СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение Реформации в Европе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок продолжает изучение реформации в Европе и предполагает опору учащихся на тему "Реформация в Германии". На уроке учащиеся будут осваивать материал составляя таблицу, работая в группах, используя приемы РКМ "инсерт" и "толстые и тонки вопросы".

Просмотр содержимого документа
«Распространение Реформации в Европе.»

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран.

  1. Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

  1. Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное  в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).



Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I) Организационный момент.

II) Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме. Фронтальный опрос по теме «Реформация в Германии»

III) Изучение новой темы.

I. Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

- Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?».

- Самостоятельная работа с материалом в учебнике, применение приема «инсерт» (делают заметки на полях – «понятно, непонятно» - «+, -). Прочитать фрагмент об учении о предопределении.

- обсуждение прочитанного, непонятных моментов.

- Запись учащимися в тетрадь основных составляющих учения Кальвина:

Кальвин утверждал, что
Судьбы людей предопределены Богом.
Никто из верующих не знает собственного предопределения.
Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
 Именно труд был знаком спасения души.

- Слово учителя:
Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

- Групповая работа учащихся с учебными материалами по следующим вопросам:


  1. Кальвинистская церковь.

  2. Распространение кальвинизма по Европе.

  3. Контрреформация.

Учитель предлагает учащимся в группах  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах.


- Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

       

- Слово учителя:

- В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

- Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

- Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?



  • Орден иезуитов.

  • Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

  • Записи в тетради

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104

«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского



  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

















Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

- Записи в тетради основного содержания Тридентского собора:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.



IV. Закрепление:

Составление «толстых и тонких» вопросов к материалу параграфа.

V. Итоги урока и рефлексия.

VI. Домашнее задание: Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.