Урок – сказка. 6 класс.
Тема. Рациональные числа.
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал; усовершенствовать знания учащихся о рациональных числах и действий над ними; развивать логическое мышление, навыки устного счета, математическую речь; воспитывать интерес к новым знаниям и стремление их получить.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся объединяются в три группы, которые работают за отдельными столами.
II. Cообщение темы и цели урока.
На многих уроках мы с вами изучали тему «Рациональные числа». Научились выполнять арифметические действия над ними, решать уравнения, задачи.
Сегодня мы еще раз вспомним изученный материал. Но урок у нас будет необычный. Мы проведем урок – сказку. Все взрослые и дети любят сказки. Именно в сказке собраны вечные категории морали – добро и зло, правда и неправда, счастье и горе, то, что должен усвоить ребенок, чтобы вырасти настоящим Человеком. Так давайте же следующие 45 мин. посвятим ее величеству Сказке.
Так как сказка математическая, то принцессу в ней назовем Математикой. В сказочной стране, жила принцесса Математика, без которой никто не мог обойтись. Злые силы решили ее выкрасть и посадить в темницу. В каждой сказке кто – то должен освободить принцессу. Это будем мы. Отправляемся в путь.
Девизом нашего урока будут слова:
Мысли точно, отвечай четко,
Записывай правильно и быстро.
Каждый ученик на уроке должен выполнять правила поведения.
Памятка участника урока
1. Будь собраным и внимательным.
2. Работай быстро.
3. Если задание непонятно, попроси помощи у товарища или учителя.
4. Не выкрикивай, не подсказывай, не нарушай дисциплину и правил урока.
III. Игра.
На пути освобождения принцессы Математики вас ждут разнообразные препятствия. Желаю вам успехов в их преодолении.
Первое препятствие
Мы отправились в дорогу и встретили яблоньку, которая просит нас обтрусить ее яблочки.
Каждая группа должна ответить на 5 вопросов (правильные ответы – сорванные 5 яблок). Готовы?
Отвечает первая группа. Быстро, четко, правильно.
Вопросы для группы 1
1.Какие числа называются целыми? Приведите пример.
2.Какие числа называются рациональными?
3.Какие числа называются противоположными?
4.Какое число больше: положительное или отрицательное?
5.Какое из двух отрицательных чисел является большим?
Вопросы для группы 2
1.Как сложить два отрицательных числа? Чему равна сумма -5 + (-2)?
2.Как сложить два числа с разными знаками? Чему равна сумма (-5) + 7? Чему равна сумма (-5) + 4?
3.Как выполнить действие вычитания?
4.Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?
5.Чему равна сумма противоположных чисел?
Вопросы для группы 3
1.Как найти произведение двух чисел с разными знаками? Чему равно произведение -4 · 5?
2.Как найти произведение двух отрицательных чисел? Чему рано произведение
-4 · (-5)?
3.Как разделить два числа с разными знаками? Чему равно частное -20: (+4)?
4.Как разделить два отрицательных числа? Чему равно частное -20: (-4)?
5.Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
Второе препятствие
Следующее препятствие «Печь с дровами». Мы должны заготовить дрова для печи. Это препятствие вы будете преодолевать в парах. (Оглашаются пары в группах)
На каждом «полене», которое лежит на ваших партах, есть примеры на все действия с рациональными числами. (Ученики выполняют задания в тетрадях, результат сообщают учителю. После проверки пары записывают ответы на «полене» и прикрепляют на рисунок с печью; получают жетоны.)
Решив все задания, мы растопим печь и пойдем дальше.
Задания
1.(-5 + 4,8) · (-0,5 – 0,7): (-2).
2.-18: (-3 + 2,7) + 9 · (-3).
3.(8 – 10,2) · (-9 + 7,5): (-3).
4.(-2,75 + 3) · (-0,2) + (-7,5) :(-5).
5.(14 – 19) – (-8 + 13) · (-5).
6.(-5 + 9 – 14): (-0,2) + (-4).
7.(14 – 19): (-3) + (-7 + 16).
Ответ. -0,12; 33; -1,1; 1,45; 20; 46; 20.
Кодирование ответов.
-0,12 | 33 | -1,1 | 1,45 | 20 | 46 |
С | П | И | Ч | К | И |
| | | | | |
Третье препятствие
Чтобы мы продолжали путешествовать, надо, чтобы солнце светило дольше и ярче. Давайте попросим об этом солнышко. А оно предложило нам «Устный счет».
Задания для устного счета
Вычислить (каждый правильный ответ – 1жетон):
-1 +1; -
– (-4); -
: (-1); -
: 0;
-
+
; -
· 0; -
: 1; -
·
;
-
– 4; -
· (
); -
: ( -
); -1 – (-4).
Четвертое препятствие
Нам надо перейти речку. Но мост через нее не достроенный. Мы его достроим.
Между рациональными числами вы должны поставить знаки
или =, т.е. сравнить рациональные числа. Задания записываем в тетрадь, быстро решаем, а потом, аргументируя ответ, ставим знак на рисунке. Правильный ответ – один жетон.
Задания – мостик
-130 | | 45 | | -0,4 | | - |
4,2 | | 4,02 | |-7| | | |-6 | |
-2 | | -2,1 | - | | - |
-0,79 | | -0,8 | - | | - |
-5 | | 4 | |-5,5| | | |5,5 | |
-0,6 | | 0 | | | |
Мост мы построили – еще одно препятствие преодолели.
Пятое препятствие
Чтобы попасть в замок и освободить принцессу Математику мы должны преодолеть густой лес.
Чтобы пройти необходима дорожка, а ее придется проложить. Конечно не косой, а нашими знаниями. Решая уравнения, мы проложим дорогу.
Каждая группа получает задание – решить уравнение. За правильное решение -2жетона.
Группа1 Группа2 Группа3
2 (0,5 – 4х) = 2х + 7. -5(у – 3) = 11 – (2у – 1). 3(3х – 2) +11 = 7 + 10х.
Решение. 1 – 8х = 2х + 7, Решение. -5у + 15 = 11 – 2у + 1, Решение. 9х – 6 + 11=7+10х,
-8х – 2х = 7 – 1, -5у + 2у = 11 + 1 -15, 9х – 10х =7+6-11,
-10х = 6, -3у = -3, -х = 2,
х = - 0,6. у = 1. х = -2.
Все учащиеся группы записывают уравнение в тетрадь, решают, а правильные ответы записывают на белой полосочке. После проверки правильные ответы прикрепляются на рисунок.
Шестая преграда
Мы добрались к замку, где держат принцессу Математику
Загадка
На базаре их не купишь,
На дороге не найдешь,
Их не взвесишь на весах
И цены не подберешь.
(Знания)
Да, конечно, ваши знания. Строим в тетрадях систему координат, за координатный отрезок возьмем 1клеточку. Цепочкой идем к доске, строим точки и соединяем их мелом. За правильное построение двух точек – 1жетон.
Координаты точек
(0;4) | (1;5) | (3;6) | (3;8) | (-4;8) |
(-4;6) | (-5;-5) | (-1;4) | (-1;-8) | (0;-8) |
(0;-7) | (1;-7) | (1;-6) | (2;-6) | (2;-5) |
(1;-5) | (1;-4) | (3;-4) | (3;-3) | (2;-3) |
(2;-2) | (4;-2) | (4;-1) | (0;-1) | (0;4)) |
Ответ. Рисунок ключа.
Значит, мы можем открыть темницу и освободить принцессу Математику. И, вероятно , она хочет нам что-то сказать.
Принцесса. Дорогие друзья! Вы были настойчивы и любознательны, преодолели все препятствия и освободили меня из темницы. В награду я открою вам секрет.
МАТЕМАТИКА – царица всех наук. Ее любовь – истина, ее наряд – простота и ясность. Дворец царицы обнесен тернистыми зарослями, чтобы к нему добраться, надо пробираться сквозь эти заросли. Красота дворца открывается лишь разуму, который любит истину, закаленную в борьбе с трудностями. Тот, который найдет этот дворец, получит большую радость. Желаю вам новых открытий и подвигов.
IV. Итог урока.
Молодцы, дети! Вы преодолели все препятствия, победили злые силы. Теперь в стране Математики царит мир и согласие.
Все хорошо поработали. Работу каждого я оценю, когда проверю домашнее задание, а это было: найти что-то интересное или составить о рациональных числах кроссворды, стихи, загадки, найти исторические сведения.
V. Домашнее задание.
Продолжите путешествие в страну Чудес в рисунках и в своих сказках.