СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расстройство привязанностей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ребенку безразлично Ваше хорошее отношение?

Как привязанности влияют на коммуникативный сценарий?

Просмотр содержимого документа
«Расстройство привязанностей»


НАРУШЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ

КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Бушкова Ася Анатольевна,

педагог-психолог ГКУ СО КК «Краснодарский КЦПД»


Ни для кого не секрет, что дети-воспитанники государственных учреждений (детских домов, интернатов, социально-реабилитационных центров и т.д.) – это особая категория детей. С одной стороны они находятся на полном государственном обеспечении, не испытывают дефицита ни в одежде, ни в еде, ни в интересных развлечениях, с ними занимается множество специалистов. О них заботится не только государство, в их жизнь вовлекаются волонтеры, спонсоры, которые стараются придать каждому дню воспитанника больше радости, яркости, вкуса… Но это фантик, лицевая сторона медали. Да, материально эти дети благополучны. Но есть так называемая «изнанка» этой картинки.

Те, кто работает с такими детьми, замечал, что некоторые не умеют радоваться подаркам, ценить их, принимать нематериальные знаки внимания. При этом даже радуясь в момент дарения, потом могут не беречь, передаривать другим… Легко могут обидеться, обидеть сами, не почувствовать неловкости ситуации. С ходу заводят новые знакомства, отношения. И так же легко их разрывают. Быстро привязываются к чужому человеку, так же быстро вычеркивают его потом из своей жизни, если что-то по его мнению «пошло не так»…

И поверьте, это не издержки воспитания учреждения!

Все эти явления – последствия такого феномена как «нарушение привязанностей». У определенного количества современных взрослых людей - ученые называют цифру до 45% - в детстве не сложилось надежной привязанности с родителями. К сожалению, это не просто факт из их прошлого. Это то, что влияет на человека всю жизнь: сказывается на психическом, физическом здоровье, отношениях с другими людьми, стрессоустойчивости, гибкости, уверенности в себе и многих других вопросах.

Привязанность не дается ребенку по факту рождения, она возникает постепенно, в ежедневном взаимодействии взрослого и ребенка: в процессе кормления, ухода, заботы, агуканья, отдыха и т.д. Наиболее интенсивно, базово в первые 3 года жизни. Для нормального развития привязанности важен психологический комфорт, эмоциональный покой, которые влияют на формирования у младенца чувства защищённости, стабильности и доверия к окружающему миру. Большое значение имеет формирование у матери привязанности к младенцу и ее желание заботиться о нем, нежить ребенка, общаться с ним на всех уровнях: вербальном, тактильном, эмоциональном. Адекватность, зрелость, теплота, терпеливость поведения матери закладывает основы привязанности у ребенка, а самое главное - его психического здоровья. Потому опыт отношения родителей и детей в первые года жизни влияет на психологическое, социальное и личностное развитие ребенка, уровень его адаптации к жизни, окружающим реалиям.

Если это взаимодействие нарушается – неопытные/ равнодушные/ больные/ маргинальные родители, индивидуальные особенности ребенка/ семьи, появление братика/ сестренки, отсутствие любви как эмоционального феномена в семье – все это приводит к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка.

Так, если регулярно маленький ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество, боль, страх), но не получает поддержки/ помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – раздражение/ ругань/ побои – ситуация становится хронически стрессовой. У ребенка происходит сбой на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе (либо апатия), мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда ребенком начинает восприниматься как недружественная, опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к окружающим значимым. Появляется двойственное отношение: «ненавижу, но люблю».

Как это проявляется в быту? Малыши, дошкольники избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого, в некоторых случаях отвергают попытки взрослых установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, такие дети сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. Дети могут быть крайне зависимы, искать комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремится установить с ними контакты, но при этом отвергают родители или лиц их заменяющих.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. По мере взросления задержка умственного развития становится более выраженной: ребенок с трудом осваивает образовательную программу, на занятиях либо никак не принимает участия (его не видно и не слышно, не заметно), либо по замечаниям учителей «его слишком много». Ребенок может постоянно задавать вопросы (и не всегда по теме), комментировать слова и действия педагога, нарушать дисциплину и тишину во время занятий. На педагогические воздействия будет реагировать неадекватно, резко, сильно.

У детей дошкольного, школьного возраста может развиваться отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт могут вызывать неожиданные реакции смеха, плача, гнева, испуга, раздражения.

Потребность сохранить контроль над ситуацией и своей эмоциональной безопасностью проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении такие дети могут становиться непослушными, дерзкими, выражают свой гнев через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, они могут прятать агрессию, маскируя ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями, игрой, случайностью, выполнением правил, ритуалов определенной субкультуры и т.д.. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие, непринятие, презрение. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины как правило отсутствует. На педагогические, родительские беседы, воздействия, воспитательные меры дается реакция протеста, ухода или агрессии. Это ли не портрет каждого пятого подростка сегодня? Особенно в детских домах, реаблитиационных центрах…

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого эмоционального контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Восприятие, передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Ключевые признаки нарушения привязанностей у детей. Чаще всего в процессе взаимодействия специалистов социозащитных учреждений с воспитанниками проявляются следующие аспекты:

1. Недоверие к людям: если в раннем детстве у ребёнка не было стабильного и благоприятного эмоционального окружения, нарушается его «базовое доверие» к миру, к близким, окружающим.

2. Неспособность управлять эмоциями: ребёнок не способен контролировать и понимать свои негативные эмоции, а так же эмоции окружающих; ему свойственны резкие перепады настроения, импульсивность, агрессия.

3. Страх ошибки: часто возникают проблемы с осознанием чувства собственного достоинства, нерешительность; этот страх приводит к такой психологической защите как избегание деятельности: «чтоб не ошибиться, вообще ничего не буду делать».

4. Обострённая ранимость: неуверенность в себе, низкая самооценка, ревность, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, зачастую выливающаяся в протестное, вызывающее, демонстративное поведение.

5. Отсутствие эффективной избирательности по отношению к людям, с которыми он общается, что выражается в неразборчивости в связях, смешении понятий «любовь/ привязанность/ уважение/ физическая близость и т.д.». ребенок выбирает фигурами привязанности малознакомых или даже незнакомых взрослых, ищет у них утешения, высказывает теплые чувству и «цепляется» к ним сам.

6. Неэффективная модуляция социальных взаимодействий: в эмоциональных, психических реакциях и социальных сценариях ребенка преобладают резкость, дихотомичность, не выстроенные личные границы, импульсивность, обидчивость, мстительность, ревность, агрессия; они часто заискивают в ситуации, если «им что-то надо» и недальновидно могут игнорировать человека, если сейчас «им не надо» или они не в настроении.

7. Зацикленность на «понятиях» и жесткой иерархии субкультур в качестве психологических защит личности.

8. «Эмоциональная глухота»: такие дети часто чувствуют себя несчастными, склонны к депрессии и суицидальному (демонстративному) мышлению, преувеличению своего одиночества и непонятости; могут агрессивно реагировать на свое или чужое страдание, не проявляют (не чувствуют) доверия к окружающим; склонны к вспышкам гнева или истерии, особенно на попытку ввести какие-либо правила, ограничения, запреты.

9. Синдром «короткой памяти»: дети с нарушениями привязанностей затрудняются в выстраивании долгосрочных взаимоотношений, быстро забывают добро, помощь, не умеют проявлять благодарность, склонны преувеличивать свои заслуги перед другими людьми.

10. Проблемы с собственными детьми в будущем: есть большая доля вероятности, что как бы не старался в осознанном возрасте «недолюбленный ребёнок» избежать подобной участи для своих детей, он неосознанно, бессознательно будет копировать сценарий поведения своих значимых взрослых из детства или диаметрально противоположную – чрезмерно баловать, задаривать и возводить малыша в ранг поклонения.

Диагностика расстройства привязанности у детей проводится специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом). Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос: уточнение симптомов, их продолжительность, выраженность. Важна информация о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. По возможности уточняются особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).

  • Наблюдение: особенности взаимодействия ребенка и специалистов, воспитателей; по возможности, если родственные связи ребенка сохраняются, его навещают в учреждении - детско-родительских отношений (доброжелательность/ враждебность, заинтересованность контактом/ негативизм, непослушание, принятие телесного контакта/ холодность, стремление общаться/ отстраненность; стиль воспитания, взаимодействия).

  • Сбор дополнительной информации: характеристики учителей, воспитателей, выписки из заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, психиатра.

  • Психодиагностика особенностей личности: опросники, проективные методики для выявления особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим («Акцент», «Жизненная позиция», «Социальный интерес», «Социальные установки», “Анализ семейных взаимоотношений” Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В. В. для родителей и т.д.),

При этом важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

По результатам диагностики вырабатываются рекомендации по улучшению воспитательной, социальной среды ребенка, создании в его жизни ситуации успеха и ответственного поведения.

Ранние трудности с привязанностью можно нивелировать, смягчить, улучшив социальные обстоятельства ребенка. Задача значимых взрослых ребенка на данном этапе – создание стабильной и заботливой бытовой среды, с принятием и терпением.

При этом важно понимать, что в государственное учреждения поступают дети с более выраженными, укоренившимися признаками нарушения привязанностей. Работа с ними проводится в течение длительного времени и охватывает не одну сферу жизни ребенка. Комплексная работа педагога-психолога является основой, изменяющей отношение ребенка к самому себе, окружающим, близким родственникам, родителям (не зависимо от факта живы ли они или лишены родительских прав, общаются ли с ребенком). Если ребёнок находится в государственном учреждении в связи с проблемами в детско-родительских отношениях, работа проводится сначала отдельно с несовершеннолетним и родителями, затем – совместно.

При индивидуальной работе с ребенком и его значимыми взрослыми происходит снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов, осознание привязанности друг к другу, важности присутствия в жизни другу друга, (сказкотерапевтические, игровые, ролевые, медитативно-релаксационные занятия, занятия с элементами АСМР).

Психолог готовит рекомендации значимым взрослым, в том числе воспитателям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных, межличностных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

На следующем этапе семейной психотерапии происходит снижение уровня отчужденности, восстановление эмоционального, вербального контакта, принятие ребенком родителей или иных родственников.

Завершающим этапом работы с ребенком является проработка будущих межличностных, семейных сценариев ребенка. Здесь важна и работа с картиной ожиданий ребенка, и визуализация позитивного образа будущего в кругу близких и друзей, установка на личностное развитие и мотивацию достижения.

Схематично работу с ребенком можно представить так:

ребенок с нарушением привязанности

ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ИНФОРМИРОВАНИЕ (как проявляется, каковы причины, возможные последствия, как нарушение привязанности связано с проблемами ребенка сегодня)

МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ИЗМЕНЕНИЯ

(вселение надежды; работа со вторичной выгодой нарушения привязанностей)

ПРОШЛЫЕ УСПЕХИ

(обращение к мудрости: пробуждение внутреннего потенциала ребенка, исторические примеры)

РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ

(переосмысление особенностей личности; возможно: изменение отношения к проблеме; важно: изменение восприятия значимых взрослых, коррекция ожиданий от окружающих, себя лично, выстраивание личностных границ)

ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА

(подчеркивание позитивного: что уже сделано, что можно сделать сегодня; повышение самооценки, социального интереса, социальной значимости)

ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОДДЕРЖКИ

(опора на прошлый успех, опыт других; воздействие через авторитет и собственный опыт; разъяснение о возможных срывах, которые будут в дальнейшем)

РЕАКЦИЯ

(этап продумывания, «примерки» себя к новой роли; возможен регресс или резкое ухудшение ситуации как нормативное сопротивление всем изменениям)

ЭТАП ИЗМЕНЕНИЙ

ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


Важно осознавать, что проблема привязанности не решается быстро и «навсегда». Работа с нарушениями привязанностей требует времени, кропотливости, системности, высокой мотивации самого человека. Конечно, трудно ожидать от подростка, который не видит в этом проблемы, что он с удовольствием будет работать с психологом с проблемой привязанности (как, впрочем, и с другими проблемами). Да и зачастую у специалистов просто нет на это времени. Но в своей работе я обязательно делаю акцент именно на сфере отношений, развития привязанностей ребенка.

Ведь я знаю, насколько такие дети после взросления станут пренебрегающими или жестокими родителями, зависит не только от обстоятельств во взрослом возрасте, но и от степени их примирения со своими прошлыми взаимоотношениями, реакциями на заботу или ее отсутствие со стороны родителей, опекунов, воспитателей. Они должны осознать, что в силу ряда причин – «так уж случилось» - они не получили от своих значимых взрослых заботы и любви в той мере, чтоб стать эмоционально самодостаточными и устойчивыми, смогли понять, принять, пройти это и двинуться дальше. И дальнейшие эмоциональные, психологические взаимоотношения зависят от них и их установок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!