«РАССКАЗ О МАЛОЙ РОДИНЕ»
Автор: Медведева Елена Николаевна, учитель истории школы № 1415 г. Москвы
Материалы для вступительного занятия элективного курса «Останкино - моя малая Родина» (10 класс)
ОСТАНКИНО
Цель: обозначить предмет элективного курса – изучение истории и современности района Останкино; вызвать интерес к теме посредством соотнесения истории и современности; развивать эстетические основы восприятия мира и интерактивные навыки; прививать любовь и уважение к своей малой Родине; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование – фотоаппараты, блокноты и простые карандаши для зарисовок и кратких записей, авторская статья «Останкино».
Форма занятия – экскурсия.
Экскурсия проводится на улице 1-ая Останкинская на берегу Останкинского пруда возле архитектурно-исторического комплекса « Дворец Шереметева и Троицкая церковь».
Вступительное слово учителя
Недавно мои ученики прислали мне фильм об изначальной истории Останкино. Ролик был снят в жанре мистического триллера. Мрачные кадры комментировались рассказом об оживающих мертвецах и кладбище для самоубийц, о бесследных исчезновениях людей и поисках клада, о старинном перстне и предсказаниях таинственной горбатой старухи… Резюме напрашивалось однозначное: «Останкино с незапамятных времён - место гибельное, «нехорошее».
Между тем, не всякое государство может похвастаться такой насыщенной историей и знаменитыми достопримечательностями, какие сохранило в себе Останкино – нынешний район на северо-востоке Москвы.
В этом году мы будем заниматься изучением истории, основных достопримечательностей и особенностей района, в котором расположена наша школа. Вы заранее подготовились к нашему занятию, которое будет проходить как экскурсия с элементами исследовательской работы.
Задание: по ходу экскурсии сделайте соответствующие снимка и зарисовки для подготовки отчёта с фотографиями и рисунками.
Рассказ первого ученика (во время рассказа обращается внимание на соответствующие объекты экскурсии)
«Останкино изначальное»
Задание: составьте краткий план по данному разделу экскурсии
Если остановиться у края пруда, прогуливаясь по 1-ой Останкинской улице и посмотреть вокруг, то можно живо почувствовать связь времён и исторически значимых событий, причудливо объединённых в этой точке пространства.
Пруд, (наиболее старый свидетель прошлого), сохранившийся с конца XVI века от усадьбы одного из владельцев Останкино;
церковь в честь Святой и Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века в стиле «русского узорочья» с шатровой колокольней, появившейся только во второй половине XIX века;
чудесный дворец-театр, выстроенный в конце XVIII века и отделанный штукатуркой так искусно, что до сих пор производит впечатление каменного или кирпичного, но никак не деревянного строения.
Останкинская телебашня (XX век). Она видна из любого района Москвы, но здесь особенно впечатляют размеры и мощь этого инженерного сооружения (от самого основания до флага на верхушке);
монорельсовая дорога, проложенная мимо Останкино по узкой эстакаде над улицами уже в XXI веке.
Всё перечисленное мы можем увидеть, стоя на одном месте. Сколько времени потребуется, чтобы не сходя с этого самого места, рассказать обо всём интересном и значительном, что происходило здесь когда-то! А если немного пройтись!
В школе нас учили, что для истории датой рождения какого-либо места считается его первое упоминание в письменном источнике. Так уж принято в науке. Можно, конечно, и даже нужно взять в расчёт сказки, легенды и пересказанные слухи, но ограничиваться ими не стоит. «Записанное» в документах - более достоверно и основательно.
Первое упоминание об Останкино относится к середине XVI века, когда здесь была деревня Осташково («Останково тож»), которая оказалась во владении мценского воеводы Алексея Захаровича Сатина. Свидетельством тому и является запись 1558 года в Межевой книге.
Алексей Захарович Сатин, скорее всего, получил свои земли за государеву службу. Имел он высокого покровителя в лице зятя (мужа родной сестры) Алексея Фёдоровича Адашева, который входил в правительство «Избранной Рады» при Иване IV.
Ничего особенного в деревне Осташкво не было. Кругом дремучие леса, встречались болота. Немного в стороне, совсем близко (современные проспект Мира – Ярославское шоссе), проходила большая дорога, исхоженная и изъезженная за два века без малого многочисленными богомольцами, добиравшимися в Троице-Сергиев монастырь из Москвы.
Никаких обустройств своего владения Сатин не произвёл. Наступали времена жестокие и суровые. После неожиданной смерти царицы Анастасии Иван IV (Грозный), стал лихорадочно искать измену в своём окружении. В 1560 году в опале оказался Алексей Адашев, его заточили под стражу в далёкой крепости Дерпта, где он вскоре умер. По свидетельству Андрея Курбского, за близость к царедворцу поплатились жизнью многие из родных, близких, знакомых Адашева, в их числе был и Алексей Сатин. Имение Сатина было конфисковано.
По некоторым источникам известно, что деревня Осташково впоследствии ненадолго была во владении жены Ивана IV, а также «немчина Орна», служившего опричником и имевшего, по-видимому, скандинавское происхождение.
Но особой страницей в истории деревни была принадлежность её одному из самых богатых людей своего времени Василию Яковлевичу Щелканову (ум.в конце 1610 или в начале 1611 года). Возвышение братьев Василия и Андрея Щелкановых было связано с их участием в жестоких делах царской «опричнины», а затем карьера развивалась по восходящей и при последнем Рюриковиче - Фёдоре Иоанновиче. Василий Щелканов занимал очень значительные должности: 1-ый дьяк Разрядного приказа, позже - думный дьяк Посольского приказа, ведавший, кроме того, делами недавно присоединённого Предуралья и хранивший государственную печать! Даже после своей опалы 1601 года, уже при Лжедмитрии I, Щелканов служил в чине окольничьего.
При Василии Яковлевиче Осташково преобразилось. Выстроены были барский дом и деревянная Троицкая церковь, на ручье Горячка вырыли пруд. Во времена смуты все постройки сгорели, и только пруду суждено было сохраниться с тех времён до наших дней. Сейчас он обрамлён каменными набережными, здесь даже устроили лодочную станцию, именно пруд определял планы всех будущих застройщиков.
В 1617 году (1620 году - по другим источникам) разорённое в Смутное время имение (оно уже стало называться село Останкино) достаётся князю Ивану Борисовичу Черкасскому (ок.1580 - 4 апреля 1642) — русскому государственному деятелю, в течение 20 лет возглавлявшему правительство при Михаиле Федоровиче Романове. Черкасские ведут своё происхождение от египетского султана Мамлюка Инала, умершего в 1453 году. На дочери правнука родоначальника Черкасских, Марии Темгрюковне, был женат вторым браком царь Иван Васильевич Грозный. У новой царицы была в Московии многочисленная родня, некоторые представители которой приняли Православие и поступили на службу к русскому монарху. Породниться Черкасские смогли и с новой правящей династией Романовых. Так что, владельцы имения в селе Останкино твёрдо стояли на ногах и были очень влиятельными людьми. Близость ко двору и большая известность требовали на высоком уровне содержать все родовые владения.
В 1625-1627 годах заново отстраивается деревянная приходская Троицкая церковь, которая не сохранилась, потому что на её месте по приказу внучатого племянника Ивана Борисовича Михаила Яковлевича Черкасского (ум. в 1712 г.) был выстроен новый храм.
Вопросы учителя:
- Какие исторические факты и события, связанные с именами Андрея Курбского и Алексея Адашева вам известны?
- Что такое «опричнина»? Какие исторические оценки опричнины вам известны?
Рассказ второго ученика ( группа учащихся перемещается ближе к Троицкому собору) «Храм Живоначальной Троицы. Владения Черкасских»
Задание: запишите, какие элементы архитектурного стиля «русское узорочье» использовались при строительстве Храма Троицы в Останкино
Как чудный теремок с главками куполов стоит сегодня эта, затейливо украшенная закомарными кокошниками, древнерусскими изразцами и фигурной кирпичной кладкой, церковь. Сказочная и тёплая таинственность поселяется в душе каждого, кто оказывается рядом с храмом вечером во время Всенощной (вечернее праздничное Богослужение), когда из оконцев с пышными наличниками пробивается свет горящих лампад и свечей. Строился храм Святой и Живоначальной Троицы с 1678 по 1683 год (по другим сведениям с 1677 по 1692 год) кадниковской артелью (из нижегородского села Кадницы). Во главе этой артели был знаменитый каменных дел мастер крепостной Павел Потехин. Артель славилась умением создавать строения в стиле «русского узорочья», распространённого в древнерусской архитектуре XVII века. Церковь стоит на высоком подклете, имеет два придела; пять основных куполов установлены на тонких барабанах. Строители при возведении храма использовали большемерный кирпич и белый камень. Спустя два века, в 1878 году под руководством архитектора Николая Владимировича Султанова церковь Живоначальной Троицы реставрировалась, и к ней была пристроена колокольня, соответствующая стилю храма. Долгие годы Троицкая церковь в Останкино была главной в округе, но в советские времена с 1919 по 1935 год богослужения были ограничены, затем храм был закрыт и в нём располагался выставочный зал. Возобновилась церковная жизнь храма в марте 1991 года, когда в нём обосновывалось подворье Оптиной пустыни. С 90-х годов XX века храм активно ремонтируется и реставрируется: наружная кладка сейчас выглядит как новая, медными стали основные купола.
Вопрос учителя:
- Какие ещё архитектурные сооружения в стиле «русского узорочья» вам известны?
Выдающимся владельцем Останкино был князь Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742 гг.). Многие годы своей жизни верой и правдой служил он государству Российскому: с 1702 года 10 лет был помощником своего отца Михаила Яковлевича – тобольского воеводы; когда начала возводиться новая столица, Санкт Петербург, Алексей Михайлович был там членом комиссии городских строений. В 1719 году его назначили Сибирским губернатором. При царствовании императрицы Екатерины I Алексей Михайлович Черкасский занимал пост сенатора, а во времена Анны Иоанновны был кабинет-министром, в 1741 году он получил сан великого канцлера. Алексей Михайлович Черкасский был богатейшим помещиком своего времени по количеству душ. Слыл он человеком честным и неподкупным, однако, историк М.М. Щербатов писал о нём: «… человек молчаливый, тихий, коего разум никогда в великих чинах не блистал, повсюду являл осторожность».
В XVII – первой половине XVIII века Останкино было главной подмосковной усадьбой князей Черкасских, где они отдыхали, приезжая из Москвы. Здесь устраивалась псовая и соколиная охота. По некоторым источникам, в Останкино тех времён, кроме боярского дома, были хоромы, терема и вышки, сады и огороды, в глубине парка располагался павильон с залом для танцев и маскарадов (множество роскошных построек того времени не сохранилось). В июле 1730 года усадьбу посещала императрица Анна Иоанновна, а в 1742 году здесь четырежды побывала Елизавета Петровна.
От второго брака с княжной Марьей Юрьевной Трубецкой у князя Алексея Михайловича Черкасского родилась дочь Варвара Алексеевна, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой России. Варвару Алексеевну прочили в жёны князю Антиоху Дмитриевичу Кантемиру (известному русскому сатирику), но этот супружеский союз не состоялся. После смерти мужа в 1743 году Марья Юрьевна Черкасская выдала замуж княжну Варвару за графа Петра Борисовича Шереметева с приданым в 70 000 душ крестьян, среди прочего в приданое вошло и имение Останкино. С тех пор и до 1917 года Останкино являлось владением графов Шереметевых.
Задание: В нашем элективном курсе одной из тем будет тема «Чины и звания владельцев Останкино». Постарайтесь дома придумать названия и других тем.
Рассказ третьего ученика (группа учащихся перемещается к архитектурному комплексу Шереметьевского дворца)
«Графы Шереметевы. Творчество крепостных. Расцвет Останкино»
Петр Борисович Шереметев родился в 1713 году в семье знаменитого петровского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, который был тогда уже в преклонном возрасте. Когда Борис Петрович Шереметев собрался отправиться в монахи после тридцатилетнего вдовства, неожиданно для себя он был сосватан царём Петром I с вдовой Анной Петровной Нарышкиной. От этого брака родились дочь Наталья и три сына, один из которых, Пётр Борисович, стал впоследствии владельцем Останкино.
Петр Борисович Шереметев с детства воспитывался и рос с будущим императором Петром II, он сделал успешную карьеру и стал знатным вельможей времён «женского царствования». При Екатерине II Пётр Борисович стал сенатором, а в 1780 году его избрали московским губернским предводителем дворянства.
П.Б. Шереметев был очень богат, он любил роскошь, хорошо разбирался в искусстве. Картинная галерея портретов, собранная в усадьбе Кусково, была лучшей в России XVIII века. В 1770-е годы Пётр Борисович издал переписку отца с императором Петром Великим. Из крепостных Петра Борисовича Шереметева была создана актёрская труппа, которая выступала в его театре. Здесь в 11-летнем возрасте начала свою сценическую карьеру знаменитая актриса Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова (1768 – 1803гг.).
После женитьбы Петра Борисовича и Варвары Алексеевны почти четверть века в Останкино не производилось никаких строительных работ, и усадьба долгое время имела только хозяйственное значение. Там размещались оранжереи, цветники и теплицы, где выращивались экзотические фрукты и цветы. Владельцы же имения жили сначала в Петербурге, а после смерти Варвары Алексеевны (1767 г.) и одной из дочерей – в Кусково. До своей кончины (1788 год) Пётр Борисович выстроил в Останкино колокольню для Троицкой церкви, именно в этом виде изображён храм на гравюре 1799 года.
Значительные изменения с Останкино произошли при Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809 гг.), когда был создан дворцово-парковый ансамбль, частично сохранившийся до наших дней.
Николай Петрович в юности рос при императорском дворе. С 13-14 лет он выступал сначала в театре своего отца, а позже и «на большом придворном театре», где в представлениях участвовали и царственные особы. Николай Петрович отлично играл на виолончели, им была собрана одна из богатейших библиотек в России. С 18 до 22 лет он много путешествовал за границей: побывал в Голландии, Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Там он посещал лекции, спектакли, брал уроки музыки, изучал театральное дело, оперу, обучался в Лейденском университете.
По возвращении в Москву Н.П. Шереметев получил должность директора Московского дворянского банка, а главным его увлечением стал театр отца. Николай Петрович серьёзно взялся за дело воспитания будущих крепостных актёров (детей, «определённых к театру»). Их обучали иностранным языкам, русской грамоте, танцам, музыке, декламации, светским манерам, пению.
Театральная труппа Шереметевых стала одной из лучших в России. Их оперы и «аллегорические балеты» с удовольствием просматривала тогда знаменитая московская публика. Николай Петрович регулярно вывозил своих актёров на спектакли Петровского театра (прообраз московского Большого театра), откуда впоследствии в качестве учителей им были приглашены ведущие артисты.
По распоряжению Николая Петровича Шереметева в Останкино к 1795 году под руководством крепостного архитектора Павла Ивановича Аргунова (1768-1809 гг.) был выстроен роскошный дворец, в котором центральное место занимал театр, оборудованный по последнему слову сценической техники. Здание было главным в дворцово-парковом ансамбле, созданном почти за 10 лет в модном тогда стиле классицизма. Античные портики, колонны под двускатными крышами и треугольными фронтонами были сделаны из самого привычного для России строительного материала – дерева, но представлено всё было так, что создавалось впечатление: перед нами белокаменное сооружение, украшенное мрамором. В наши дни можно достоверно оценить искусство крепостных мастеров, потому что останкинский дворец сохранился, а его театральный зал со сценой, великолепной акустикой, пространством для зрителей, гримёрками и театральными механизмами, является сейчас уникальным, дошедшим до нас с конца XVIII века. С тех времён сохранились и интерьеры с подлинным декором, многочисленные светильники из бронзы, хрусталя и позолоченного резного дерева, имитирующего дорогой металл. Нарядные полы из художественного наборного паркета и сейчас украшают залы дворца, удобного не только для проживания и театральных представлений, но и для размещения многочисленных гостей.
С появлением дворца начался расцвет Останкино. В 90-е годы XVIII века сюда была переведена театральная труппа Шереметева из усадьбы Кусково. 22 июля 1795 года состоялась первая премьера в честь победителей в войне с Турцией. Это была пьеса Козловского «Зелмира и Смелой или Взятие Измаила» (либретто П. Потёмкина). Наряду с другими талантливыми актёрами на сцене блистала будущая графиня, прима театра, Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова.
С семилетнего возраста дочь крепостного кузнеца Параша была «определена к театру» Петра Борисовича Шереметева. Одним из первых её учителей музыки был будущий супруг граф Николай Петрович Шереметев. Уже в 11-летнем возрасте Прасковья Ивановна дебютировала в комической опере Гретри «Опыт дружбы» (либретто Фавара) в роли служанки. В 1785 году Прасковья стала главной фавориткой Николая Петровича, своего первого учителя. Любовь оказалась очень серьёзной и многолетней. Прасковья Ивановна была очень талантлива и профессиональна. В 90-е годы она брала уроки актёрского искусства у мастеров Петровского театра, играла ведущие роли многих спектаклей, ею восхищались императрица Екатерина II и император Павел I.
Через год после открытия Останкинского театра Ковалёва-Жемчугова тяжело заболела, Граф Н.П. Шереметев был назначен сенатором и должен был находиться при дворе. Выступление Прасковьи Ивановны в Останкино в 1797 году в опере Гретри «Самнитские браки» было последним. Спектакль давали в честь именитых гостей: императора Павла I и бывшего польского короля Станислава Августа Понятовского. Начинался закат непродолжительного «золотого века» Останкина. Граф Н.П. Шереметев переехал в Санкт-Петербург вместе с музыкантами и актёрами своего театра, уехала и актриса Прасковья Ковалёва-Жемчугова. Прасковья Ивановна жила в петербургском доме Николая Петровича на «тайной половине». В 1798 году он оформил ей и её родным «отпускную», в 1799 году Прасковья Ивановна была исключена Николаем Петровичем из штата актрис, а 6 ноября 1801 года пятидесятилетний граф Шереметев и тридцатитрёхлетняя Прасковья Ковалёва-Жемчугова тайно обвенчались. Театр в Останкино был закрыт, к своему увлечению Николай Петрович охладел. Огласку брак получил только после рождения наследника и смерти Прасковьи Ивановны от скоротечной чахотки 23 февраля 1803 года. Граф Н.П. Шереметев отправил письмо императору Александру I, в котором сообщал о своём браке и уверял, что происхождение его супруги «неопровержимо имеет благородное начало» (накануне венчания в архиве были подобраны соответствующие документы о происхождении Прасковьи Ковалёвой из польского дворянского рода Ковалевских). Графиню Прасковью Ивановну похоронили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга в фамильном склепе графов Шереметевых.
В память о жене Николай Петрович приказал создать в Москве приют и больницу для бедных. Странноприимный дом был открыт в 1810 году. Сейчас там размещается институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Одна из московских улиц в районе Останкино носит имя Прасковьина в честь выдающейся русской актрисы и женщины удивительной судьбы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой.
Николай Петрович Шереметев скончался 2(14) января 1809 года. Он просил похоронить себя очень просто, а деньги, сэкономленные на похоронах, раздать бедным и монастырям.
Николай Петрович Шереметев в завещании своему сыну, Дмитрию, оставшемуся сиротой в шестилетнем возрасте, писал: «Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением». Дмитрий Николаевич Шереметев (1803-1871 гг.) сохранял Останкино как семейную ценность и относился к нему с большим трепетом, хотя сам не жил здесь. При нём был несколько видоизменён и перестроен дворец и некоторые постройки. От родителей Дмитрий Николаевич унаследовал как музыкальные и художественные таланты, так и высокие нравственные качества.
Между тем, Останкино продолжало оставаться важным культурным центром. В 1801 году его посещал император Александр I, когда находился на коронации в Москве. В 1817 году при наследнике имения шестнадцатилетнем Дмитрии Николаевиче Шереметеве в Останкино устраивался большой праздник с фейерверками, музыкой и театральным представлением для прусского короля Вильгельма III и Великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I).
В период Отечественной войны 1812 года имение серьёзно пострадало от французской дивизии генерала де Мильгама: были вывезены картины, бронза, ковры и другие ценности; были разбиты мраморные вазы, изломана мебель, уничтожены театральные декорации.
В 30-е годы XIX века А.С. Пушкин, побывавший в Останкине, отмечает запустение и упадок. Однако, Останкино становится одним из излюбленных мест гулянья в Подмосковье. И уже в 1856 году во время восшествия на престол императора Александра II царская чета проводила в Останкине время говения.
Последним в имении большим событием была свадьба сына Дмитрия Николаевича Шереметева от первого брака Сергея Дмитриевича Шереметева с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской в 1868 году.
В конце XIX века Останкино для владельцев становится не только фамильной резиденцией и важным культурным центром, но и источником доходов: на его землях были построены дачи, сдаваемые в аренду на летнее время.
Последним владельцем Останкина был Сергей Дмитриевич Шереметев. После октябрьского переворота все его поместья были национализированы.
Заключительное слово учителя:
В 1918 году Комиссия по охране памятников искусства и старины Моссовета взяла под свой контроль все ценности имения. 1 мая 1919 года по инициативе Наркомпроса в Останкино был открыт музей. Этот музей и сейчас является уникальным историко-культурным центром и гордостью Москвы. Мы неоднократно посетим его в этом году с экскурсиями, прослушаем концерты, которые организуют здесь.
Комплекс Останкино признаётся памятником мирового значения. С середины мая и до конца сентября часть помещений дворца открывается для показа. Сейчас здесь активно проводятся комплексные научно-реставрационные работы. Именно в этом месте хранится древняя история района Останкино, который богат и другими достопримечательностями уже Новейшей истории.
Задания: 1) составить творческий отчёт об экскурсии;
придумать названия тем элективного курса «Останкино – моя малая Родина».
Литература:
Энциклопедия «Москва»
Энциклопедия «Кругосвет»
Вейнер П. «Жизнь и искусство в Останкине» («Памятники Отечества»-«Мир русской усадьбы», М.,1993г.)
Воропаева Е. «Храм Живоначальной Троицы в Останкине – подворье Оптиной Пустыни», ж. «Москва», 1994 г. № 5
Драхлер А.Б., Михайлова О.И., Фадеева Л.И., Северо-Восток родной столицы, М., 1996 г.
Москва-850 лет. Северо-Восточный округ. М., 1997.
Третьякова Л., Российские богини, М. 2000 г.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М. 1997 г.