СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растим будущего школьника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

семинар для воспитателей о психологической готовности ребенка к школе

Просмотр содержимого документа
«Растим будущего школьника»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 «Стриж» г.Смоленска


Согласовано

Ст.воспитатель

Немцева М.В.___________



  Проблемный семинар


"Растим будущего школьника"








Составила:

педагог-психолог

Моторыкина Е.А.



















Смоленск, 2016г.





Цель:     повышение уровня профессиональной компетентности педагогов                     дошкольных образовательных учреждений по проблеме      

               готовности к школе дошкольников 3-7 лет..

Венгер Л.А - «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. Готовность - это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Подготовка к школе в доу – организация образовательной работы в ДОУ, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов.

Первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте. Также в детском саду дети учатся первым навыкам письма, чтения и счета. От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

По мнению отечественных и зарубежных учёных, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

Физическая готовность - это состояние здоровья, определённый уровень морфо - функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Здесь необходима в первую очередь  укреплению здоровья, охране и развитию слуха, зрения, совершенствованию всех функций организма, формированию двигательных навыков и умений и других физических качеств, выработке правильной осанки и побуждению к активной физической деятельности

Личностная готовность - это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
 
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления) .

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Чтобы успешно формировать «внутреннюю позицию школьника» необходимо учить ребёнка общаться со сверстниками, правильно строить с ними взаимоотношения. В частности, одна из проблем в общении будущих школьников в том, что они не умеют слушать друг друга и принимать мнение другого. Некоторые дети могут работать в классе только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним, не слушают сверстников, бывают невнимательны на уроке, не следят за тем, что происходит в классе. Родители таких детей часто жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе. Ещё бывает, что из-за того, что ребёнок не следит за происходящим в классе, начинает шалить, поэтому учителя жалуются на плохое поведение.  Помочь в этой ситуации могут опять же сюжетно-ролевые игры, но такие, в которых ребёнок одновременно исполняет две роли с противоположными интересами. Например, полицейский – шофёр, парикмахер – клиент, врач – пациент и т.д. Ещё хорошее средство воспитания поведения в коллективе сверстников – это любые игры с правилами. Ребёнок принимает правила игры и действует чётко по ним. К тому же дети часто меняются ролями в таких играх и смотрят на происходящую игру другими глазами, например, ведущий игры и игрок. Ещё можно поиграть в такие дидактические игры как «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и вникать в ситуацию. Ну и, конечно же, само общение со сверстниками, то есть практическое решение проблемы. Просто необходимо организовывать общение ребёнка со сверстниками, включать ребёнка в контакты с другими детьми, чтобы у того был социальный опыт, чтобы он мог видеть, что дети бывают разные, что бывают разные ситуации общения. Если внимательно присмотреться к поведению детей – первоклашек, то можно сразу выделить тех, у кого богатый опыт общения со сверстниками (как правило, это те, кто посещал детский сад) и тех, у кого этого общения было немного. Чаще всего адаптируются к школе лучше первые.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

 

         Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, это определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.        Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

        Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и интеллектуальное развитие - это отнюдь не синонимы! (Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.)

    Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.   Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.



Мероприятия:

Работа с детьми:

- укрепление физического здоровья, развитие моторных навыков

- организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей

- проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительных групп:

-участие в Дне знаний;

- ознакомление с помещением школы, школьным музеем, библиотекой;

-привитие гигиенических навыков;

-воспитание культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным;

- приучение к соблюдению режима дня.

Работа с родителями в течении всего года:

Проведение родительских собраний

Психолого-педагогические консультации для родителей

Подготовка информационных листов для родителей «Подготовка детей к школе», «Готов ли Ваш ребенок к школе»

http://www.150shchyolkovov-komarovschool.edusite.ru/p335aa1.html

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36694.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=587752

http://nashidetci.ru/lichnostnaya-gotovnost-k-obucheniyu-rebyonka-v-shkole/