Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1.12. Дисгармоническое развитие
1. Дисгармоническое психическое развитие, общая характеристика
Психопатия - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующихся по трем критериям: тотальность патологических черт характера; стабильность их проявлений в течение жизни; социальная дезадаптация.
Этиология: генетические (наследственные факторы); воздействие внешних факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания); как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.
Психопатии подразделяют на конституциональные (ядерные), органические, краевые. Конституциональные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей. К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии. Эту группу называют также ядерной группой психопатий.
- Органические психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.
- Краевая, или (приобретенная) психопатия - результат патологического формирования личности.
Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (О.В. Кербиков). Возбудимые – характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с гневом, упрямством, подозрительностью и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар скуден. Неустойчивые: свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, быстро угасают. Повышенная внушаемость, склонны к фантазированию. Тормозимые характеризуются повышенной утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к коллективу.
Психастенические - сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают страхи, сомнения при принятии решения. Склонны к ритуалам в поведении, боятся любых изменений. Шизоидные: свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей, трудности в налаживании общения.
Мозаичные – представляют собой сочетание нескольких.
Структура нарушения (дефекта) развития при психопатии
Первичный дефект: нарушение констант темперамента.
Вторичный дефект: нарушение эмоционально-аффективной сферы.
Третичный дефект: специфика развития личности; дезадаптация.
2. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений. Особенности социализации и социальной адаптации
1. Познавательная деятельность может быть без особенностей, в пределах возрастной нормы, иногда чуть выше или чуть ниже.
2. Личность. Ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности. Таким образом, сама психопатическая личность как бы утяжеляет окружающую среду, внося в нее дисгармонию и конфликт и тем создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающий патологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость, нерешительность, паранойяльность), наблюдаемые у детей с различными видами психопатий, рассматривается авторами как вторичные реактивные образования. Непосредственное «воспитание» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность возникает в результате повторяющихся отрицательных примеров.
3. Межличностные отношения неадекватны. От нарушений контактов со сверстниками, восприятие их как потенциальной опасности (при шизоидной психопатии), поддержания контактов только с теми, кто одобряет, не терпят критики (при эпилептоидной психопатии), трудностей вступления в контакт, осторожностью и постепенностью (при психастенической психопатии) до охотного вступления в контакт, восприятия общения как способа проявления своего «Я» (при истерической психопатии), коллекции новых контактов (при неустойчивой психопатии), срывов и вспышек гнева (при возбудимой психопатии).
4. Особенности социализации. Общей закономерностью развития психики при психопатии и раннем детском аутизме является явление асинхронии, когда при нормальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека.
Литература
1. Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с.3-19
2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издат. центр «Академия», 2003
5. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. – Минск: Выш.шк., 2012. – 512 с.
Задания и вопросы:
Структуру нарушения развития, новые термины и понятия выучите, умейте пояснить
Изложите сущность понятия «психопатия».
Перечислите виды и группы психопатий, дайте им краткую характеристику
Объясните особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений, особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.
*Составьте не менее 5 вопросов о том, что вызвало трудности восприятия материала. Приветствуется более 10 вопросов. (Вопросы должны быть точно сформулированы)