СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.8. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность). Олигофрения, деменция. Этиология. Структура нарушения развития. Степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности), их психологическая характеристика.  Особенности социализации и социальной адаптации.

Определено задание для учащихся

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема 1.8. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие»

Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 1.8. Психическое недоразвитие


1.Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, ею страдают от 1% до 5% людей. Понятие «умственная отсталость» (интеллектуальная недостаточность) является собирательным. К ней относят два состояния – олигофрению и деменцию.

Олигофрения - это стойкое необратимое (значит его нельзя преодолеть), непрогредиентное (значит, что в более тяжелую степень не перерастет) недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом (недоразвитие касается и высших психических функций, и поведения, и эмоционально-волевой сферы, и двигательной системы), вследствие диффузного (разлитое поражение разных зон коры головного мозга) органического (нарушение, гибель клеток мозга) поражения коры головного мозга до 2-3 лет (повреждение происходит в период самого интенсивного развития).

Ведущий признак умственной отсталостиобщее (тотальное) недоразвитие всех сложных форм психической деятельности – высших психических функций (мышление, восприятие, память, внимание, речь), двигательная и эмоционально-волевая сферы. Отличительной особенностью детей-олигофренов является неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Недостаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально - волевая сфера мало выразительна, характерна смазанность сложных эмоциональных проявлений.

Степени умственной отсталости: идиотия (глубокая интеллектуальная недостаточность), имбецильность (умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность), дебильностъ (легкая интеллектуальная недостаточность).

Причины (этиология) интеллектуальной недостаточности. Выраженность и формы зависят от времени влияния повреждающих биологических и социальных факторов, локализации и распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности и заключаются в нарушении формирования или поражения головного мозга на ранних этапах его развития. Это факторы, действующие на зародыш и плод в периоде зачатия, внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии; различного рода интоксикации; заболевания матери (хронические) и во время беременности; травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов; наиболее частыми причинами являются тяжелые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.

Структура нарушения развития при ИН (умственной отсталости). Первичный дефект - инактивность (бездеятельность). Вторичный дефект - нарушение высших психических функций. Третичный дефект - специфика развития личности, дезадаптация.


2. Степени умственной отсталости (ИН), их психолого-педагогическая характеристика.

ЛЕГКАЯ интеллектуальная недостаточность составляет 75-89% от всех умственно отсталых, характеризуется низкой познавательной активностью: недоразвитие высших психических функций. Дети получают неполные или искаженные представления об окружающем. Восприятие характеризуется недостаточной активностью. Нарушена обобщенность восприятия, замедленный темп. С трудом выделяют главное, не понимают связи между частями, персонажами, восприятие отличается низкой дифференцированностью. При обучении: замедленный темп узнавания, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается узость объема восприятия, выхватывают отдельные части в объекте, в тексте, не видя и не слыша важный для понимания материал. Восприятием необходимо руководить: не умеют вглядываться, самостоятельно рассматривать, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное задание, характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в 8—9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже нормы начинают различать цвета и их оттенки. Мышление. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация - недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Выделяя в предметах отдельные части, не устанавливают связи между ними, затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное, они проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления УО является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Не замечают своих ошибок. Начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Память. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — имеют специфические особенности. Они лучше запоминают внешние, случайные зрительно воспринимаемые признаки. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Представления недифференцированы, фрагментарны, смешение похожих образов. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Трудности овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, восприятием и пониманием речи, расстройства письма, трудности овладения чтением, снижена потребность в речевом общении. Недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, страдает непроизвольное внимание, недоразвито произвольное. При возникновении трудностей бросают работу, но, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Особенности эмоционально-волевой сферы: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами. Переживания неглубокие, поверхностные. Необходимо учитывать состояние волевой сферы УО. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов, предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Деятельность: несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, без учета того, что задание иное. Некритичность к работе является особенностью деятельности этих детей. УО характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии УО детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях спе­циального обучения. Дети обучаются по программам специальных вспомогательных школ, где овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную подготовку.


Умеренная интеллектуальная недостаточность — средняя степень психического недоразвития — составляет около 10% от числа детей с ИН. Характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами и неспособностью понимать отвлеченные понятия. Движения развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию механизма бега и прыжков, с трудом повторяют заданные движения или позы. Это мешает формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство детей нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые и в надзоре. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия): отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Могут быть грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. В процессе восприятия не проявляется активность. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате они самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства. Коррекция сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей. Запас сведений и представлений ограничен, с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, наглядное. Их можно научить группировать одежду, животных, устанавливают различия только на конкретных предметах. Не умеют анализировать предмет, сравнивать, переносить знания в другую ситуацию, не развит самоконтроль. Называет отдельные изображенные предметы, рассказа нет. Суждения бедны, являются повторением услышанных советов, рекомендаций. Некоторые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты, но не понимают содержание. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические, операции на конкретном материале. Отвлеченный счет не удается. Решение задач практически невозможно. Развитие речи запаздывает на 3-5 лет: понимает речь весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. Самостоятельная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, состоит из часто употребляемых в быту слов и выражений. Произносительная сторона речи дефектна, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Умеют попросить у сверстников или взрослых нужные им предметы, задают вопросы. Иногда речь представляет поток бессмысленных штампов (эхолалическая речь). Память развита недостаточно: объем мал, но может увеличиваться. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает логическая и механическая память. Образовательные программы могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в быту. Взрослые с умеренной интеллектуальной недостаточностью, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им недоступна. Независимое проживание невозможно. Они могут быть мобильными, физически активными и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности установления контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях (вечеринки, организованные воспитателями, танцы). Наиболее типичные особенности личности - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью. Их самооценка характеризуется тем, что они себя ставят на первое место, товарища — на второе, а взрослого человека, принимающего участие в их воспитании, на третье.


Тяжелая интеллектуальная недостаточность составляет примерно 4% от всех умственно отсталых. Тяжелая степень ИН выявляется рано, до года, в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций — общие черты этой степени ИН. Наблюдаются выраженные двигательные нарушения, не все самостоятельно ходят, движения замедленны, неуклюжи, они практически не умеют бегать и прыгать, недоста точная координация. У одних наблюдается почти полное отсутствие движений или их бедность, однообразие, резкая замедленность темпа, вялость и неловкость, у других - повышенная подвижность, они в постоянном движении, их действия нецеленаправленны, беспорядочны. Без специального обучения не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны. Под влиянием ЛФК и ритмики движения и координация улучшаются незначительно. Внимание не привлекается вовсе или малоустойчиво. Активное внимание удается привлечь, но только яркими предметами, на очень короткий срок. Цвета они путают так, будто не знакомы с ними. Это показатель неумения перерабатывать поступающую информацию. Восприятие тяжело умственно отсталых отличается глобальностью и поверхностностью, отсутствует анализ, сравнение. Деятельность беспорядочная и неосмысленная. Мышление тяжело умственно отсталых лиц хаотично, бессистемно. В лучшем случае происходит перечисление отдельных изображенных предметов. Они не способны выявлять и понимать связи между действиями и потому не выполняют их самостоятельно даже на бытовом уровне (помыть руки, подтянуть штаны). Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. В очень редких случаях развивается речь, представляющая поток бессмысленных эхолалических повторений, нередко с сохранением услышанных ранее интонаций. Большинство понимает чужую речь приблизительно, примитивно, удается улавливать интонацию, мимику собеседника и его отдельные слова, главным образом связанные с основными потребностями. Пассивный словарь постепенно обогащается, однако пони­мание остается ограниченным. Самостоятельная устная речь детей со­стоит из отдельных слов и коротких предложений, не подчиняется грамматическим правилам. Многие пользуются жестами, нечленораздельными звуками, «словами», которые имеют смысл только для них самих. Память отличается очень малым объемом, преобладает так называемая частичная память на события, места, числа. Освоение элементов трудовой деятельности находится на очень низком уровне.

Типичные черты личности - отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют заученные штампы. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и недифференцированностью. Часто вспыльчивы и агрессивны.


Глубокая интеллектуальная недостаточность встречается в 1% случаев от всех лиц с ИН. Их психика — на низких ступенях развития. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство их неподвижны или резко ограничены в движениях, страдают недержанием мочи и кала. Они не способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб простыми жестами. Речь заменяют нечленораздельные звуки. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное от несъедобного не отличают. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения — безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие — злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны.

3. Поврежденное психическое развитие (деменция) и причины его возникновения

Если при поражении ЦНС на ранних этапах онтогенеза доминирует явление недоразвития (олигофрения), то при воздействии вредности в более старшем возрасте, в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, доминирует явление повреждения (деменция). Деменция (лат. dementiа - безумие, слабоумие) - стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы после 2-3 лет вследствие повреждения нормально сформированного мозга.

4. Виды деменции:

1). Деменция резидуально-органического характера. Нарушение интеллекта представляет собой остаточные явления поражения мозга. Причины: тяжелые ЧМТ, интоксикации при тяжелых вирусных, бактериальных (менингит, энцефалит) инфекциях - это непрогредиентные состояния.

2). Деменция прогредиентная (прогрессирующая) текущего характера (причины: шизофрения, эпилепсия, сифилис головного мозга, фенилкетонурия) при которой имеет место текущий болезненный процесс. При тяжелой прогрессирующей деменции идет нарастающий распад психических функций.

Клиническая картина зависит от возраста ребенка, степени и локализации поражения, характера дефекта. Интеллектуальное нарушение при деменции имеет свою специфику. Дети могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако, они почти не способны ими воспользоваться, вследствие нарушений некоторых высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти, а также умственной работоспособности. При расстройстве памяти и восприятия наблюдается дезориентация в пространстве и времени. Недостаточность волевого контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, что проявляется возбуждением и импульсивным поведением.

Литература
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

2. Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с. 103-114, 115-120

3. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

4. Специальная психология:уч. пособие/ Е.С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова.– Мн: Выш.шк., 2012.


Задания и вопросы:

  1. Определения, новые термины выучите, умейте пояснить

  2. Дайте общую характеристику умственной отсталости

  3. Составьте сравнительную таблицу степеней интеллектуальной недостаточности по следующим параметрам:

- состояние высших психических функций (кратко)

- развитие общей и мелкой моторики

- развитие самообслуживания

- образовательный маршрут

- уровень социализации и самостоятельности к сроку окончания обучения, инвалидность

  1. *Какую категорию детей с интеллектуальной недостаточностью выделили первой (в истории развития дефектологии)? Ответ аргументируйте

  2. Выполните практическую работу