Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний | 45 мин. | 1.Анализ причин возникновения «парникового эффекта» Вопрос: Что является главной причиной «парникового эффекта»? Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов. При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом. В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей “машины” экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн.Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет. 2.Мы хотели бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое? Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: — в Северной Осетии и по всему земному шару. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе. причиной является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы. Оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту. Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий. 3.Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты? Озоновая дыра. Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике. Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой. В результате глобальных нарушений в природе безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью тропических лесов. Некоторых животных еще даже не успел изучить человек и не знает об их значении в жизни биосферы, не знает о возможной пользе для людей. Все вместе — вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Сколько животных исчезает с лица Земли тихо и незаметно! Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы - потеря громадная, потеря навсегда. Подведем итог Опасность для жизни на планете может подкрадываться незаметно – это так называемые ползучие катастрофы, теория которых еще не достаточно разработана. Ведь границы опасных изменений биосферы, допускающие существование земной цивилизации, очень узки. Например, понижение среднегодовой температуры Земли только на 3-4С может повлечь за собой тяжелейшие последствия для флоры и фауны. Но и ее повышение на 4-5ОС не менее опасно. Между тем потепление климата на Земле вследствие парникового эффекта, вызванного выбросами углекислого газа, наблюдается уже сегодня. В настоящее время концентрация углекислого газа в атмосфере на 17 больше, чем в начале 20 века, а через 50 лет, по прогнозам ученых, она может удвоиться. Это может привести к опустыниванию ряда районов земного шара и падению сельскохозяйственного потенциала Земли. От такого повышения температуры на земной поверхности следует ожидать усиления таяния ледников, расширения площади морей, повышения уровня Мирового океана. . . . . | Обучающиеся дают ответы. Обучающиеся записывают в тетради. Обучающиеся в ходе беседы записывают проблемы повышения температуры Земли и глобальные катаклизмы, связанные с парниковым эффектом Выполнение обучающимися тестовых заданий : «Парниковый эффект»(инструкция) 1. Парниковый эффект проявляется через: А накопление парниковых газов гидросфере; Б увеличении поглощающей способности поверхности литосферы; В накопление парниковых газов в атмосфере; 2. Парниковые газы: А пропускают коротковолновые излучения и задерживают длинноволновые; Б пропускают длинноволновые и задерживают коротковолновые; В задерживают и пропускают коротковолновые излучения; 3. Эффект парника обнаруживается при: А охлаждении нижних слоев воздуха и нагреве поверхности земли; Б нагреве поверхности земли и нижних слоев воздуха; В нагреве нижних слоев воздуха и охлаждении поверхности земли; 4. К парниковым газам можно отнести: А метан, пары воды, ХФУ, СО2 Б аммиак, водород, сероводород, метан; В СО2 , пары воды, оксиды азота, гелий; 5. Концентрация СО2 растет, т.к.: А снижается его поглощение биотой; Б повышается его растворимость в мировом океане; В увеличивается его выделение промышленностью и транспортом; 6. Источником биогенного метана являются: А деятельность анаэробных бактерий; Б выращивание картофеля и риса; В складирование мусора и навоза; 7. Влияние метана в верхних слоях тропосферы: А отрицательное, т.к. он реагирует с озоном и его разрушает; Б положительное, т.к. он соединяется с оксидами азота; В положительное, т.к. он реагирует с хлором; 8. При стабилизации парниковых газов: А потепление климата будет продолжаться по инерции; Б потепление климата резко остановится; В наступит похолодание климата; 9. При всеобщем потеплении возможно: А поднятие уровня Мирового океана, разрушение сооружений, вымирание отдельных видов биоты; Б засоление прибрежных акваторий, учащение аномальных природных явлений; В загрязнение воды в прибрежных очистительных системах, быстрая смена экосистем; 10. Меры, которые будут предприняты государствами по Киотскому протоколу для сохранения теплового баланса Земли: А не достаточны для погашения парникового эффекта; Б достаточны для погашения парникового эффекта; В избыточны для погашения парникового эффекта. Ответы к тестовому заданию «Парниковый эффект»: 1в, 2а, 3б, 4а, 5а,в, 6а,в, 7в, 8а, 9а,б,в, 10а. (озвучивают мультимедийную презентацию ) Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.(инструкция) Вопросы к теме «Кислотные дожди» 1.Каково влияние кислотных осадков на промышленные и культурные сооружения? 2.В чем проявляется негативное влияние кислотных осадков на человека? 3.Все ли почвы одинаково изменяются в результате воздействия кислотных осадков? Тестовое задание к теме «Озоновый экран»: Озоновый слой формируется в: А тропосфере; Б стратосфере; В мезосфере; 2.Озоновый экран задерживает в основном: А коротковолновое излучение в 290 нм и менее; Б длинноволновое излучение в 780 нм; В средневолновое излучение в 360 нм; 3.Концентрация озона, образующего экран: А 10 частей на миллиард частей других газов; Б 1 часть к 100 тыс. частей азота; В 8 частей на миллион частей других веществ; 4.«Озоновой дырой» считают: А область с повышенной концентрацией озона; Б область с повышенной концентрацией кислорода и пониженной концентрацией озона; В область с пониженной концентрацией озона; 5.Повышение интенсивности УФ-излучения, достигающего поверхности земли, в популяции людей вызывает: А быстротекущие раковые заболевания (карциномы и меланомы); Б возрастание частоты хромосомных и генных мутаций (синдром Дауна, гемофилия); В уменьшение частоты вирусных и бактериальных эпидемий; 6.Формированию озонового экрана в истории планеты способствовала деятельность: А человека; Б продуцентов океана и суши; В редуцентов суши; 7.Интенсивность истощения озонового экрана возросла в: А начале XX века; Б середине 70-х годов ХХ века; В с началом II тысячелетия; 8.Появление озоновых дыр замечено над: А Арктикой, Антарктикой и Сев. Америкой; Б Африкой, Австралией и ЮЖ. Америкой; В Юж. Америкой, Австралией, Антарктидой. 9.Особую опасность для существования озонового экрана представляют: А фреоны, оксиды азота, атомы хлора; Б углекислый газ, оксиды серы, атомы фтора; В оксиды азота и серы; 10.При строжайшем соблюдении всех положений Венского протокола и Монреальских соглашений, концентрация фреонов вернется к отсчетному значению 1986 года к: А 2010 году; Б 2100 году; В 2030 году. 11.Источником озона в атмосфере служит: А кислород; Б азот; В неон. Ответы к тесту «Озоновый экран»: 1а, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б, 7б, 8а,в, 9а, 10в, 11а. 3.Закрепление: работа с учебником стр.239 «причины возникновения «парникового эффекта» «кислотных дождей» и разрушение озонового слоя |