Постановка проблемы: Раствор, растворитель, растворенное вещество…… Я предлагаю Вам подумать и постараться с помощью математических знаков объединить представленные компоненты (+ = ) Каковы Ваши выводы? Раствор = Раст-ль + раств. в-во 9. Объяснение материала Когда работают с растворами, то необходимо знать, сколько вещества содержится в данном растворе. Например, 10% р-р – это в 100г р-ра содержится 10г раств. вещества (воды – 90г). Нам часто приходится готовить раствор чая с сахаром. Что при этом происходит? Если возьмете немного сахара - чай получится не сладким, и не вкусным, если большое количество сахара, то приторным. Поэтому, чтобы приготовить нужный раствор необходимо учитывать КОНЦЕНТРАЦИЮ раствора. В химии концентрацию раствора выражают различными способами. Рассмотрим процентную концентрацию раствора. Единицей измерения процентной концентрации является % или массовая доля вещества. Таким образом, мы сегодня учимся решать задачи с использованием массовой доли растворенного вещества. Массовая доля р.в. – это величина, которая равна отношению массы вещества к массе всего раствора. Обозначается ɷ Проблемный вопрос: На столе стоит бутылочка с уксусом (70%). Обратите внимание на этикетку. На ней указано процентное содержание уксусной кислоты (растворенного вещества) в растворе. Что это означает? Из курса математики, Вы знаете, что весь раствор составляет 100%. Ответ: в 100 г раствора содержится 70 г уксусной кислоты – 30 г H2O. А если взять 500 г раствора? Учащиеся предлагают способ определения массы уксусной кислоты и воды. Комментированное решение задачи у доски Given: ʬ - 70% mass of solution = 500г find solute mass -? Decision: Преобразуем формулу: m (в - ва) = m(р-ра) · W(р-ра) 100% m(в - ва) = 500г Х 70% = 350г 100% Response : solute mass = 350г Работа в группах. Для работы в группах учитель ставит флакон с растворами: 1 группа 2 группа 3 группа. Учащимся необходимо самостоятельно составить условие задачи и решить ее . Дескриптор: Изучают содержимое этикетки препарата; Выписывают данные и составляет условие задачи. Записывают формулу для решения задачи. Делают математические расчеты. Записывают ответ. Решение оформляют на постерах, затем защищают. Критерии оценивания постеров. Эстетичность. Доступность. Верное решение задачи. Четкая и грамотная защита. Обсуждение в группах. Добавим по 50 гр воды в исходные растворы. Add 50 g of water to the initial solutions. -Изменилась ли масса раствора? Как? (Изменилась на массу добавленной воды).увеличилась на 50 грамм(increased by 50 grams) Has the solution mass changed? How? -Изменилась ли масса растворенного вещества? Как? (Не изменилась Was the solute mass changed? How? ) ( not changed) Что произошло с концентрацией раствора? What happened to the concentration of the solution?( concentration decreased) Обратная связь Ребята мы с вами учились решать расчётные задачи на вычисление массовой доли. Зачем мы это делали? Зачем необходимо знание о массовой доле растворённого вещества? Обсуждение со всем классом. Можно в группах подготовить постер. Роль растворов: а)в природе 1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря, 3% - озера, реки, подземные воды. 2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды. б)в медицине 1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки 2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». В) в быту 1) для засолки огурцов необходим 9% раствор соли 2) для засолки грибов необходим 12% раствор соли 3) для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30% сахарный сироп Знания о массовой доле нужны для того, чтобы приготовить раствор определённой концентрации( с заданной массовой долей растворённого вещества). А вот это будет уже предметом нашего разговора на следующем уроке. |