СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.11. Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложены теоретические материалы для самостоятельной подготовки к практическому занятию по теме 2.11. Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.11. Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»


Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


2.11. Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата


Лечебно-педагогическая работа

Задачи лечебно-педагогической работы

  • В возрасте 1-3 лет — основная задача: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.

  • Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.


Лечение

Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды — патогенетическим и сиптоматическим:

  • ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям

  • препараты, снижающие тонус мышц

  • препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы 

  • ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви

  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга


Особенности работы

  • Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.

  • Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.

  • Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

  • На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

  • Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

  • Ранняя логопедическая работа.


Методика ЛФК при ДЦП

  1. Регулярность, систематичность, непрерывность

  2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

  3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП

  1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

  2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

  3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

  4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышщ, устранения судорог

  5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

  6. Упражнение на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

  7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

(по материалам Википедии — свободной энциклопедии)


Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза (68). Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы.

Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.


I. Система комплексной помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного

аппарата определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,

3. Учебные планы специального образования,

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,

5. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265? 270 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании, Положения о ПКПП.

V. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении.


Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014


Задания и вопросы:

1. Раскройте суть понятия «дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения

*3. Изложите Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе

5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.




*звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности