СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.6. Образовательные технологии и методы обучения детей с особенностями психофизического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация образовательных технологий (по Г.К. Селевко), проблема их адаптации к образовательному процессу детей с ОПФР. Педагогика М.Монтессори. Вальдорфская педагогика. Кэмпхиллское движение.

Разработка образовательных технологий в белорусской коррекционной педагогике. Современные классификации методов обучения, возможности и специфика их использования в коррекционной педагогике.

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.6. Образовательные технологии и методы обучения детей с особенностями психофизического развития»

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


2.7. Методические основы обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)


Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. При ЗПР имеет место, в отличии от умственной отсталости, обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью ЗПР является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций; при этом, логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием и т.д. Неспособность концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов, избирательное восприятие наблюдаемого являются отличительными особенностями психической деятельности детей с ЗПР. Нарушения психической и недостаточность деятельности мозга определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире, но отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с ЗПР могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Выраженная познавательная активность при выполнении заданий и в ходе повседневной жизнедеятельности не наблюдается. Отмечается слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функций контроля. Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.


I. Система комплексной помощи детям с ЗПР определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

3. Учебные планы специального образования

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР

6. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,

8. Программы специального образования для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265, 270 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.


V. Общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР:
1. Принцип наглядности в обучении;
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения;
3. Принцип доступности;
4. Принцип научности

5. Принцип сознательного обучения

6. Принцип систематичности и последовательности

7. Принципа прочности в обучении

8. Принцип связи обучения с жизнью

9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся

Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании.


Методические основы обучения детей с ЗПР (трудностями в обучении)

  1. В Республике Беларусь разработана нормативная база для обучения и воспитания детей с ЗПР на дошкольной и школьной ступенях образования. Есть программы, учебные планы и, на школьной ступени, учебники

  2. Чтобы ребенок с диагнозом «ЗПР (трудности в обучении)» успешно преодолевал своё нарушение, следует:

1.Выявить его отставание, то есть сравнить с программой массового дошкольного учреждения; отставания касаются в первую очередь усвоения программного материала, развитие игры, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики. В меньшей степени страдает развитие общей моторики и формирование навыков самообслуживания.

2.Необходимо направить родителей с ребёнком на диагностику к психологу и учителю – дефектологу дошкольного учреждения, на основании их диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика с указанием всех выявленных недостатков. Характеристику подписывает заведующий.

3.Дошкольное учреждение помогает родителям в организации посещения ПМПК на базе ЦКРОиР. Согласно заключению ПМПК для ребенка организуется специальный образовательный процесс по программе специального образования для детей с ЗПР (трудностями в обучении) дошкольного возраста в специальной группе (10 детей) или в группе интегрированного обучения, воспитания (детей 12, с ЗПР 1-4) или ребёнку предлагается коррекционно-педагогическая помощь ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) на базе дошкольного учреждения (всего детей 24, ребенок с ЗПР зачисляется в подгруппу из 4-6 детей, 3-4 занятия в неделю, продолжительность занятия соответствует возрасту, ребенок посещает массовую группу, где получает образование по программе дошкольного образования).

  1. Для преодоления трудностей ребенка нам надо:

1. Время – дополнительный год в условиях дошкольного учреждения; может быть еще дополнительный год в условиях начальной школы (при необходимости).

2. Дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных в успешности ребенка: лечение у невролога, после 3 лет у психиатра; занятия с учителем – дефектологом; включение родителей в образовательный процесс, их мотивация.

При своевременном выявлении (2-3 года) и оказании комплексной помощи, ЗПР может быть преодолена к 6-7 годам.

Когда выявление происходит на 5-6 году или не соблюдается комплексный подход к преодолению нарушений в школу ребенок поступает с диагнозом «ЗПР (трудностями в обучении)», срок обучения в начальной школе 5 лет, диагноз может быть снят после окончания начальной школы, но не позднее 14 лет.

  1. Как правило дети, у которых диагнозы ЗПР конституционного характера, ЗПР психогенного характера, ЗПР соматогенного характера получают коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП на дошкольном, реже школьном уровне; дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического происхождения получают образовательные услуги в условиях специальной или интегрированной группы дошкольного учреждения, интегрированном классе (всего детей 20, а детей с ЗПР до 6).

Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014


Задания и вопросы:

1. Раскройте суть понятия «задержка психического развития»

2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику методов обучения

3. Изложите Методические основы обучения детей с ЗПР (трудностями в обучении)

4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии

5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.