СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.1. Предмет специальной психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками.Теоретические основы специальной психологии.

Определено задание для учащихся к изучаемой теме

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.1. Предмет специальной психологии»

Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1.1. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками. Теоретические основы специальной психологии

I. Предмет, отрасли специальной психологии

Современная реальность практической работы педагога такова, что ему приходится иметь дело не только со здоровыми детьми, но и с отклонениями.

Специальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерный темп и ход психического развития детей и подростков, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

Основные направления (отрасли) специальной психологии:

- психология умственно отсталых (олигофренопсихология)

- психология глухих (сурдопсихология)

- психология слепых (тифлопсихология)

Предмет изучения специальной психологии - развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях. Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.


II. Задачи специальной психологии (по В.И.Лубовскому).

Первая группа – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка.

Вторая группа задач – это изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей.

Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развития психики в целом и разных видов психических процессов.

Четвертая группа задач – это разработка научных основ методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Решение этих групп задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях СП (психологии глухих, умственно отсталых и т.д.)


III. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии (СП).
СП как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. 1- с коррекционной педагогикой. Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики. У СП существуют тесные связи с медицинскими науками: генетикой, невропатологией, психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, патопсихологией, нейропсихологией. Связь с инженерными науками, занимающимися проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; с общей психологией, социологией, общей педагогикой, философией, этнографией и пр. Предмет специальной психологии является чрезвычайно сложным, многомерным и многоаспектным феноменом.


IV. Теоретические основы специальной психологии

Теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теорию мозговой локализации высших психических функций А. Р. Лурии, идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях.

1. Проблема обучения детей с ОПФР с позиций теории деятельности А. Н. Леонтьева. "Реальная деятельность, связывающая организм с окружающей действительностью, определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных психических функций". При деятельностном подходе всякое обучение рассматривается как деятельность. Знания - составная часть умений, их можно получить и сохранить только в условиях активности обучаемого.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Излагаются закономерности становления психики человека в онтогенезе. При атипичном развитии познание мира и приобретение практического опыта происходит не столь спонтанно, как в норме, требуется целенаправленная помощь родственников и специалистов.


3. Роль и значение Л.С.Выготского в становлении и развитии СП. Результаты клинико-психологических исследований Л. С. Выготского составили основу созданной им теории развития психики и выступили базой для отечественной СП. Выготским были сформулированы важнейшие положения специальной психологии:

а) О системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

б) Об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;

в) Об единых факторах, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;

г) О первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

д) О коллективе как факторе развития ВПФ ребенка;

е) Об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости;
ж) О важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.


4. Значение теории А. Р. Лурии о системной локализации высших психических функций в мозге служит основой нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития. Оно ориентирует на выделение ведущих факторов нарушений развития, что становится определяющим при составлении программ коррекционно-развивающего обучения.


5. Значение теории социализации для СП. Социализация рассматривается как двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой - активно воспроизводит системы социальной связи в своей жизнедеятельности. Выделяют три сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

Нарушения проявляются в дезадаптивных поведенческих реакциях.

V. Проблемное поле белорусской специальной психологии.

Сурдопсихология - Григорьева Тамара Алексеевна. Тифлопсихологии – Ермолович Зоя Григорьевна, Дьяков Дмитрий Григорьевич, Гаврилко Татьяна Ивановна. Нейропсихология – Давидович Анна Александровна. Олигофренопсихология - Алексина Лидия Ивановна, Апацкая Зинаида Антоновна, Процко Татьяна Александровна, Слепович Елена Самойловна. Под ее руководством защищено семь кандидатских диссертаций (Гаурилюс А.И.; Винникова Е.А.; Поляков А.М.; Т.И. Гаврилко, А.А. Давидович, Д.Г.Дьяков, Навицкая В.М. по специальности 19.00.10 – коррекционная психология.

Литература
1. Лемех.Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с.3-19

2. Е.А.Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.

Задания и вопросы:

  1. Определение выучить

  2. Перечислить отрасли специальной психологии

  3. Пояснить группы задач (но не учить их)

  4. Рассказать, зачем такие обширные межпредметные связи, раскрыть их

  5. Выучить фамилии основоположников СП

  6. Уметь раскрыть теорию социализации

  7. *Какая наука возникла раньше СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ или КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА?

  8. ** Подготовить сообщение «Отношение к инвалидам с особенностями психофизического развития в РБ»

**звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!