Просмотр содержимого документа
«Равнобедренный треугольник и его свойства»
Урок геометрии в 7 классе в технологии формирования универсальных учебных действий при изучении темы: «Равнобедренный треугольник и его свойства» исследовательским методом
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Создать благоприятные условия для работы на уроке Психологически подготовить учащихся к общению и восприятию заданий | Приветствие учителя | Личностные Нравственно- этические |
Актуализация знаний | Активное включение в образовательный процесс Сегодня на уроке мы продолжим разговор о равнобедренных треугольниках Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны; Биссектриса угла – луч, делящий угол на два равных угла; Отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника; Высота треугольника – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне; Вспомните как называется треугольник, у которого две стороны равны? - Как вы думаете, а какова тема сегодняшнего урока? Верно, только мы сегодня будем говорить не просто о равнобедренном треугольнике, а так же и об его свойстве. - Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Равнобедренный треугольник. Свойство равнобедренного треугольника» Кто может растолковать понятие «свойство»? Что это такое? - То есть, что нам предстоит выяснить сегодня? | Запись темы …отличительная особенность чего-либо …чем отличается равнобедренный треугольник от других разновидностей треугольника | Регулятивные: планирование Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Обратная связь: (линия взаимодействия) Познавательные: умение анализировать |
Этап усвоения новых знаний
Исследовательская работа (ребятам раздаются листы с печатной основой)
Цель: 1)Выяснить какие треугольники являются равнобедренными;
2)Какими свойствами они обладают. Оборудование: линейка, транспортир.
Задание 1. Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений:
АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
MN = ………см; NK = ………см; MK = ………см;
ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;
Задание 2. Треугольники ∆ABC, ∆MNK, ∆STR - равнобедренные. Сравните результаты измерений и дайте определение равнобедренного треугольника:
Треугольник называется равнобедренным, если……………………………………………………
Треугольник ∆OQG – равносторонний. Посмотрите на результаты измерений, дайте определение равностороннего треугольника:
Треугольник называется равносторонним, если…………………………………………………….
Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?...........
А равнобедренный – равносторонним?...........
Задание 3. Равные стороны равнобедренного треугольника называются боковыми, а третья сторона – основанием. В каждом равнобедренном треугольнике найдите боковые стороны и основание:
∆АВС – боковые стороны:………………..; основание…………..;
∆MNK – боковые стороны:………………..; основание…………..;
∆STR – боковые стороны:………………..; основание…………..;
Теперь перед тем как перейти к свойству равнобедренного треугольника, проясним важные линии треугольника: высота, медиана и биссектриса
Задание 4. Нарисуйте любой треугольник и постройте на ней высоту, медиану и биссектрису треугольника.
Задание 5. В равнобедренных треугольниках ΔАВС, ΔMNK, ΔSTR из вершины треугольника к основанию проведите биссектрису, медиану и высоту. Проанализируйте результаты и сделайте вывод:
В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является ………………… и …………………….
Докажите это свойство равнобедренного треугольника.
Теорема. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к ………………, является ……………. и……………..
В Дано:
Δ АВС - ………………
ВD - ……………… Δ АВС
Доказать: ВD -………….. Δ АВС, ВD -………….. Δ АВС
А D С Доказательство.
Рассмотрим ……… и ………..:
……. = …….. (т.к. ΔАВС - ………………);
……. = ………( т.к. ВD - …………..Δ АВС ); …………=.…………..
……….. - ……………..
(по двум сторонам и углу между ними)…… признак равенства треугольников.
Тогда ……… = ………., ВD - ……………….. Δ АВС.
Тогда ……. = ……., а т.к. …… и …… - смежные, ……. = ……. = ….о, т.е. ВD……, значит, ВD - ……………….. Δ АВС, ч.т.д.
Этап закрепления нового материала | Т.о, мы доказали, что в равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой Отметьте, пожалуйста, что важно в формулировке данного свойства? А теперь попробуйте сформулировать данное свойство для случая, когда BD – медиана, BD– высота. Как вы думаете, для чего мы изучаем свойства равнобедренного треугольника? 1. Решение задач по готовым чертежам - Давайте попробуем?
Устные задачи: 1)Один из углов равнобедренного треугольника равен 80°. Найти остальные углы. А. Задача имеет 1 решение: 80°; 50°; 50°. В. Задача имеет 2 решения: 80°; 50°; 50° и 80°; 80°; 20°. С. Для решения задачи не хватает данных. 2) В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3 см, другая – 8 см. Чему может быть равна третья сторона? 3). Как можно назвать равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне? 4). Периметр равностороннего треугольника равен 6 см. Чему равна длина каждой его стороны? | Только биссектриса, проведенная к основанию В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой. В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой Чтобы использовать их при решении задач, опуская доказательство уже установленных фактов. Решают задачи с подробным объяснением Объясняют решение задач, возможно с помощью одноклассников и наводящих вопросов учителя | Регулятивные: Саморегуляция, оценка Познавательные: анализ, синтез, выбор критериев Коммуникативные: Умение вступать в дискуссию |
Итог урока Рефлексия | Фронтальный опрос С какими понятиями мы работали сегодня на уроке? Так какой же треугольник называется равнобедренным? Что мы узнали про углы равнобедренного треугольника? С каким еще свойством равнобедренного треугольника мыпознакомились? Отметьте, пожалуйста, что важно в формулировке данного свойства? Как вы думаете, существует ли треугольник, в котором все три биссектрисы будут и медианами и высотами? Какое условие должно выполняться? Как называется такой треугольник? И мы сегодня уже встречались с таким треугольником, но более подробно мы рассмотрим его на следующем уроке. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации. Поясняет домашнее задание Домашнее задание - Записываем домашнее задание. П. 18, №110 (с. 37) Дополнительное задание: доказать свойство треугольника, если проведена медиана или высота. В заключении урока поделитесь своим настроением, дорисуйте свой равнобедренный треугольник. | Отвечают на вопросы Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия |