СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рациональные числа.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рациональные числа.»

Урок – сказка. 6 класс.

Тема. Рациональные числа.

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал; усовершенствовать знания учащихся о рациональных числах и действий над ними; развивать логическое мышление, навыки устного счета, математическую речь; воспитывать интерес к новым знаниям и стремление их получить.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся объединяются в три группы, которые работают за отдельными столами.

II. Cообщение темы и цели урока.

На многих уроках мы с вами изучали тему «Рациональные числа». Научились выполнять арифметические действия над ними, решать уравнения, задачи.

Сегодня мы еще раз вспомним изученный материал. Но урок у нас будет необычный. Мы проведем урок – сказку. Все взрослые и дети любят сказки. Именно в сказке собраны вечные категории морали – добро и зло, правда и неправда, счастье и горе, то, что должен усвоить ребенок, чтобы вырасти настоящим Человеком. Так давайте же следующие 45 мин. посвятим ее величеству Сказке.

Так как сказка математическая, то принцессу в ней назовем Математикой. В сказочной стране, жила принцесса Математика, без которой никто не мог обойтись. Злые силы решили ее выкрасть и посадить в темницу. В каждой сказке кто – то должен освободить принцессу. Это будем мы. Отправляемся в путь.

Девизом нашего урока будут слова:

Мысли точно, отвечай четко,

Записывай правильно и быстро.

Каждый ученик на уроке должен выполнять правила поведения.

Памятка участника урока

1. Будь собраным и внимательным.

2. Работай быстро.

3. Если задание непонятно, попроси помощи у товарища или учителя.

4. Не выкрикивай, не подсказывай, не нарушай дисциплину и правил урока.

III. Игра.

На пути освобождения принцессы Математики вас ждут разнообразные препятствия. Желаю вам успехов в их преодолении.

Первое препятствие

Мы отправились в дорогу и встретили яблоньку, которая просит нас обтрусить ее яблочки.

Каждая группа должна ответить на 5 вопросов (правильные ответы – сорванные 5 яблок). Готовы?

Отвечает первая группа. Быстро, четко, правильно.

Вопросы для группы 1

1.Какие числа называются целыми? Приведите пример.

2.Какие числа называются рациональными?

3.Какие числа называются противоположными?

4.Какое число больше: положительное или отрицательное?

5.Какое из двух отрицательных чисел является большим?

Вопросы для группы 2

1.Как сложить два отрицательных числа? Чему равна сумма -5 + (-2)?

2.Как сложить два числа с разными знаками? Чему равна сумма (-5) + 7? Чему равна сумма (-5) + 4?

3.Как выполнить действие вычитания?

4.Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?

5.Чему равна сумма противоположных чисел?

Вопросы для группы 3

1.Как найти произведение двух чисел с разными знаками? Чему равно произведение -4 · 5?

2.Как найти произведение двух отрицательных чисел? Чему рано произведение

-4 · (-5)?

3.Как разделить два числа с разными знаками? Чему равно частное -20: (+4)?

4.Как разделить два отрицательных числа? Чему равно частное -20: (-4)?

5.Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

Второе препятствие

Следующее препятствие «Печь с дровами». Мы должны заготовить дрова для печи. Это препятствие вы будете преодолевать в парах. (Оглашаются пары в группах)

На каждом «полене», которое лежит на ваших партах, есть примеры на все действия с рациональными числами. (Ученики выполняют задания в тетрадях, результат сообщают учителю. После проверки пары записывают ответы на «полене» и прикрепляют на рисунок с печью; получают жетоны.)

Решив все задания, мы растопим печь и пойдем дальше.

Задания

1.(-5 + 4,8) · (-0,5 – 0,7): (-2).

2.-18: (-3 + 2,7) + 9 · (-3).

3.(8 – 10,2) · (-9 + 7,5): (-3).

4.(-2,75 + 3) · (-0,2) + (-7,5) :(-5).

5.(14 – 19) – (-8 + 13) · (-5).

6.(-5 + 9 – 14): (-0,2) + (-4).

7.(14 – 19): (-3) + (-7 + 16).

Ответ. -0,12; 33; -1,1; 1,45; 20; 46; 20.

Кодирование ответов.

-0,12

33

-1,1

1,45

20

46

С

П

И

Ч

К

И









Третье препятствие

Чтобы мы продолжали путешествовать, надо, чтобы солнце светило дольше и ярче. Давайте попросим об этом солнышко. А оно предложило нам «Устный счет».

Задания для устного счета

Вычислить (каждый правильный ответ – 1жетон):

-1 +1; - – (-4); - : (-1); - : 0;

- + ; - · 0; - : 1; - · ;

- – 4; - · ( ); - : ( - ); -1 – (-4).

Четвертое препятствие

Нам надо перейти речку. Но мост через нее не достроенный. Мы его достроим.

Между рациональными числами вы должны поставить знаки или =, т.е. сравнить рациональные числа. Задания записываем в тетрадь, быстро решаем, а потом, аргументируя ответ, ставим знак на рисунке. Правильный ответ – один жетон.

Задания – мостик

-130


45


-0,4


-

4,2


4,02

|-7|


|-6 |

-2


-2,1

-


-

-0,79


-0,8

-


-

-5


4

|-5,5|


|5,5 |

-0,6


0






Мост мы построили – еще одно препятствие преодолели.

Пятое препятствие

Чтобы попасть в замок и освободить принцессу Математику мы должны преодолеть густой лес.

Чтобы пройти необходима дорожка, а ее придется проложить. Конечно не косой, а нашими знаниями. Решая уравнения, мы проложим дорогу.

Каждая группа получает задание – решить уравнение. За правильное решение -2жетона.

Группа1 Группа2 Группа3

2 (0,5 – 4х) = 2х + 7. -5(у – 3) = 11 – (2у – 1). 3(3х – 2) +11 = 7 + 10х.

Решение. 1 – 8х = 2х + 7, Решение. -5у + 15 = 11 – 2у + 1, Решение. 9х – 6 + 11=7+10х,

-8х – 2х = 7 – 1, -5у + 2у = 11 + 1 -15, 9х – 10х =7+6-11,

-10х = 6, -3у = -3, -х = 2,

х = - 0,6. у = 1. х = -2.

Все учащиеся группы записывают уравнение в тетрадь, решают, а правильные ответы записывают на белой полосочке. После проверки правильные ответы прикрепляются на рисунок.

Шестая преграда

Мы добрались к замку, где держат принцессу Математику



Загадка

На базаре их не купишь,

На дороге не найдешь,

Их не взвесишь на весах

И цены не подберешь.

(Знания)

Да, конечно, ваши знания. Строим в тетрадях систему координат, за координатный отрезок возьмем 1клеточку. Цепочкой идем к доске, строим точки и соединяем их мелом. За правильное построение двух точек – 1жетон.

Координаты точек

(0;4)

(1;5)

(3;6)

(3;8)

(-4;8)

(-4;6)

(-5;-5)

(-1;4)

(-1;-8)

(0;-8)

(0;-7)

(1;-7)

(1;-6)

(2;-6)

(2;-5)

(1;-5)

(1;-4)

(3;-4)

(3;-3)

(2;-3)

(2;-2)

(4;-2)

(4;-1)

(0;-1)

(0;4))



Ответ. Рисунок ключа.

Значит, мы можем открыть темницу и освободить принцессу Математику. И, вероятно , она хочет нам что-то сказать.

Принцесса. Дорогие друзья! Вы были настойчивы и любознательны, преодолели все препятствия и освободили меня из темницы. В награду я открою вам секрет.

МАТЕМАТИКА – царица всех наук. Ее любовь – истина, ее наряд – простота и ясность. Дворец царицы обнесен тернистыми зарослями, чтобы к нему добраться, надо пробираться сквозь эти заросли. Красота дворца открывается лишь разуму, который любит истину, закаленную в борьбе с трудностями. Тот, который найдет этот дворец, получит большую радость. Желаю вам новых открытий и подвигов.

IV. Итог урока.

Молодцы, дети! Вы преодолели все препятствия, победили злые силы. Теперь в стране Математики царит мир и согласие.

Все хорошо поработали. Работу каждого я оценю, когда проверю домашнее задание, а это было: найти что-то интересное или составить о рациональных числах кроссворды, стихи, загадки, найти исторические сведения.

V. Домашнее задание.

Продолжите путешествие в страну Чудес в рисунках и в своих сказках.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя