СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расстояния между двумя точками. Масштаб. Виды масштаба

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Масштаб — интересная тема, которую можно применить в разных областях: математике, географии, черчении и даже в физике. В этом материале узнаем больше про масштаб, чтобы решать задачки и не растеряться, если в руках окажется карта сокровищ.

О чем эта статья:

Поделиться статьей

  • АВТОР

    Лидия Казанцева

  • РУБРИКА

    6 класс

  • ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

    29.12.2020

  • ПРОСМОТРЫ

    32907

Понятие масштаба

Чтобы понять, что такое масштаб в математике нужно вспомнить тему отношений чисел и пропорций.

Масштаб — это дробь, где в числителе единица, а в знаменателе то число, которое показывает во сколько раз уменьшено расстояние на плане местности, чем на самой местности.

Другими словами, масштабом называют отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

  • Например, одна тысячная (1:1000) означает, что все расстояния на местности уменьшены в тысячу раз. Чем больше число в знаменателе дроби, тем больше уменьшение и тем больше охват территории.

Масштаб бывает трех видов:

  • численный, выражается в числах 1:1000;
  • именованный, выражается словами, то есть см переводим в м: в 1см 10м, 10м — это величина масштаба;
  • линейный, зная величину масштаба, можно определить расстояния.

Определение масштаба на карте

На математике в 6 классе обязательно будут задания, как найти масштаб карты. Разберемся в этом вопросе.

Нужно потратить очень много сил, чтобы изобразить дом в натуральную величину, поэтому и придумали такой инструмент, как масштаб. Ведь намного проще описать большой объект в рисунке, чертеже или макете.

Масштаб — это отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.

Масштаб карты — это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности.

На карте Российской Федерации указан масштаб (1 : 500 000). Читается это так: карта сделана в масштабе одна пятисот тысячная. Такой масштаб значит, что в 1 см на карте помещается 500 000 см реального расстояния. То есть отрезок на изображении в 1 см соответствует отрезку на местности в 5 км. А если взять отрезок в 3 см, то на местности этот отрезок составит 15 км.

Численные масштабы карт и соответствующие им масштабы на местности:

Масштаб 1 : 100 000

  • 1 мм на карте — 100 м (0,1 км) на местности
  • 1 см на карте — 1000 м (1 км) на местности
  • 10 см на карте — 10000 м (10 км) на местности

Масштаб 1 : 10000

  • 1 мм на карте — 10 м (0,01 км) на местности
  • 1 см на карте — 100 м (0,1 км) на местности
  • 10 см на карте — 1000 м (1 км) на местности

Масштаб 1 : 5000

  • 1 мм на карте — 5 м (0,005 км) на местности
  • 1 см на карте — 50 м (0,05 км) на местности
  • 10 см на карте — 500 м (0,5 км) на местности

Масштаб 1 : 2000

  • 1 мм на карте — 2 м (0,002 км) на местности
  • 1 см на карте — 20 м (0,02 км) на местности
  • 10 см на карте — 200 м (0,2 км) на местности

Масштаб 1 : 1000

  • 1 мм на карте — 100 см (1 м) на местности
  • 1 см на карте — 1000 см (10 м) на местности
  • 10 см на карте — 100 м на местности

Масштаб 1 : 500

  • 1 мм на карте — 50 см (0,5 метра) на местности
  • 1 см на карте — 5 м на местности
  • 10 см на карте — 50 м на местности

Масштаб 1 : 200

  • 1 мм на карте — 0,2 м (20 см) на местности
  • 1 см на карте — 2 м (200 см) на местности
  • 10 см на карте — 20 м (0,2 км) на местности

Масштаб 1 : 100

  • 1 мм на карте — 0,1 м (10 см) на местности
  • 1 см на карте — 1 м (100 см) на местности
  • 10 см на карте — 10м (0,01 км) на местности

 

Решение задач на масштаб

Для закрепления темы решим несколько математических задач на масштаб за 6 класс.

Пример 1. Длина отрезка на карте равна 8 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты равен 1 : 10 000.

Как решаем:

8 см — это 1 часть

8 * 10 000 = 80 000 (см) — это 10 000 частей

80 000 см = 800 м

Ответ: 800 м

Пример 2. Расстояние между двумя городами 400 км. Найти длину отрезка, который соединяет эти города на карте, выполненный в масштабе 1:5000000.

Как решаем:

400 км = 400 000 м = 40 000 000 см

40000000 : 5000000 = 40 : 5 = 8

Ответ: 8 см

Пример 3. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой составляет примерно 635 км. По автотрассе протяженность маршрута 700 км. Во сколько раз надо уменьшить это расстояние, чтобы его можно было изобразить в виде отрезка длиной в 14 см?

Как решаем:

700 км = 700 000 м = 70 000 000 см

70 000 000 : 14 = 5 000 000

Ответ: уменьшить в 5 000 000 раз.

Просмотр содержимого документа
«Расстояния между двумя точками. Масштаб. Виды масштаба»

Конспект – план урока по математике:

"Расстояние между двумя точками. Масштаб" 5 класс


Классический урок математики
Тема урока:(5 класс). «Расстояние между двумя точками. Масштаб».

урок проводиться по учебнику Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2007.
Цель урока: ввести понятие «расстояние между двумя точками», «масштаб».
Задачи урока:
дидактические:

закрепить знания по теме «Треугольник»,

отработать навыки нахождения периметра, площади и суммы углов треугольника,

познакомить с понятием «расстояние между двумя точками»,

формировать умения решения задач с использованием масштаба;
развивающие: развивать аналитическое, пространственное мышление.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин.)
Постановка целей урока:

Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Треугольник», узнаем, что называется расстоянием между двумя точками, познакомимся с понятием масштаб.
II. Актуализация знаний - Фронтальный опрос (5 мин.)
• Какой треугольник называется прямоугольным?
• Какой треугольник называется тупоугольным? 
• Какой треугольник называется остроугольным?
• Дайте определение биссектрисы угла?
• Какой треугольник называется равнобедренным?
• Какой треугольник называется равносторонним?
• Что мы называем высотой в треугольнике?
• Как найти площадь треугольника?
• Как вычислить периметр треугольника?
• Чему равна сумма углов треугольника?
• Если третья сторона треугольника больше суммы длин двух других сторон, то, что можно сказать об этом треугольнике? (такой треугольник не существует)


Самостоятельная работа с последующей проверкой. (12 мин.).Контрольные задания, с.163.
Все работают в тетрадях, затем происходит проверка.
На доске подготовить чертеж двух треугольников с известными величинами (3 стороны, 3 угла). Записать задания.
Задание. 
Определить вид треугольника.
Найти периметр треугольника.
Найти площадь треугольника.
Найти сумму углов треугольника.
I. Изучение нового материала (15 мин.)
Беседа.
О расстояниях нам приходится говорить довольно часто. И следует заметить, что делаем мы это по-разному.
Рассмотрим такой пример: Настя живет в 7 минутах ходьбы от школы, а Костя идет от дома до школы 5 минут.
Можно ли утверждать, что Костя живет ближе к школе, чем Настя?
Может ли Костя жить дальше от школы, чем Настя?
Итак, в этом примере мы сделали попытку измерить расстояние в минутах и выяснили, что точность такого измерения крайне мала, поскольку у нас не было информации о скоростях движения Кости и Насти.
Как вы знаете, расстояние между двумя точками измеряется по соединяющей их прямой. Поэтому в примере с Костей и Настей речь на самом деле шла не о расстоянии от их домов до школы, а о длине пути, который они проходят, так как по дороге в школу приходиться обходить дома, заборы, а иногда и лужи. Поэтому надо помнить, что, когда, в повседневной жизни мы говорим о расстояниях между городами, поселками и т. п., мы имеем в виду длину пути, который надо преодолеть, чтобы добраться от одного пункта до другого.
На рисунке 81 с. 164 изображена схема городского района, в котором живут Костя и Настя. Пунктирными линиями обозначены маршруты, по которым они ходят в школу и в гости друг к другу.
Выполнив необходимые измерения, можно найти длины этих маршрутов. Для этого надо знать, во сколько раз реальные объекты и расстояния между ними больше тех, которые даны на схеме. Или, как говорят коротко, надо знать масштаб изображения.
Схема на рис. 81 сделана в масштабе 1: 2000 (читается: «один к двум тысячам). Это значит, что одна единица измерения на схеме соответствует двум тысячам единиц в действительности. Например, если на схеме отрезок имеет длину 1 см, это значит, что на самом деле длина этого отрезка – 2000 см, или 20 м, учебник, с.165-прочитать.
Фронтальная работа

Что обозначает следующая запись: 1: 5000, 1: 250, 1: 60?
III. Закрепление изученного материала (14 мин)
1)Решение упражнения №603 из учебника, рис. 81, с.164.

Самостоятельная работа.

2) презентация (34_1), решение задачи, представленной в презентации.
IV. Итог урока. (2 мин.)

Разъяснение наглядности выполнения №604, презентация(34_2).
V.Домашнее задание. Выполнить, $ 34, №604.
Целевой итог урока.
Результативный итог урока: выставление отметок в журнал.