривать планы по необходимости.

  • Придерживаться открытой линии общения.



Если тип управления препятствует вам, значит, он не эффективен и должен быть изменен.

К какому типу относитесь Вы?

По мере прочтения следующих характеристик типа лидерства отметьте синим цветом, черты относящиеся к вам. Затем, просмотрите выделенные вами синим цветом и пометьте желтым цветом те черты, которые, по вашему мнению, могут быть вредными для вашей эффективности. И, наконец, ещё раз прочтите список и красным цветом пометьте черты, которые как вы думаете, вам было бы полезно развить.

По завершении данного упражнения у вас должна сложиться четкая картина ваших текущих лидерских активов и обязательств. Используя то, что вы записали, вы можете составить план, для достижения большей эффективности своего лидерства. Прочитав определения, возможно вы поймете, что уже обладаете многими чертами великих лидеров.



Решительный лидер

Данный тип лидерства характеризуется ориентированностью на действие. Он отличается желанием принимать трудные решения и решительные действия.

  • Данные лидеры новаторы, предприимчивы и предусмотрительны.

  • «Делать, налаживать, пробовать». Они мобильны и им постоянно присуще чувство срочности.

  • Данные лидеры при появлении возможности действуют быстро.

  • Они смелые. Смелость является готовностью к действию в условиях неопределенности и возможных неудач.

• Данный тип лидеров создаёт конкуренцию на рынке, не ожидая пока конкуренция дойдет до них.

  • Они обладают мужеством «придерживаться курса», когда наступают тяжелые времена, и когда перспективы неясны и неопределенны.

  • Это лидеры, предпочитающие конфронтацию в конфликте, вместо уклонения от конфликта.



Стратегические лидеры

Лидеры, постоянно продумывающие и планирующие свои последующие действия и последствия этих действий.

• Они способны «охватить всю картину».

• Перед тем как совершить действие, они просчитывают каждое возможное последствие их решения

  • Они могут быстро реагировать на перемены в ситуации, и остаются гибкими.

  • Они четко выражают свое видение, планы и стратегии.

  • Они следят за тем. чтобы каждый, кто помогает в выполнении задач, имел четкое представление о них.

  • Они постоянно рассказывают о ценностях, идеалах, стандартах - «для чего, почему» люди делают это.

  • Они отличные продавцы, не оказывающие сильного давления. Они постоянно продают свои идеи и свое видение ситуации.



Вдохновляющий лидер

Они способны вдохновлять и мотивировать. Лидеры, имеющие видение чего-то большего, важного.

• У них есть видение и цели, которые волнует и вдохновляет людей.

• Они устанавливают цели, имеющие ясный смысл, и направление.

• Они вызывают волнение и энтузиазм.

• Они полны решимости, напора и преданности своим целям.

• Эти лидеры дают возможность другим работать выше своих прежних достижений, постоянно поддерживая и ожидая положительных результатов.

• Лидеры побуждают к лояльности - будучи лояльными к своим последователям и их организации.

• Они знают себя, свои сильные и слабые стороны.

• Поскольку они имеют высокую самооценку, эти лидеры имеют высокий уровень честности перед собой. Они готовы быть самим собой и быть естественными с другими.





Идейный лидер

Данные лидеры стремятся и привержены успеху.

  • Они никогда не используют слово неудача. Вместо этого, они используют выражения типа «опыт обучения».

  • Они привержены к успеху и качеству во всем, что они делают.

  • Они вдохновляют и побуждают всех вокруг думать о будущих успехах.

  • Они ориентированы на будущее/возможности вместо прошлое/проблемы.

  • Они верят в то, что доверие и надежность является основой современного лидерства.

  • Они открыто выражают идеи, в которые сами верят.

  • Они выполняют то, что обещают своими последователями, и всем остальным.

• Они устанавливают высокие стандарты честности по всей организации.


Мотивирующие лидеры

Эти лидеры видят в работе смысл и цель.

  • Они делают работу значимой и важной.

  • Они фокусируют внимание на том, для чего люди делают, что они делают.

  • Они мотивируются своим видением большего потенциала в себе и в организации.



  • Они мотивируют себя, постоянно устанавливая более высокие цели, стремясь превзойти свои предыдущие достижения.

  • Они мотивируют себя, получая поддержку и приверженность других.

  • Они восприимчивы к другим и к ситуациям, они необычайно проницательны.

  • Они всегда действуют осмотрительно, справедливо для всех заинтересованных сторон.


Приложение 5


ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО?

Распределенное лидерство главным образом связано с мобилизацией лидерства всех уровней в организации, а не только руководство «сверху». Оно связано с привлечением большинства в руководящую деятельность школы и активное распределение практики лидерства. Акцент здесь делается на практику лидерства, а не на его функции. Распределенная модель лидерства является одним из оснований взаимодействия между многими лидерами, а не действий отдельных лидеров. Если лидерство главным образом заключается во влиянии и направлении, то в какой-то мере все лидерство распределено. В любой организации практика лидерства [1] скорее изменчива. Таким образом, в чем особенность распределенного лидерства, если оно просто описывает диапазон и направление всей практики лидерства?

Есть два ответа на этот вопрос. Во-первых, все увеличивающееся доказательство в поддержку того, что есть крепкие отношения между распределенными формами лидерства и улучшенными результатами учащихся [2]. Вкратце, степень распределения лидерства имеет значение для достижения студентов. Во-вторых, в то время как школы и школьные структуры, например, сети и расширенные школы, становятся более сложными структурно различными формами, то неизбежно появятся структуры распределенного лидерства.

Итак, что мы знаем о распределенном лидерстве [3]? распределенное лидерство - это не передача распределенное лидерство - это не организационный режим распределенное лидерство - это содействие, что не является обязательным распределенное лидерство является всеохватывающим распределенное лидерство не подразумевает того, что все руководят распределенное лидерство имеет множество организационных конфигураций Рассматривая первый из этих пунктов, важно различать разницу между распределением и делегированием. Общая ошибка состоит в понятии о том, что распределенное лидерство означает передачу определенных заданий. Это неверно. Распределение понимается здесь не в его функциональном смысле. В большей степени оно описывает процесс, где распределенное лидерство - это промежуточный продукт совместной деятельности, обсуждения или диалога в большей степени, чем обычное решение задач. Распределенное лидерство касается двух моментов:

  1. Процесса лидерства - как проявления лидерства в рамках организации.

  2. Лидерской деятельности - как углубление и развитие лидерства.

Это выводит нас на второй пункт о распределенном лидерстве. Оно относится больше к организации, чем набору личностных качеств. Под лидерством подразумевается то, что основано на деятельности, например, на обоюдном исследовании, диалоге, партнерстве, больше, чем на позиции или роли [4]. Оно распространено и распределено там, где сосредоточены лидерство и организационный рост. В практическом смысле потребуется создание внутренних условий, где оно сможет процветать. Оно делает необходимым создание времени, пространства и возможности для групп, чтобы встречаться, планировать и рассуждать.

Вовлечение в лидерскую деятельность скорее большинства, чем меньшинства находится в центре распределенного лидерства. Рассеивая предубеждение тех, кто находится на позициях лидерства, перспектива распределения побуждает нас рассматривать лидерство как вторичную форму организации.

Рассмотрим следующие вопросы:

Что должно произойти в вашей школе для того, чтобы лидерство стало в большей степени коллективной, общей и распределенной деятельностью?

Какие задачи может поставить распределенное лидерство, и каким образом их возможно выполнить?

Распределенное лидерство - это коммуникационная система и процесс, при помощи которого организация обучается и развивается. Оно не может быть установлено или наложено на систему [5]. Оно может быть распределено, но не проконтролировано. Однако распределенное лидерство не обязательно. Распределенное лидерство может приводить к обратному результату, особенно если оно уравнивается с упрощенным понятием того, что все руководят. В то время как распределенное лидерство означает, что зсе в рамках организации имеют возможность и способность к лидерству, на практике лидерство развивается в соответствии с потребностями организации. Не все будут руководить в одно и то же время. Это будет зависеть от среды, потребности и возможности. Также некоторые члены могут быть вовлечены в лидерскую деятельность больше, чем другие. Очевидно, оно может быть разработано посредством предложения новых возможностей руководить, создания широкомасштабного лидерства и обеспечением пространства для творчества, диалога и дискуссии в рамках сети. Неизбежно, распределенное лидерство будет выглядеть по-разному в разных средах. Оно будет отражать присущее многообразие и неустойчивость деятельности в рамках и по всей сети.

Рефлексия

Итак, куда это нас приводит? Для некоторых, распределенное лидерство приведет в царство абстракции и уводит от практической действительности обучения. Для других, это предлагает реальную возможность взглянуть на лидерство сквозь призмы нового и альтернативного, того что порождает сильные взгляды на сущность лидерства. Принятие перспективы распределения рушит барьеры между лидерами и последователями. Это означает, что лидерство может быть всеобъемлющим, обширным, для того чтобы отвечать потребностям сети или сетей, которым оно служит.

Нам без сомнения требуются новые формы лидерства, так как мы шагаем в динамичную, неизведанную территорию сетевого обучения. Нам необходимы новые способы понимания, анализа и осмысления изменения. Нам необходимы альтернативные перспективы по лидерской деятельности. Распределенное лидерство предлагает такую перспективу. Это определенно не панацея и не план для изменения, но и не такая как другие теории исходящие от довольно таки уставшего мира исследования лидерства, оно имеет сиюминутный резонанс с практикой.

Распределенное лидерство уже осуществляется в школах. Что нам необходимо знать — это различные модели распределения, созданные для развития и изменения организации. В этом и заключается центр моей исследовательской деятельности.



  • Приложение 4

СИТУАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА

Высокое

Обмениваться идеями и содействовать в принятии решений





Высокий уровень отношений

Низкий уровень работы






Объяснять решения и обеспечивать возможность для разъяснения

Высокий уровень отношений

Высокий уровень работы

( поощряющее поведение) ОТНОШЕНИЕ


Перекладывать ответственность за решения и осуществление

Низкий уровень отношений

Низкий уровень работы










Предоставить конкретные инструкции и внимательно контролировать выполнение

Низкий уровень отношений

Высокий уровень работы


Низкое

Высокое

Отношение к работе

(РУКОВОДСТВО)



Способный и старательный или уверенный

Способный, но нестарательный или неуверенный

Неспособный, но старательный или уверенным

Неспособный, но нестарательный или неуверенный

Ориентирован на последователя

Ориентирован на лидера

Высокая Средняя Низкая

Готовность последователя

Когда каждый стиль руководства наиболее эффективен? Ответ зависит от многих факторов. Задача состоит в том, чтобы найти подход к каждой ситуации с новой точки зрения, и понять то, что каждая ситуация и, возможно, даже каждый индивидуум -может потребовать уникального подхода.



Ситуация R1: Низкая готовность. Когда последователи являются неспособными и нестарательными, лидер должен использовать директивный и диктаторский основательный стиль, который подразумевает целенаправленное поведение



Ситуация R2: Средняя готовность. Когда члены группы неспособные, но старательные, лидер должен быть ориентированным на отношения, используя торговый стиль.



Ситуация R3: Готовность между средней и высокой. Когда члены группы способные, но не старательные, лидер должен использовать коллективный стиль, который обеспечивает высокую степень поведения ориентированного на взаимоотношения, но низкий уровень ориентированности на работу.



Ситуация R4: Высокая готовность. Когда последователи способные, старательные и уверенные, лидер должен предоставить этим самодостаточным и компетентным последователям значительную автономию с помощью делегирующего стиля.



Стиль 1 (S1): Высокий уровень работы и низкий уровень взаимоотношений. ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ стиль является директивным, потому что лидер уделяет особое внимание вкладу, но минимальное внимание взаимоотношениям. Лидер определяет роли самовластно, и говорит людям, что, как, когда и где выполнять задания.



Стиль 2 (S2): Высокий уровень работы и высокий уровень взаимоотношений. ТОРГОВЫЙ стиль также является директивным, но в более убедительной, благоприятной и руководящей манере. Лидер обеспечивает значительный вклад в достижении задачи, но также выделяет человеческие отношения в стиле коучинг.



Стиль 3 (S3): Высокий уровень взаимоотношений и низкий уровень работы. При ПАРТИСИПАТИВНОМ стиле наблюдается низкий уровень направления и тесное сотрудничество между лидером и членами группы. Это консультативный или единодушный тип лидерства, при котором лидер концентрируется на облегчении принятия общих решений.

Стиль 4 (S4): Низкий уровень взаимоотношений и низкий уровень работы. В ДЕЛЕГАТИВНОМ стиле лидерства, лидер делегирует ответственность за работу членам группы, но постоянно получает информацию о прогрессе.

Приложение 6

Карта выхода

ФИО ____________________________ Форма ________________________ Дата _________________

Тема: _________________________________________________________________________________

1

Ваше общее впечатление.



2

Что было ценным для Вас?



3

Какие возникли вопросы?



4

Ваши пожелания