СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расширенный методический совет школы по теме "Современные технологии обучения смысловому чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для педагогов школ, заместителей директоров по УВР по подготовке тематического методического совета школы.

Просмотр содержимого документа
«Расширенный методический совет школы по теме "Современные технологии обучения смысловому чтению"»

       МАОУ «Гуринская СОШ»      Современные технологии обучения смысловому чтению    январь 2018 года

МАОУ «Гуринская СОШ» Современные технологии обучения смысловому чтению январь 2018 года

План работы: 1. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения. Гусельникова А.Н. 2. Технология продуктивного чтения. Кетова А.М. 3. Технология критического мышления. Гусельникова А.Н.  Сыстерова Л.Г. 4. Использование приёмов смыслового чтения на уроках математики. Шпис В.М. 5. Приёмы по формированию читательской грамотности посредством проведения внеклассных мероприятий.  Рочева Л.Г. 6. Мониторинг качества формирования навыков смыслового чтения. 7. Решение.

План работы:

1. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения. Гусельникова А.Н.

2. Технология продуктивного чтения. Кетова А.М.

3. Технология критического мышления. Гусельникова А.Н.

Сыстерова Л.Г.

4. Использование приёмов смыслового чтения на уроках математики. Шпис В.М.

5. Приёмы по формированию читательской грамотности посредством проведения внеклассных мероприятий.

Рочева Л.Г.

6. Мониторинг качества формирования навыков смыслового чтения.

7. Решение.

«Люди перестают мыслить,  когда перестают читать»  (Д. Дидро).   В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения *АНАЛИЗИРУЕТ заголовок ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ * НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова *ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий *СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом * ВКЛЮЧАЕТ воображение

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения

*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова

*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий

*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом

* ВКЛЮЧАЕТ воображение

Стороны смыслового чтения: Смысловая: - понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: -способ чтения, -темп чтения, -правильность чтения, -выразительность.

Стороны смыслового чтения:

  • Смысловая:

- понимание содержания и смысла читаемого.

  • Техническая:

-способ чтения,

-темп чтения,

-правильность чтения,

-выразительность.

Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Основные умения смыслового чтения:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения: -коммуникативное чтение вслух и про себя, -учебное , - самостоятельное.

Типы чтения:

-коммуникативное чтение вслух и про себя,

-учебное ,

- самостоятельное.

Виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее, вдумчивое.

Виды чтения:

  • ознакомительное,
  • поисковое или просмотровое,
  • изучающее,
  • вдумчивое.
Структура УУД: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Структура УУД:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.  1 класс 2 класс О риентироваться в учебнике: 3 класс  -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.   Ориентироваться в учебнике: - определять круг своего незнания. 4 класс       Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу- дет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Ориентироваться в учебнике: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

1 класс

2 класс

О риентироваться в учебнике:

3 класс

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Ориентироваться в учебнике: - определять круг своего незнания.

4 класс

Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу-

дет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Ориентироваться в учебнике:

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.  1 класс 2 класс Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.  3 класс  Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.   4 класс Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.  Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

1 класс

2 класс

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3 класс

Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

4 класс

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.

Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.  1 класс 2 класс Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 3 класс  Составлять простой план . Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  4 класс Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

1 класс

2 класс

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

3 класс

Составлять простой план .

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

4 класс

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения: Проблема 1 .  Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания .  Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения:

Проблема 1 .  Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания . Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Рекомендации: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Рекомендации:

Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Проблема 2 .  Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту .

Проблема 2 .  Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту .

Рекомендации:   Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.

Рекомендации:

  Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.

Проблема 3 .  Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения .

Проблема 3 .  Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения .

Рекомендации: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Рекомендации:

Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема 4.   Узкий круг самостоятельного детского чтения . Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Проблема 4.   Узкий круг самостоятельного детского чтения . Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Рекомендации: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Рекомендации:

Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

  • Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5 .   Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Проблема 5 .   Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Рекомендации: Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны , принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

Рекомендации:

Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны , принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

Проблема 6 . Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения .

Проблема 6 . Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения .

Рекомендации: Для оказания помощи   в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Рекомендации:

Для оказания помощи   в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Выводы: Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. Наша задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

Выводы:

Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Наша задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

Притча: «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.  - Что ты делаешь, старик? – спросил человек. - Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…»

Притча:

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость:

Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

- А меня больше радуют твои крылья…»

Читаем и спрашиваем. Цель: формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.  1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.  

Читаем и спрашиваем.

  • Цель: формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

 

Дневник двойных записей  Цель: формировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.   1.Учитель предлагает учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

Дневник двойных записей

Цель: формировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель предлагает учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 

Чтение с пометками  (ИНСЕРТ)  Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель предлагает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе   ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение с пометками (ИНСЕРТ)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель предлагает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение – сравнение.  Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.  1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.  2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу.         Общие черты Различные черты

Чтение – сравнение.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу.

 

 

 

 

Общие черты

Различные черты

Работа с текстом задачи на уроках математики. Прочитайте условие. - Прочитайте вопрос. - Что показывает каждое число в задаче. - Может ли быть такая ситуация в жизни. - Нарисуйте схему или чертёж к задаче. - По рисунку повторите задачу. - Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос. - Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа перечитайте вопрос задачи.

Работа с текстом задачи на уроках математики.

  • Прочитайте условие.

- Прочитайте вопрос.

- Что показывает каждое число в задаче.

- Может ли быть такая ситуация в жизни.

- Нарисуйте схему или чертёж к задаче.

- По рисунку повторите задачу.

- Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос.

- Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа перечитайте вопрос задачи.

главное знать ЧТО и КАК понимать в тексте

главное знать

ЧТО и КАК

понимать в тексте

И последнее – о чувстве меры.  Далеко не каждый текст требует подробного комментария.

И последнее – о чувстве меры.

Далеко не каждый текст требует подробного комментария.

Решение: Продолжать работу по формированию навыка смыслового чтения. Использовать эффективные методы и приёмы в урочное и внеурочное время. Проводить мониторинг качества формирования навыка смыслового чтения 1 раз в четверть.

Решение:

  • Продолжать работу по формированию навыка смыслового чтения.
  • Использовать эффективные методы и приёмы в урочное и внеурочное время.
  • Проводить мониторинг качества формирования навыка смыслового чтения 1 раз в четверть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!