СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рациональные числа

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с множеством рациональных чисел.

Просмотр содержимого документа
«Рациональные числа»

 Алгебра. 8 класс.   РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. « Числа не управляют миром, но они показывают, как управлять им».  ( И. Гёте).

Алгебра. 8 класс.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.

« Числа не управляют миром, но они показывают, как управлять им».

( И. Гёте).

 Для счета предметов используются числа , которые называются натуральными . Для обозначения множества натуральных чисел употребляется буква  N -первая буква латинского слова Naturalis ,  «естественный», «натуральный»   Натуральные числа, числа им противоположные  и число нуль, образуют множество целых  чисел, которое обозначается Z - первой буквой немецкого слова Zahl  - «число».  Множество чисел, которое можно представить в виде , называется множеством рациональных чисел и обозна- чается- Q первой буквой французского слова Quotient - «отношение».  Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Для счета предметов используются числа , которые называются натуральными . Для обозначения множества натуральных чисел употребляется буква N -первая буква латинского слова Naturalis , «естественный», «натуральный»

Натуральные числа, числа им противоположные

и число нуль, образуют множество целых чисел,

которое обозначается Z - первой буквой

немецкого слова Zahl - «число».

Множество чисел, которое можно представить в виде ,

называется множеством рациональных чисел и обозна-

чается- Q первой буквой французского слова Quotient

- «отношение».

Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Тема урока:   РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА Цель урока:  систематизировать знания о рациональных числах;  познакомиться с историей возникновения рациональных чисел;  выделить общее свойство рациональных чисел.

Тема урока:

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Цель урока:

систематизировать знания о

рациональных числах;

познакомиться с историей возникновения рациональных чисел;

выделить общее свойство рациональных чисел.

Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов. Натуральные числа несут ещё другую функцию – характеристика порядка предметов, расположенных в ряд .  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 …

Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов.

Натуральные числа несут ещё

другую функцию –

характеристика порядка предметов,

расположенных в ряд .

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

О натуральном, в смысле естественном, ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика ( неопифагорийца) Никомаха из Геразы . В современном смысле понятие и термин «Натуральное число»  встречается у французского  философа и математика Ж.Даламбера (1717-1783)

О натуральном, в смысле естественном,

ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика

( неопифагорийца) Никомаха из Геразы .

В современном смысле

понятие и термин

«Натуральное число»

встречается у французского

философа и математика Ж.Даламбера (1717-1783)

 Натуральные числа 1, 2, 3, 4, 5, 6...   n  - натуральное  Сумма  и  произведение  натуральных чисел есть число  натуральное .

Натуральные числа

1, 2, 3, 4, 5, 6...

n - натуральное

Сумма и произведение натуральных

чисел есть число натуральное .

Дроби естественно возникли при решении задач о разделе имущества, измерении земельных участков, исчислении времени.

Дроби естественно возникли при решении

задач о разделе имущества, измерении

земельных участков, исчислении времени.

 Дробные числа Сумма,  произведение  и  частное дробных чисел есть число  дробное.  Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Дробные числа

Сумма, произведение и частное

дробных чисел есть число дробное.

Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

 Десятичные дроби  в XV веке ввел самаркандский ученый   ал - Каши .  Ничего, не зная об открытии ал – Коши, десятичные дроби открыл второй раз,  приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер  Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).  Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Десятичные дроби в XV веке

ввел самаркандский ученый

ал - Каши .

Ничего, не зная об открытии ал – Коши,

десятичные дроби открыл второй раз,

приблизительно через 150 лет, после него,

фламандский ученый математик и инженер

Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).

Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Понятие отрицательных чисел  возникло в практике решения алгебраических уравнений.  Отрицательные числа трактовались так же как долг при финансовых и бартерных расчетах.  Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Понятие отрицательных чисел

возникло в практике решения алгебраических уравнений.

Отрицательные числа трактовались

так же как долг при финансовых и

бартерных расчетах.

Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

 Отрицательные числа ввели в математический  обиход  Михаэль Штифель (1487—1567) в книге «Полная арифметика» (1544),  и  Никола Шюке (1445—1500 )- его работа была обнаружена в 1848 году.

Отрицательные числа ввели

в математический обиход

Михаэль Штифель (1487—1567)

в книге «Полная арифметика» (1544),

и Никола Шюке (1445—1500 )-

его работа была обнаружена в 1848 году.

  Числа, им противоположные Натуральные числа 5    4 6 3 2  1         -6 -1 -4 -2 -3 -5  Целые

Числа,

им противоположные

Натуральные числа

5

4

6

3

2

1

-6

-1

-4

-2

-3

-5

Целые

 Целые числа … -3;-2;-1;0,1, 2, 3,... m  - целое    Сумма, произведение и разность целых чисел есть число целое .

Целые числа

-3;-2;-1;0,1, 2, 3,...

m - целое

Сумма, произведение и разность

целых чисел есть число целое .

  Целые числа Дробные числа   58 10  9  -4 0  1        3,2 0,(2) 7,1 0,1 2/7   Рациональные

Целые числа

Дробные числа

58

10

9

-4

0

1

3,2

0,(2)

7,1

0,1

2/7

Рациональные

Множество рациональных чисел = целые и дробные числа Q Дроб-ные Целые МНОЖЕСТВО рациональных чисел

Множество рациональных чисел =

целые и дробные числа

Q

Дроб-ные

Целые

МНОЖЕСТВО рациональных чисел

 Рациональные числа   r  - рациональное  Сумма , произведение, разность и частное рациональных чисел есть  число рациональное .

Рациональные числа

r - рациональное

Сумма , произведение, разность и

частное рациональных чисел есть

число рациональное .

 Отношения между множествами натуральных,  целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует  геометрическая иллюстрация – круги Эйлера .    Леонард Эйлер  жил   в России в середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад в развитие математики.

Отношения между множествами натуральных,

целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует

геометрическая иллюстрация – круги Эйлера .

Леонард Эйлер жил в России в

середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад

в развитие математики.

   Задание 1.  Вычислите значения числовых выражений и изобразите их на диаграмме Эйлера. Вместо недостающего числа впишите букву к .  а в   с  d  k m

Задание 1.

Вычислите значения числовых выражений и изобразите их на диаграмме Эйлера.

Вместо недостающего числа впишите букву к .

а

в

с

d

k

m

Устно Q N Z -90 -7         235 19 -5,7 19

Устно

Q

N

Z

-90

-7

 

 

235

19

-5,7

19

Выясните, какие из высказываний истинные:  ошибся молодец молодец ошибся     ошибся молодец    и и   л и   л л  молодец  молодец ошибся ошибся    ошибся молодец    л и   и   и л л  ошибся молодец ошибся молодец     молодец ошибся   л   и и л  и   л

Выясните, какие из высказываний

истинные:

ошибся

молодец

молодец

ошибся

ошибся

молодец

и

и

л

и

л

л

молодец

молодец

ошибся

ошибся

ошибся

молодец

л

и

и

и

л

л

ошибся

молодец

ошибся

молодец

молодец

ошибся

л

и

и

л

и

л

 Замените данные рациональные числа десятичными дробями.

Замените данные рациональные числа

десятичными дробями.

 Прочитайте дроби:  0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)  4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7) чисто периодические  смешанные периодические

Прочитайте дроби:

  • 0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)

4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)

чисто периодические

смешанные периодические

   Пусть х = 0,222… 10х  = 2,222…  10х = 2,222… х =0,222… 10х – х = 2,222…- 0,222 9х = 2  0,222…

Пусть х = 0,222…

10х = 2,222…

10х = 2,222…

х =0,222…

10х – х = 2,222…- 0,222

= 2

0,222…

  Пусть х = 0,4666… 10х = 4,666…  100х = 46,666… 10х =4,666… 100х – 10х = 46,666…- 4,666 90х = 42  0,4666..  24

Пусть х = 0,4666…

10х = 4,666…

100х = 46,666…

10х =4,666…

100х – 10х = 46,666…- 4,666

90х = 42

0,4666..

24

     Чтобы обратить чисто периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе  обыкновенной дроби поставить число,  образованное из цифр, стоящих в периоде , а в знаменателе  – написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде . 0,(2)= 2 0,(81)= 81 99 9 1 цифра 2 цифры

Чтобы обратить чисто периодическую дробь

в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби поставить число,

образованное из цифр, стоящих в периоде ,

а в знаменателе – написать цифру 9 столько раз,

сколько цифр в периоде .

0,(2)=

2

0,(81)=

81

99

9

1 цифра

2 цифры

     Чтобы обратить смешанную периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби поставить число , равное разности числа, образованного цифрами, стоящими после запятой до начала второго периода , и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой до начала первого периода ; а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде , и со столькими нулями , сколько цифр между запятой и началом периода . 4 6 4 0,4(6)= 9 0 1 цифра 1 цифра

Чтобы обратить смешанную периодическую дробь

в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби

поставить число , равное разности числа, образованного цифрами, стоящими после запятой до начала второго периода , и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой до начала первого периода ;

а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде , и со столькими нулями , сколько цифр между запятой и началом периода .

4

6

4

0,4(6)=

9

0

1 цифра

1 цифра

Проверь соседа

Проверь соседа

 да             нет  Проверь себя  МОЛОДЦЫ !

да

нет

Проверь себя

МОЛОДЦЫ !

 ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ

ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ

Ресурсы интернета: http://www.librus.ru/childrens-corner/scientifically-cognitive-literature /5676-mir-chisel.html  http://odur.let.rug.nl/magazijn/decennia/1745-1754_45.htm  http://project-gym6.narod.ru/1/62/euler.htm http://sferica.by.ru/history/pi.html http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/ http://www.proshkolu.ru/user/galrybo/file/455559/  http://www.free-lancers.net/users/vixen/  http://www.15a20.com.mx/images/sections/thumbs/thumb_7312558.jpg  http://gr-matem.narod.ru/ http://www.i-u.ru/biblio/archive/depman_mir/01.aspx   Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области

Ресурсы интернета:

http://www.librus.ru/childrens-corner/scientifically-cognitive-literature

/5676-mir-chisel.html

http://odur.let.rug.nl/magazijn/decennia/1745-1754_45.htm

http://project-gym6.narod.ru/1/62/euler.htm

http://sferica.by.ru/history/pi.html

http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/

http://www.proshkolu.ru/user/galrybo/file/455559/

http://www.free-lancers.net/users/vixen/

http://www.15a20.com.mx/images/sections/thumbs/thumb_7312558.jpg

http://gr-matem.narod.ru/

http://www.i-u.ru/biblio/archive/depman_mir/01.aspx

Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!