СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал. "Местоимение". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В данной работе представлен раздаточный материал для 6 класса по теме "Местоимение". Материал направлен для определения знаний и умений учащихся при освоении темы "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал. "Местоимение". 6 класс»

Использование местоимений в речи.

Карточка №1. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.



Карточка №2. Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают  связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.

Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович к..торого маленькая девоч(?)ка зна..т уже д..вным-д..вно. а иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов,(не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д..ктора как-то важно посапывают лица у д..окторов строгие и говорят д..ктора (между) собой на (не) понятном языке.



Карточка №3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.

Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Ховрошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейкуи рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».

(Из сказки.)





Слитное и раздельное написание не и ни  в местоимениях.

Карточка №1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.

1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.



Определение разрядов местоимений.

Карточка №1. Определите падеж определительных и притяжательных местоимений; укажите местоимения-синонимы; составьте с ними предложения.

Как-то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего лесного домика. На кормушку каждый день слетались синицы и другие лесные птицы. Всякий раз неизменно появлялся и поползень. Наверное, не все видели и знают эту небольшую  и очень весёлую птицу.

(И. Соколов-Микитов.)



 Карточка №2. Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

Как-то я шагал домой         И добавил:

И болтал с самим собой.         - Не хитри!

Говорит мне сам с собой:        Разве я сейчас не видел,

- Ты, приятель, сам не свой!         Как ты девочку обидел?

Я ведь знаю по себе,         Я прошу тебя: вернись и

Что тебе не по себе!         Сейчас же извинись!

Я ответил:         Я на миг остановился:

- Интересно!         - Где же я её найду?

Ну-ка, что тебе известно?         Сам собою разозлился:

Поскорее признавайся,         - Ну тогда я сам пойду.

Только правду говори!                                         … Мы друг другу подмигнули

Он сказал:         И обратно повернули.

- Не притворяйся! (С. Орлов.)

 Карточка № 3. Спишите предложения, раскройте скобки, выделите орфограммы, составьте схемы предложений, подчеркните местоимения, определите их разряд.
(За) нами выстроились все наши знакомые и мы постарались объяснить (кое)что из происходящего.
(Ни)кто (ни)чем не может нам помочь ( в) том (в) чем мы сами еще не смогли разобраться.

Карточка № 4. В предложениях найдите местоимения. Подчеркните теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряд ы местоимений.
Про наши дела скоро узнал кое-кто из царского окружения, и это нам вышло боком.
Ни о чем не беспокойтесь, если Вы положили деньги в этот банк»,- ответил нам по телефону чей-то мягкий голос.
Что же делать нам с тобой, если все так глупо получилось?
Мы знаем, что нам нужно купить на день вашего рождения.

Карточка № 5. От данных местоимений образуйте неопределенные и отрицательные местоимения
Что, кто, чьи, чему, сколько, о ком, с кем, про кого, чьего, кого.
С тремя местоимениями составьте сложные предложения, запишите их.

Карточка №6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.

С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник.

Правописание местоимений.

Карточка №1. Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужной форме.

Поступать наперекор (они), прийти без (она), наклониться над (он), достать благодаря (он), устроиться около (он), договориться по поводу (они), остановиться возле (он), попасть мячом в (она), пройти мимо (они).



Карточка №2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.

С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник. (В. Чаплина.)



Карточка № 3. Спишите местоимения, раскрывая скобки, выделяя орфограммы; определите разряд местоимений.

(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое)(с)(кем), про нас, (ни)чьи, (не) (за) (что), (не /ни) кто, (не/ни) сколько.
С двумя любыми местоимениями составьте сложносочиненные предложения.


Карточка №4.Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.

1) Берёз пахучие сере..ки зв..нели тихо надо (я). 2) А роз..вое обл..ка с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3)  И царица у окна села ждать (он) ода. 4) На (он) она взглянула, т..желешенько взд..хнула. 5) (Она) в приданное дано было зерк..льце одно.. (А. Пушкин.)

Карточка №5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.

1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.