Урок русского языка. «Разбор по составу глаголов»
Дата проведения урока 15.02.2022
Класс: 4-а
УМК: ПНШ
Учитель: Аркадьева Е.Г
Цели: продолжить работу по разбору глаголов по составу.
Задачи:
-
развивать умения производить разбор глагола по составу, используя алгоритм;
-
способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков по теме урока;
-
развивать орфографическую зоркость, память, внимание; умение вести диалог, слушать и слышать друг друга, корректировать свою точку зрения;
-
учить анализировать, обобщать; создавать информационные модели; представлять информацию в сжатом виде; извлекать информацию из таблицы; высказывать предположения на основе наблюдений; воспринимать информацию, данную в явном виде;
-
учить планировать учебное сотрудничество в группе; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; сотрудничать с другими людьми; оценивать самого себя, работы товарищей;
-
сформировать у обучающихся знания об истории и значении Олимпийских игр; помочь почувствовать и понять их важность и значимость;
-
способствовать всестороннему развитию личности, формированию у учащихся устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля жизни; пробудить в детях желание заниматься физической культурой и спортом.
Оборудование:
-
Презентация «Разбор по составу глаголов»
-
Учебники: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 3 часть; М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская Русский язык 4 класс, 2 часть/Изд-во Академкнига/Учебник.
-
Карточки для игры «Эстафета»
-
Карточки для самопроверки
-
Эмблемы для учащихся
-
Медали за 1 место, 2 место, 3 место
-
Для оформления доски: Российский флаг, девиз Олимпиады, символы Олимпиады
Ход урока
1.Организационный момент
Игровой диалог (учитель-ученики)
-Кто умеет учиться? -Мы умеем учиться!
-Кто умеет трудиться? -Мы умеем трудиться!
-Кто умеет слушать? -Мы умеем слушать!
-Кто умеет отвечать? -Мы умеем отвечать!
-Грамотно и внятно? -Грамотно и внятно!
-Чтобы было всем понятно? -Чтобы было всем понятно!
-Ну тогда начнём урок!
Слайд 2 (На слайде девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее!»)
-
Что за высказывание мы видим? (Девиз Олимпийских игр)
-
Какое важное событие произошло 4 февраля 2022 года?
-
Какова эмблема Олимпийских игр? (Пять сплетённых между собой колец)
-
Что они символизируют? (Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Австралия. Такой символ, указывает на то, что в Олимпийских играх могут принимать участие спортсмены любых стран земного шара. Основной целью Олимпийских игр является поддержание мира, улучшение взаимоотношений между странами. Эти принципы заложены как основа еще в Древней Греции.)
-
Сегодня эмблема нашего урока будет похожа на олимпийскую, но она будет символизировать пять положений новой памятки-опоры, которую мы составим. (Открывается модель на доске)
2. Актуализация знаний учащихся о частях речи, о составе слов
-Урок пройдёт в поддержку наших спортсменов в форме соревнования между командами «Быстрые», «Сильные», «Умные». Успехов всем!
а) Соревнование между капитанами команд. (Индивидуальный опрос)
Первые спортивные игры прошли в греческом городе Олимпия.
Олимпийская эмблема состоит из разноцветных колец.
Олимпийский огонь зажигают от солнечных лучей.
Проверка работ капитанов. Капитан команды читает и объясняет, как он выполнил, а остальные проверяют хлопками (если правильно, то один хлопок; если неправильно - нет хлопка).
б) Повторение о разборе по составу имён существительных по составу. (Слайд 3)
-
Какие Олимпийские символы знаете? (Талисман ,эмблема, огонь, медали. Талисманами Зимних Олимпийских игр в Китае в Пекине по результатам голосования стали Бин Дюнь Дюнь –это большая панда в ледяном костюме, напоминающем космический скафандр и Сюэ Жун Жун. До начала состязаний в Олимпии, в Греции, от солнечных лучей зажигают олимпийский огонь. Затем этот факел по стране, где проводятся игры, несут, передавая друг другу, множество спортсменов. В день открытия Игр последний из них вбегает на стадион и зажигает огонь в специальной чаше. Этот огонь горит всё время, пока идут Игры.)
-
Медали какого достоинства вручают на Олимпийских играх? (Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали.) (Слайд 4)
-
Запись слов в столбик: золото, серебро, бронза.
-
Какой частью речи являются эти слова?
-
Разбор слов по составу. Комментирование
-
Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
-
Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание)
в) Повторение о разборе по составу имён прилагательных по составу
-
От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными.
-
Разберите их по составу.
-
Объяснение детей. Самопроверка
-
С помощью какой части слова образовались прилагательные? (С помощью суффикса)
-
Как называется данный способ образования слов? (Суффиксальный)
-
Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому.
-
Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам и падежам)
-
Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание)
3. Проблемная ситуация
-
Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? (Слайд 5)
-
Как вы догадались? (По суффиксам и окончаниям)
4. Формулировка темы урока и постановка цели урока
-
С какой частью речи будем работать на уроке?
-
А сейчас внимание на экран. (Слайд 6) Теоретическая минутка. Игра-эстафета называется «Продолжи фразу». Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
-
На слайде
1) Глагол обозначает (действие предмета).
2) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать? что сделать?)
3) В предложении глагол является (сказуемым). Проверка разбора предложений.
4) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
5) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
6) Не с глаголами пишется (раздельно).
-
(Слайд 7) Глядя на схемы, определите, чему будем учиться? (Разбирать глаголы по составу)
-
Какова же тема нашего урока? (Разбор по составу глаголов) (Слайд 8)
-
Проверим наши предположения по содержанию.
-
Какова цель нашего урока?
-
Можно ли сказать, что это тема новая для нас?
-
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения по разбору глаголов по составу.
5. Работа над новым материалом
а) Проблемная ситуация. Чтение интриги (Учебник часть 3 стр. 60)
б) Работа с правилами разбора
-
Чтение по цепочке
-
С чего начинаем разбор глаголов? (С определения формы)
-
Давайте впишем это в первое кольцо?
-
Давайте вспомним ценности Олимпийского движения. (Дружба, Совершенство, Уважение) (Слайд 9)
-
Дружба - поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия. Совершенство - полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Борьба за достижение поставленных целей, преодоление себя и непрерывный процесс стремления к идеалу. Уважение - соблюдение правил, борьба против допинга, честная конкуренция.
-
Применимы ли эти ценности к нашей повседневной жизни?
-
Образуйте от существительного дружба глагол, запишите его в неопределённой форме.
-
Какая морфема указывает на неопределённую форму. Выделите её.
-
Какие ещё могут быть глагольные суффиксы в начальной форме? (Проверка работы у доски)
-
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
-
Поставьте этот глагол дружить в форму настоящего времени 1 лица множественного числа. Запишите.
-
Какая морфема указывает на настоящее время? Выделите её.
-
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
-
В какую ещё форму можно поставить глагол?
-
Запишите этот глагол в прошедшем времени во множественном числе.
-
Какая морфема указывает на прошедшее время? Выделите её.
-
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
-
Подберите однокоренные слова других частей речи. Выделите корень в этих словах.
-
Выделите основы. Посмотрите, как это сделала Маша. (Слайд 10)
в) Разрешение проблемной ситуации
г) Составление алгоритма
-
Давайте составим алгоритм и заполним олимпийские кольца.
-
Предложения детей. (Слайды 11-13)
-
Работа с динамической схемой на доске. (Форма, окончания и глагольные суффиксы, основа, корень, приставка)
-
Что мы составили? (Алгоритм)
Зная _____________________разбора,
Разберёшь _______________________толково.
6. Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Закрепление
а) Разбор глаголов по составу. Повторение о временных формах (Работа в парах) Игра «Фигурное катание (Слайд 14)
Победим, загорелся, выиграешь.
Пробежал, стреляет, встречала.
-
Запишите остальные слова. Разберите их по составу.
-
Взаимопроверка. (Слайд 15)
-
Всё сделали правильно, значит, алгоритм помог. Если ошибки, значит надо разбирать строго по алгоритму.
-
Как могут изменяться глаголы настоящего и будущего времени? Определите лицо глаголов.
-
Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? Определите род глаголов.
б) Работа с фразеологизмами. Игра «Биатлон. Точно в цель»
-
Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти выражения. (Слайд 16)
-
Прочитайте фразеологизм «Не ударить в грязь лицом». Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.) Запишите этот фразеологизм.
-
Прочитайте фразеологизм «Жить по глаголу». Запишите этот фразеологизм.
-
Что означает это выражение? (Жить в мире, согласии и дружбе)
-
Найдите глаголы и разберите их по составу.
-
Проверка
в) Разбор глаголов по составу. (Работа в группах. Игра «Лыжные гонки. Эстафета») (Слайд 17)
-
Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а морфемная. (Первому участнику даётся карточка с заданием). Главное в эстафете, конечно, - скорость, а в нашей – ещё и правильность. Три, два, один, начали! (Ребята разбирают по одному слову по цепочке)
-
Проверка по карточке самоконтроля
-
Разбор глаголов, в которых были допущены ошибки
г) Упражнение в правильном написании безударных окончаний глаголов (Игра «Забей гол». Хоккей) (Слайд 18)
-
Устное определение спряжения: шагать, одержать, заплакать, болеть, слышать, уходить, вить, стелить, терпеть, мечтать, строить. (Если глагол первого спряжения то поднимается правая рука, если – второго, то обе.)
-
Где находится пропущенная буква?
-
Что нужно знать, чтобы верно написать эту букву?
-
Вставьте нужную букву.
На слайде: проход…т дистанцию, смотр…м телевизор, пережива…шь за спортсменов.
7. Проверка знаний.
а) Упражнение в нахождении глаголов и разборе их по составу. (Пресс-центр)
-Послушайте вопросы и догадайтесь, чьё это интервью. Постарайтесь запомнить глаголы.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята.
на «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
7. Рефлексия. Итог урока.
а) Рефлексивный экран (Слайд 19)
-
Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось? Дополните высказывания.
-
Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.
-
Сегодня мы представили новую памятку-опору в виде Олимпийских колец. Если вы научитесь пользоваться ей, то будете правильно и быстро.
-
Вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
б) Оценивание
-
Вот таким же тяжёлым трудом, как и Олимпийские медали, достаются и знания. Сегодня на уроке команды получают медали….. Я вас хвалю, благодарю!
в) Представление «спортсменов».
7. Домашнее задание (Слайд 20)
-
Выучить алгоритм. Выполнить упражнение 56 страница 63.
-
(Слайд 21) В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба». Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас.
-
(Слайд 21) «Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека».