СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек и мир

Тема: Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Цель: предполагается, что к окончанию урока  у учащихся сформируются представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомятся с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Просмотр содержимого документа
«Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.»

Человек и мир

Тема: Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Цель: предполагается, что к окончанию урока у учащихся сформируются представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомятся с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Задачи личностного развития:

- создать условия для активизации учебной деятельности детей

- организовать общение по изучению темы урока

-создать условия для знакомства учащихся с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

создавать условия для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других учащихся

- воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к Родине и своему краю

- способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

- создать условия развития любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирования основ экологической культуры

- создавать условия для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других учащихся

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Использование ИКТ на уроке  позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. 
На уроке учитель  выполняет функции помощника, руководителя и не более того.



ХОД урока

Организационно-психологический момент начала урока

Прозвенел долгожданный звонок.

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем,

А работать начинаем!


Однажды один первоклассник сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку!

А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

2.Формулирование детьми темы и задач урока:

Ребята давайте вспомним …

а) Игра «Найди лишнюю картинку..» объясните свой выбор.


б) На партах у детей изображение насекомых и растений:

- Поработайте в паре, распределите на 2 группы; та пара , которая будет готова, поднимите руки.


-на какие группы вы разделили картинки ?

Сегодня на уроке мы будем говорить не о насекомых…

-О чем будем говорить на уроке?

Тема нашего урока Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Цель нашего урока познакомиться с растениями, доказать, что растения – часть живой природы.

– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями.



Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.



Вы должны узнать ключевое слово

  1. Стоит над кручей богатырь могучий:
    Голова - до тучи, плечи пораздвинул,
    Руки пораскинул, пальцы узловаты,
    Силы непочаты...

(3 буква) Б

  1. Стоит в саду кудряшка -
    Белая рубашка,
    Сердечко золотое.
    Что это такое?

(2 буква) О

  1. Высока и зелена
    Будет скошена она.
    Овцы, козы и коровы
    Есть всегда её готовы

(1 буква) Т

  1. Только тронь -
    Отдернешь ладонь:
    Обжигает трава
    Как огонь. 

(3 буква) А

  1. На мне колючие иголки,
    Но я не пихта и не ёлка.
    Стройна, прекрасна, зелена
    Весь год красавица ... . (сосна

(4 буква) Н

  1. Кудри в речку опустила 
    И о чём-то загрустила. 
    А о чём она грустит, 
    Никому не говорит.

(1 буква) И

  1. Сучки рогатые, 
    Плоды крылатые, 
    А лист - ладошкой, 
    С длинной ножкой.  (1 буква) К



  1. Сладких ягод соберите,
    Для варенья припасите,
    От простуды, от ангины
    С чем поможет чай? - С...

Последняя буква А

Буквы алфавита ботаника

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.
А как вы думаете, это действительно так?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Физкультминутка

Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.

Изучение нового материала



Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи.  У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. 

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. 
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. 
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Лиственные деревья

Первыми на Земле появились  хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.

Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев.
Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков. 



. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает,
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, - не боюсь –
Дубом как-никак зовусь!

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки 

К нам летят в окошки.


Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару...

Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.



Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит



Делим растения на группы

Деревья кустарники травы

Клен – это дерево или кустарник или трава?

Почему вы так думаете?

Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин



Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

  • Что было самым трудным?

  • Что помогало вам справиться с заданиями?

  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...