Вступительная беседа – Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.
Вы должны узнать ключевое слово Стоит над кручей богатырь могучий: Голова - до тучи, плечи пораздвинул, Руки пораскинул, пальцы узловаты, Силы непочаты... (3 буква) Б Стоит в саду кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (2 буква) О Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы (1 буква) Т Только тронь - Отдернешь ладонь: Обжигает трава Как огонь. (3 буква) А На мне колючие иголки, Но я не пихта и не ёлка. Стройна, прекрасна, зелена Весь год красавица ... . (сосна (4 буква) Н Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит. (1 буква) И Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой. (1 буква) К
Сладких ягод соберите, Для варенья припасите, От простуды, от ангины С чем поможет чай? - С... Последняя буква А Буквы алфавита ботаника М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава. Слайд Актуализация опорных знаний Учёные утверждают, что растения– живые организмы. А как вы думаете, это действительно так? – Учёные-ботаники делят царство растений на группы. : “Разнообразие растений” На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях. – На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке? – На какие группы делится царство растений? – Что такое группа растений? – По каким признакам учёные разделили растения на группы? – Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока. Физкультминутка Мы немного отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляют, За природой наблюдают. Изучение нового материала
Хвойные растения Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет. Лиственные деревья Первыми на Земле появились хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.
Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев. Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков.
. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Дует ветер с юга, Дует ветер с вьюгой, И с востока налетает, Но меня он не сломает! Дуйте, ветры, - не боюсь – Дубом как-никак зовусь! Клён под солнышком купался И ладошкой умывался. Осень красная пришла Все ладошки обожгла. Дождик пламя потушил, Ветер ветки подсушил. Желтые ладошки К нам летят в окошки. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару... Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.
Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит
Делим растения на группы Деревья кустарники травы Клен – это дерево или кустарник или трава? Почему вы так думаете? Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин
Рефлексия. Итог урока Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу. – очень интересно ? – остались вопросы * – урок понравился Кто остался доволен своим результатом? Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями? Что было самым трудным? Что помогало вам справиться с заданиями? Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали? Что полезного для себя вы узнали на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем? Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо: Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих... |