СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения и основные отделы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование, комбинирование ,открытие новых знаний о делении царства Растений на большие группы (отделы). Умение работать с различными источниками информаций о признаках царства Растений. Правила работы  с гербариями и живыми растениями.

Просмотр содержимого документа
«Растения и основные отделы»

Дата «_24_»___декабря_2019 г. Группа: 32 П Профессия:19.01.04 Пекарь


Тема урока: Анализ причин возникновения «парникового эффекта», «кислотных дождей «и разрушение «озонового экрана»

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы; Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательныеумение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Оборудование урока:

мультимедийное оборудование; презентация «парниковый эффект»

учебник Чернова Н.М .Галушин В.М. Экология стр.249

Подготовка урока: в ходе урока запланировано ведение записей. На интерактивный экран выводится тема урока. Весь урок в интерактивном режиме выдается на экран текст лекции урока и сопутствующие ему вопросы и презентация

План урока:

  1. Анализ причин возникновения «парникового эффекта»

  2. Кислотных дождей

  3. Разрушение озонового экрана





Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.










  1. Ознакомление студентов с темой занятия. Мотивация изучения данной темы, ее значение для профессиональной деятельности обучающихся.

2мин.


15мин.








3мин

1. Приветствие студентов.

2. Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов.

3. Фронтальный опрос обучающихся по пройденным разделам и темам:

  • основные понятия «экологические факторы»

  • зачем человечество обратилось к экологии для решения проблем сохранения жизни на Земле?

  • отчего земледелие и скотоводство ,ставшие значимыми этапами в развитии человечества ,сейчас характеризуются как факторы нарушения устойчивости биосферы?

  • Почему для достижения устойчивого развития биосферы обращаются к вопросам нравственности и культуры?

Жизнь организмов на Земле ,здоровье людей ,состояние экосистем и окружающей среды в настоящее время стали проблемами не только научными ,но и практическими социальными ,значимыми для человечества.

Как вы думаете, какова цель или может быть цели нашего урока?

Доклад старосты

Ответы обучающихся на вопросы

преподавателя.

Вспоминают и воспроизводят информацию, анализируют, дополняют и корректируют ответы друг друга.




Слушают и осмысливают информацию, осознают ее значимость. Высказывают суждения, формулируют тему и цели урока .

Рассмотреть особенности загрязнения седы обитания человека

  1. Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

45 мин.

1.Анализ причин возникновения «парникового эффекта»

Вопрос: Что является главной причиной «парникового эффекта»?

Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов.

При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом.

В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей “машины” экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн.Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет.

2.Мы хотели бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое?

Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: — в Северной Осетии и по всему земному шару. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе. причиной является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы.

Оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.

Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий.

3.Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты?

Озоновая дыра. Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике. Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой. В результате глобальных нарушений в природе безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью тропических лесов. Некоторых животных еще даже не успел изучить человек и не знает об их значении в жизни биосферы, не знает о возможной пользе для людей.

Все вместе — вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Сколько животных исчезает с лица Земли тихо и незаметно!

Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы - потеря громадная, потеря навсегда.

Подведем итог Опасность для жизни на планете может подкрадываться незаметно – это так называемые ползучие катастрофы, теория которых еще не достаточно разработана. Ведь границы опасных изменений биосферы, допускающие существование земной цивилизации, очень узки. Например, понижение среднегодовой температуры Земли только на 3-4С может повлечь за собой тяжелейшие последствия для флоры и фауны. Но и ее повышение на 4-5ОС не менее опасно. Между тем потепление климата на Земле вследствие парникового эффекта, вызванного выбросами углекислого газа, наблюдается уже сегодня. В настоящее время концентрация углекислого газа в атмосфере на 17 больше, чем в начале 20 века, а через 50 лет, по прогнозам ученых, она может удвоиться. Это может привести к опустыниванию ряда районов земного шара и падению сельскохозяйственного потенциала Земли. От такого повышения температуры на земной поверхности следует ожидать усиления таяния ледников, расширения площади морей, повышения уровня Мирового океана.







































.























.















.

.







Обучающиеся дают ответы.



Обучающиеся записывают в тетради.















Обучающиеся в ходе беседы записывают проблемы повышения температуры Земли и глобальные катаклизмы, связанные с парниковым эффектом







Выполнение обучающимися тестовых заданий : «Парниковый эффект»(инструкция)

1. Парниковый эффект проявляется через:

А накопление парниковых газов гидросфере;

Б увеличении поглощающей способности поверхности литосферы;

В накопление парниковых газов в атмосфере;

2. Парниковые газы:

А пропускают коротковолновые излучения и задерживают длинноволновые;

Б пропускают длинноволновые и задерживают коротковолновые;

В задерживают и пропускают коротковолновые излучения;

3. Эффект парника обнаруживается при:

А охлаждении нижних слоев воздуха и нагреве поверхности земли;

Б нагреве поверхности земли и нижних слоев воздуха;

В нагреве нижних слоев воздуха и охлаждении поверхности земли;

4. К парниковым газам можно отнести:

А метан, пары воды, ХФУ, СО2

Б аммиак, водород, сероводород, метан;

В СО2 , пары воды, оксиды азота, гелий;

5. Концентрация СО2 растет, т.к.:

А снижается его поглощение биотой;

Б повышается его растворимость в мировом океане;

В увеличивается его выделение промышленностью и транспортом;

6. Источником биогенного метана являются:

А деятельность анаэробных бактерий;

Б выращивание картофеля и риса;

В складирование мусора и навоза;

7. Влияние метана в верхних слоях тропосферы:

А отрицательное, т.к. он реагирует с озоном и его разрушает;

Б положительное, т.к. он соединяется с оксидами азота;

В положительное, т.к. он реагирует с хлором;

8. При стабилизации парниковых газов:

А потепление климата будет продолжаться по инерции;

Б потепление климата резко остановится;

В наступит похолодание климата;

9. При всеобщем потеплении возможно:

А поднятие уровня Мирового океана, разрушение сооружений, вымирание отдельных видов биоты;

Б засоление прибрежных акваторий, учащение аномальных природных явлений;

В загрязнение воды в прибрежных очистительных системах, быстрая смена экосистем;

10. Меры, которые будут предприняты государствами по Киотскому протоколу для сохранения теплового баланса Земли:

А не достаточны для погашения парникового эффекта;

Б достаточны для погашения парникового эффекта;

В избыточны для погашения парникового эффекта.

Ответы к тестовому заданию «Парниковый эффект»: 1в, 2а, 3б, 4а, 5а,в, 6а,в, 7в, 8а, 9а,б,в, 10а.













(озвучивают мультимедийную презентацию )


Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.(инструкция) Вопросы к теме «Кислотные дожди»

1.Каково влияние кислотных осадков на промышленные и культурные сооружения?

2.В чем проявляется негативное влияние кислотных осадков на человека?

3.Все ли почвы одинаково изменяются в результате воздействия кислотных осадков?























































Тестовое задание к теме «Озоновый экран»: Озоновый слой формируется в:

А тропосфере;

Б стратосфере;

В мезосфере;

2.Озоновый экран задерживает в основном:

А коротковолновое излучение в 290 нм и менее;

Б длинноволновое излучение в 780 нм;

В средневолновое излучение в 360 нм;

3.Концентрация озона, образующего экран:

А 10 частей на миллиард частей других газов;

Б 1 часть к 100 тыс. частей азота;

В 8 частей на миллион частей других веществ;

4.«Озоновой дырой» считают:

А область с повышенной концентрацией озона;

Б область с повышенной концентрацией кислорода и пониженной концентрацией озона;

В область с пониженной концентрацией озона;

5.Повышение интенсивности УФ-излучения, достигающего поверхности земли, в популяции людей вызывает:

А быстротекущие раковые заболевания (карциномы и меланомы);

Б возрастание частоты хромосомных и генных мутаций (синдром Дауна, гемофилия);

В уменьшение частоты вирусных и бактериальных эпидемий;

6.Формированию озонового экрана в истории планеты способствовала деятельность:

А человека;

Б продуцентов океана и суши;

В редуцентов суши;

7.Интенсивность истощения озонового экрана возросла в:

А начале XX века;

Б середине 70-х годов ХХ века;

В с началом II тысячелетия;

8.Появление озоновых дыр замечено над:

А Арктикой, Антарктикой и Сев. Америкой;

Б Африкой, Австралией и ЮЖ. Америкой;

В Юж. Америкой, Австралией, Антарктидой.

9.Особую опасность для существования озонового экрана представляют:

А фреоны, оксиды азота, атомы хлора;

Б углекислый газ, оксиды серы, атомы фтора;

В оксиды азота и серы;

10.При строжайшем соблюдении всех положений Венского протокола и Монреальских соглашений, концентрация фреонов вернется к отсчетному значению 1986 года к:

А 2010 году;

Б 2100 году;

В 2030 году.

11.Источником озона в атмосфере служит:

А кислород;

Б азот;

В неон.

Ответы к тесту «Озоновый экран»: 1а, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б, 7б, 8а,в, 9а, 10в, 11а.

3.Закрепление: работа с учебником стр.239 «причины возникновения «парникового эффекта»

«кислотных дождей» и разрушение озонового слоя



  1. Заключение.














5.Рефлексия.

Обсуждение итогов урока. Привлекает студентов к оценке результатов выполнения работ.

Организует рефлексию на предмет овладения общими и профессиональными компетенциями

5мин.














5мин.






Соотнесите предложенные экологические проблемы с их характеристиками.

Парниковый эффект образование озоновой дыры


Озоновая дыра соединения серы и азота, взаимодействующие с

влагой

Кислотные дожди избыточное количество углекислого газа



Обучающиеся анализируют ситуацию и высказывают суждения, слушают друг друга, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывают предложенное решение ситуации, учатся принимать решения.

Представляют результат работы микрогруппы в виде аргументированного выступления.





Анализируют информацию, высказывают суждения, делают выводы. Проводят рефлексию.


6.Домашнее задание.

2мин

Естественнные экосистемы и агроэкосистемы

Обучающиеся записывают домашнее задание

7.Подведение итогов:

Анализ работы студентов на уроке.

  1. Выставление отметок

3мин





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!