СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.3. Принципы и методы специальной психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Общепсихологические принципы. Специфические принципы. Специфика методов специальной психологии

Определено задание для учащихся

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.3. Принципы и методы специальной психологии»


Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 1.3. Принципы и методы специальной психологии


I. Общепсихологические принципы, используемые специальной психологией: отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический.

  • Принцип отражательности: все психические явления представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

  • Принцип детерминизма. Психические явления причинно-обусловленные. Причина может быть известна, может - не известна, но она существует.

  • Генетический, или принцип развития. Здесь необходимо рассмотреть понятие системогенеза - процесс последовательного проявления симптомов отклонения.

  • Принцип единства психики и деятельности: психика развивается и проявляется в процессе внешней деятельности человека, составляя ее внутренний план.

Эти принципы создают каркас науки, определяющей характер ее содержания.


II. Специфичные принципы специальной психологии: комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа, сравнительный, раннего диагностического изучения, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

Смысл сравнительного принципа: полученные данные оцениваются при сравнения с нормально развивающимися детьми только при первичной диагностике, для определения степени отклонения. Характер отклонения, его своеобразие и качество коррекционного воздействия оценивается лишь в динамике, сравнивается этот же ребенок с ним самим, оценивается его личное продвижение в развитии.

Принцип комплексного подхода: психолог обязан учитывать данные клинического характера (соматический и неврологический статус, состояние зрения, слуха, речи, двигательной сферы, возможность наследственной природы нарушений; +электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитивно-эмиссионной томографии мозга, окулографии, электромиографии и др.

Принцип целостного, системного изучения предполагает обнаружение не только отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии. Системный анализ предполагает установление взаимосвязей между отдельными нарушениями, их иерархии. Необходимость раннего диагностического изучения позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.


III. Методы специальной психологии. Научный метод - это исторически сложившийся способ получения достоверных фактов. СП использует общепсихологические методы со своей спецификой. Выбор метода определяется задачами исследования: установить особенности психического развития; определить структуру дефекта; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия коррекционного воспитания и обучения; определить образовательный маршрут ребенка.

Наблюдение имеет особое значение и включает:

  • Оценка внешнего вида ребенка: особенности телосложения, чистота одежды, кожи, цвет лица, особые приметы.

  • Общий фон настроения ребенка до начала и в процессе работы: осанка, подвижность, мимика и жесты, фон настроения в зависимости от успешности выполнения заданий и хода беседы, признаки невроза (дрожь в руках, подергивание плечами, стереотипное гримасничанье, покусывание губ или ногтей, шмыганье носом, постоянное перекладывание предметов, ерзание на стуле).

  • Общая и психическая активность: энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов либо их хаотичность и судорожность, вялость и суетливость.

  • Оценка интенсивности голоса, его выразительность или монотонность, тембр, темп речи, речевая активность. Отмечаются: произношение, аграмматизм, эхолалии.

  • Отношения со специалистом: реакция на неуспех, подсказку, замечания, похвалу.

  • Темп работы, его изменения в ходе обследования; степень настойчивости в выполнении заданий; сосредоточенность - отвлекаемость, признаки утомления; пытается ли анализировать задачу, уяснить цель, пробует варианты решений или выглядит беспомощным и растерянным.

Эксперимент. Определение уровня актуального развития в констатирующем эксперименте позволяет достоверно оценить степень отставания ребенка от нормативных характеристик данного возраста, определить, какие стороны его психики и поведения в большей степени нарушены, а какие остаются более сохранными, другими словами, поставить диагноз, затем организовать адекватную и целенаправленную коррекционную помощь. Формирующий (обучающий) эксперимент - часть дифференциальной диагностики. Дозированная помощь позволяет видеть и измерять продвижение ребенка в решении задачи в зависимости от объема и формы помощи. Позволяет увидеть диагноз и прогноз.

Беседа. Требования к проведению беседы:

1. Темы беседы зависят от конкретных задач обследования, охватывать основные сферы его жизни: семья, детский сад, интересы, общение, мнение ребенка о себе, своих возможностях и способностях. Более детально рассматриваются темы, важные для достижения цели исследования, например, круг представлений об окружающем, запас сведений, особенности ориентировки в пространстве, во времени, в явлениях природы и общественной жизни, осведомленность в определенных областях.

2. Нужно учитывать то, что ребенок может устать и утратить интерес к беседе, если она длительная.

3. Используется с детьми, у которых достаточный уровень развития устной речи.

4. Необходимо владение навыками для проведения беседы с определенными группами детей с дизонтогенезом (жестовая речь, альтернативная коммуникация).

5. Необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки. Беседа готовится заранее, детям задают вопросы в одной и той же последовательности. Проводит ее подготовленный специалист, который заносит ответы детей в протокол дословно, фиксирует эмоциональные реакции, интонации обследуемого. При обработке полученного материала, детские высказывания осмысливаются и соотносятся с другими данными.

6. В начале знакомства с ребенком удобно начинать беседу с простых деловых вопросов («Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты дружишь?»). Такой подход обычно успокаивает ребенка. В результате он быстро вступает в контакт.

7. Заключительный этап беседы проводится после экспериментального исследования. Специалист выясняет, какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как ребенок оценивает свои успехи.

Другие (вспомогательные) методы. Опросники (анкеты) чаще всего применяются в работе с родителями и педагогами. Самостоятельное анкетирование детей с особенностями в развитии возможно только начиная с подросткового возраста и имеет свою специфику, выражающуюся в технической стороне процесса. Стандартизированные методики (тесты) могут использоваться с определенными ограничениями. Проблематично использование проективных методик (продуктов деятельности) из-за их низкой дифференциально-диагностической разрешающей способности.


Литература

1. Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с. 42-59

2. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной /В.М.Сорокин.–СПб.:«Речь».

3. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003.


Задания и вопросы:

  1. Перечислите общепсихологические принципы, используемые специальной психологией, поясните их суть

  2. Раскройте суть каждого специфичного принципа специальной психологии

  3. Раскройте особенности (специфичность применения) методов специальной психологии

  4. Выполните практическую работу

  5. *В каком случае работа с ребенком не будет плодотворной

*звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!