СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рациональные числа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку нужно подготовить раздаточный материал указанный в приложении.

Просмотр содержимого документа
«Рациональные числа»

Обобщающий урок в 6-м классе "Рациональные числа"


Цели урока

Систематизировать, расширить и углубить у учащихся знания о рациональных числах, умения выполнять действия над рациональными числами, применять знания при решении разного типа задач. Познакомить учащихся с историей возникновения и записи положительных и отрицательных чисел.

Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, навыков самостоятельной работы.



Оборудование к уроку:

листы с печатной основой (приложение) проведения.

Карточки с заданиями


Ход урока


1. Мотивационно-ориентировочный этап


В этом году мы начали изучать новые числа. Как они называются?


Сегодня на уроке мы продолжим работу по отработке навыков действий над рациональными числами, а также познакомимся с историей развития отрицательных чисел.

Разминка.

Проводится игра «Верю – не верю» (5 минут)

Я буду вам зачитывать некоторые математические понятия, а вы должны соглашаться со мной или нет в зависимости от верности этого понятия


Верите ли вы что….?

- Рациональные числа – это положительные и отрицательные числа (целые и дробные) и ноль (да)

- Во II в. до нашей эры ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появилось при решении уравнений. Еще в III веке нашей эры древнегреческий математик Диофант в своих уравнениях фактически уже пользовался правилом умножения положительных и отрицательных чисел. Но -3 для Диофанта не самостоятельное число, а всего лишь “вычитаемое”, любое положительное – прибавляемое. Отдельно взятые отрицательные числа Диофант не признавал, и если при решении уравнений получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как “недопустимый”. (да)

- Если модуль числа больше самого числа, то оно отрицательное (да)

- Если модуль равен этому числу, то оно равно 0 (нет)

- расположение рациональных чисел на координатной прямой, о том, что «Положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательными – влево”, впервые истолковал французский математик, физик и философ Рене Декарта в своей книге «Геометрия”.

- На координатной прямой между числами -4,5 и -2 лежат 2 целых числа (да)

- Из двух чисел с разными знаками больше то, у которого модуль больше (нет)

-Сумма, разность и произведение рациональных чисел тоже рациональные числа.

- При делении рациональных чисел получается рациональное число (нет, деление на 0)


2.Операционно-исполнительский этап

Проводится проверка глубины изученного материла

Приём: Тонкие и толстые вопросы (10 минут)

Тонкие

Толстые

Кто...? Что…? Когда…?


Может…? Мог ли…?


Было ли…? Будет…?


Согласны ли вы…?


Верно ли…?


Объясните почему…?


Почему вы думаете…?


Предположите, что будет если…?


В чём различие…?


Почему вы считаете…?


Учащиеся разбиваются на 2 группы и в течении 10 минут составляют вопросы по теме рациональные числа. Вопросы зачитываются соперникам


Самостоятельная работа практического характера:

Игра «Третий лишний»

Учащимся раздаются карточки по выбору на оценки «3», «4», «5», также карточки ложатся на свободные места. Задание: за 15 минут необходимо решить не менее 3 заданий по выбору, при условии, что предыдущее выполнил. При выборе заданий нужно пересаживаться на свободные места с заданиями. Оценка будет выставляться из среднего арифметического всех правильно выполненных заданий.


Уровень А.

Часть А состоит из 12 несложных заданий, из которых необходимо выполнить любые 8. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов поставьте под номером задания букву ответа, который на ваш взгляд является правильным.


А1. Укажите координату точки А

x

А

0

1


а) – 4; б) – 2; в) 2; г) 4.


А2. Значение выражения равно

а) – 90; б) 9; в) 21; г) 90.

А3. Выберите число, модуль которого больше:

а) – 91,3; б) – ; в) ; г) 10,8.

А4. Найдите значение алгебраической суммы - 16 + 8.

а) – 24; б) – 8; в) 8; г) 24.

А5. Вычислите 27 – 53.

а) – 80; б) – 26; в) 16; г) 80.

А6. Найдите значение числового выражения – 25 + (- 17).

а) – 42; б) – 8; в) 8; г) 42.

А7. Решите уравнение 2,6у = 5,2.

а) – 2; б) – 0,5; в) 2; г) 2,6.

А8. Найти корень уравнения х : = 10.

а) – 20; б) 5; в) ; г) 20.


А9. Найдите неизвестный член пропорции 0,2 : х = : 5.

а) ; б) – ; в) ; г) .

10. Найдите периметр прямоугольника со сторонами м и м.

а) м; б) 8м; в) 9м; г) 18м.

А11. Длина прямоугольника 30 см, ширина составляет длины. Найти ширину прямоугольника.

а) 2,5 см; б) 3,6 см; в) 25 см; г) 36 см

А12. Найти 20% от 55.

а) 1; б) 11; в) 20; г) 27,5.


Уровень В.

Часть В состоит из 3 более сложных заданий. Из заданий этой части вы можете выбрать любые 2 и записать их решения с полным обоснованием на листах бумаги.

В1. Найти значение числового выражения .

В2. В июне бригада установила 45% всех окон, а в июле – на два окна больше. Сколько окон установила бригада в июле, если всего она должна установить 320 окон?

В3. Автомобилист заметил, что со скоростью 20м/с он проехал мост через реку за 30 с. На обратном пути он проехал этот же мост за 80 с. Определить скорость автомобиля на обратном пути.


Уровень С.

Часть С состоит из 1 задания. Запишите его решение с полным обоснованием.

С1. Вычислить наиболее простым способом

.





Вывод

Расставьте в порядке возрастания рациональные числа и составьте слово:

.-1 0,19 0,5 0 -0,1 3 -1,8

ы о м л ц о д




Домашняя работа подготовить ответы на тонкие и толстые вопросы соперников

Выполнить задания на обратных сторонах вопросов, выбирая разноуравневые задания.




























Приложение 1


Тонкие

Толстые

Кто...?


Что…?


Когда…?


Может…?


Мог ли…?


Было ли…?


Будет…?


Согласны ли вы…?


Верно ли…?


Объясните почему…?


Почему вы думаете…?


Предположите, что будет если…?


В чём различие…?


Почему вы считаете…?


















Приложение 2


Расположите числа в порядке возрастания:

0 -1,5 -39 -51,5 -0,1 -51,456 -1,99 -0,3 -51,1 -0,01



Найдите пары противоположных чисел

5 5,4 3 -5 2,5 8 -0,25


Сравните числа:

а) – 5,2 и 8; б) -9 и -2,3; в) 0 и –78; г) – 4/7 и –5/6; д) | 45| и | –80|


Вычислите:

а) – 15,5 + 20; б) – 1,7 – 9,1;

Вычислите

а) 56: (–8); б) – 1,44 : (– 0,2);




Вычислите

14 9 32 16

а) --- • ---; б) ---- : -----;

27 7 35 5

Вычислите

1 2 4 6

а) 2---- – 1----; б) 55--- + 34------

8 6 5 7


Решите уравнение:

а) – 2,5 х = 10;





Решите уравнение

5х – 18 = 3х +5;


Решите уравнение

–12х – 3 = 11х + 43;




Найдите значение выражения:

2 1

4 – ( – 1 --- – --- ) : 52 =

3 15




Решите уравнение:

– 2 • (3 – m) = 3 ( 4 – m) + 5

Найдите периметр прямоугольника со сторонами м и м.





Длина прямоугольника 30 см, ширина составляет длины. Найти ширину прямоугольника.


С двух полей собрали 21,7 т зерна. Сколько тонн зерна собрали с каждого поля, если с одного из них собрали на 2, 3т зерна больше, чем с другого?





Составьте буквенное выражение: частное от деления разности чисел 9,3n и 4,8n, на 1,5. Найдите его значение, если n = 0,44.


Найдите неизвестный член пропорции 0,2 : х = : 5.






В июне бригада установила 45% всех окон, а в июле – на два окна больше. Сколько окон установила бригада в июле, если всего она должна установить 320 окон?


Найти значение числового выражения






Вычислить наиболее простым способом

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!