СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.5. Параметры дизонтогенеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).

Структура нарушения развития

Определено задание для учащихся

 

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.5. Параметры дизонтогенеза»


Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 1.5. Параметры дизонтогенеза


Термин «дизонтогенез» был введен для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти), возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

По имеющимся данным, первым термин «дизонтогенез» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне – специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития».


В.В. Лебединский, основываясь на положениях, выдвинутых Л.С. Выготским, выделил психологические параметры дизонтогенеза (1985).

Первый параметр обусловлен функциональной локализацией нарушения и определяет его вид – общий дефект, вызванный нарушением работы корковых и подкорковых систем головного мозга, или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций.

Второй параметр – время поражения – определяет характер нарушения психического развития. Ранние поражения обычно приводят к недоразвитию психических функций, поздние – к повреждению или распаду структуры сформированных психических функций.

По мнению В.В.Лебединского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые находятся в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденными. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие – поврежденными, третьи – в разной степени задержанными.

Третий параметр характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае требуются сложные специальные усилия по преодолению нарушения. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих - вторично возникшие нарушения развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимодействий. Это: временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи.

На основе выделенных параметров В.В. Лебединский предлагает классификацию дизонтогенеза (6 типов нарушений психического развития):

1) недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) дисгармоническое развитие;

4) искаженное развитие;

5) поврежденное развитие;

6) дефицитарное развитие.


Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (например, умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Для задержанного развития (ЗПР) характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием.

Основной особенностью дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером является психопатия, для которой характерны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Наиболее характерным примером искаженного развития является ранний детский аутизм (РДА). В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Примером является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, регресс (распад) интеллекта.

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.


Литература

Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с. 75-86


Задания и вопросы:

  1. Вспомните понятие дизонтогенез, отредактируйте и выучите определение

  2. Определите ключевые слова и поясните суть параметров дизонтогенеза, которые выделил В.В. Лебединский

  3. Изложите классификацию дизонтогенеза В.В. Лебединского, дайте краткую характеристику каждому типу.