СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.4. Принципы и методы специальной психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы и методы специальной психологии. Общепсихологические принципы. Специфические принципы специальной психологии. Методы специальной психологии.

Определено задание для учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.4. Принципы и методы специальной психологии»

Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1.4. Принципы и методы специальной психологии


I. Общепсихологические принципы, используемые специальной психологией: отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический.

Сформулированные в общей психологии принципы являются едиными для всех отраслей психологической науки.

  • Принцип отражательности. Суть: все психические явления представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

  • Принцип детерминизма. Психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные. Причина может быть известна, может - не известна, но она существует. При этом один и тот же патогеннный фактор может приводить к различным формам отклонений; разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии. Для лиц с ограниченными возможностями обучение выступает так же как важнейший способ исправления имеющихся нарушений.

  • Генетический, или принцип развития. Говоря о генетическом принципе необходимо рассмотреть понятие системогенеза — процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения. Эти симптомы имеют определенную возрастную динамику. Так, например, врожденное снижение остроты слуха в свое время приведет к отставанию в речевом развитии, что неминуемо окажет влияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения, коммуникативные навыки. Снижение остроты зрения в первые месяцы жизни может никак себя не проявлять, но, начиная с четвертого, оно обнаруживается в особенностях ориентировочной активности. Таким образом, симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование в качестве закономерного процесса в генетическом плане.

  • Принцип единства сознания (психики) и деятельности: психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план. Упрощая характер связи психики и деятельности, можно сказать, что чем точнее и глубже сознание отражает окружающий мир, тем более гибким становится поведение человека и тем эффективнее его деятельность.

Эти принципы создают каркас науки, определяющей характер ее содержания.


II. Специфичные принципы специальной психологии: комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа, сравнительный, раннего диагностического изучения, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

Наиболее общим является сравнительный принцип, смысл которого очевиден: эмпирические данные оцениваются как научно валидные лишь в случае их сравнения с нормально развивающимися детьми, т.е. надо знать норму очень хорошо. Характер отклонения, его своеобразие и качество воспроизводимы лишь в динамике.

Принцип комплексного подхода состоит в следующем: в психологическом обследовании детей с отклонениями, психолог обязан учитывать данные медицинского обследования (соматический и неврологический статус, состояние зрения, слуха, речи, двигательной сферы, возможность наследственной природы нарушений; + электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитивно-эмиссионной томографии мозга, окулографии, электромиографии и др. Учитывается и социальный компонент (педагогический потенциал семьи, материальный и культурно-образовательный уровень родителей).

Принцип целостного, системного изучения «предполагает, прежде всего, обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического, медицинского развития, социального состояния семьи, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии...» (Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1985, с. 51). Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает установление взаимосвязей между отдельными нарушениями, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу коррекционных мероприятий. Необходимость раннего диагностического изучения позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

Последовательная реализация перечисленных принципов в сочетании с четко поставленной задачей (целью) исследования, равно как и корректно сформулированной гипотезой, позволяет надеяться на сбор адекватных эмпирических результатов.

III. Методы специальной психологии. Научный метод - это исторически сложившийся способ получения достоверных фактов. СП использует общепсихологические методы со своей спецификой. Выбор метода определяется задачами исследования: установить особенности психического развития; определить структуру дефекта; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия коррекционного воспитания и обучения; определить оптимальный образовательный маршрут ребенка.

Наблюдение имеет особое значение и включает:

  • Оценка внешнего вида ребенка: особенности телосложения, чистота одежды, кожи, цвет лица, особые приметы.

  • Общий фон настроения ребенка до начала и в процессе работы: осанка, подвижность, мимика и жесты, фон настроения в зависимости от успешности выполнения заданий и хода беседы, признаки невроза (дрожь в руках, подергивание плечами, стереотипное гримасничанье, покусывание губ или ногтей, шмыганье носом, постоянное перекладывание предметов, ерзание на стуле).

  • Общая и психическая активность: энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов либо их хаотичность и судорожность, вялость и суетливость.

  • Оценка интенсивности голоса, его выразительность или монотонность, тембр, темп речи, речевая ктивность. Отмечаются: произношение, аграмматизм, эхолалии.

  • Отношения со специалистом: реакция на неуспех, подсказку, замечания, похвалу.

  • Темп работы, его изменения в ходе обследования; степень настойчивости в выполнении заданий; сосредоточенность - отвлекаемость, признаки утомления; пытается ли анализировать задачу, уяснить цель, пробует варианты решений или выглядит беспомощным и растерянным.

Эксперимент. Определение уровня актуального развития в констатирующем эксперименте позволяет достоверно оценить степень отставания ребенка от нормативных характеристик данного возраста, определить, какие стороны его психики и поведения в большей степени нарушены, а какие остаются более сохранными, другими словами, поставить диагноз, затем организовать адекватную и целенаправленную коррекционную помощь. Формирующий (обучающий) эксперимент - часть дифференциальной диагностики. Дозированная помощь позволяет видеть и измерять продвижение ребенка в решении задачи в зависимости от объема и формы помощи. Позволяет увидеть диагноз и прогноз.

Не менее продуктивно в сравнении с другими методами используются и методы беседы, сбоpa психологического анамнеза. Беседа. Уход ребенка от темы беседы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы—все это высокодиагностичные признаки.

Требования к проведению беседы:

1. Темы беседы зависят от конкретных задач обследования, охватывать основные сферы его жизни: семья, детский сад, интересы, общение, мнение ребенка о себе, своих возможностях и способностях. Более детально рассматриваются темы, важные для достижения цели исследования, например, круг представлений об окружающем, запас сведений, особенности ориентировки в пространстве, во времени, в явлениях природы и общественной жизни, осведомленность в определенных областях.

2. Нужно учитывать то, что ребенок может устать и утратить интерес к беседе, она не должна быть чрезмерно длительной.

3. Используется с детьми, у которых достаточный уровень развития устной речи.

4. Необходимо владение навыками для проведения беседы с определенными группами детей с дизонтогенезом (жестовая речь, альтернативная коммуникация).

5. Необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки. Беседа готовится заранее, детям задают вопросы в одной и той же последовательности. Проводит ее подготовленный специалист, который заносит ответы детей в протокол дословно, фиксирует эмоциональные реакции, интонации обследуемого. При обработке полученного материала, детские высказывания осмысливаются и соотносятся с другими данными.

6. В начале знакомства с ребенком удобно начинать беседу с простых деловых вопросов («Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты дружишь?»). Такой подход обычно успокаивает ребенка. В результате он быстро вступает в контакт.

7. Заключительный этап беседы проводится после экспериментального исследования. Специалист выясняет, какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как ребенок оценивает свои успехи.

Другие вспомогательные методы и возможности их использования.

Опросники (анкеты) чаще всего применяются в работе с родителями и педагогами. Самостоятельное анкетирование детей с особенностями в развитии возможно только начиная с подросткового возраста и имеет свою специфику, выражающуюся в технической стороне процесса. Стандартизированные методики (тесты) могут использоваться с определенными ограничениями. Проблематично использование проективных методик (продуктов деятельности) из-за их низкой дифференциально-диагностической разрешающей способности.


Литература

1. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной /В.М.Сорокин.–СПб.:«Речь».

2. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003.



Задания и вопросы:

  1. Выучить термины, уметь их пояснить своими словами

  2. Сохранить материалы лекции, т.к. может понадобиться в работе

  3. Дополнить лекцию знаниями о практических, наглядных и речевых методах




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!