Тема (название и кол-во часов) | Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Блоки: Семья и дом (4 ч). Вода (2 ч). Растения и животные как живые организмы (3 ч). Источники загрязнения окружающей среды (2 ч). Итоговое занятие раздела (1 ч). |
Цель изучения темы (для учителя) | Сформировать у учащихся представление о своей семье. Учить выделять из предметов домашнего обихода электроприборы. Учить правильно обращаться с электричеством и электроприборами. Уточнить и расширить представления детей о реках и морях. Создать условия для изучения учащимися свойств снега и льда. Сформировать у учащихся представления о растениях и животных как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для их жизни. Сформировать у учащихся представления об источниках загрязнения окружающей среды и способах утилизации бытового мусора. |
Термины и понятия | Семья, фамилия, отчество. Электростанция, очистные сооружения. Отправитель, адресат. Река, море, озеро, пресная вода, соленая вода, замерзшая вода, опыт. Полив, рыхление почвы, воздух, свет, тепло, вода. Кормушка. Мусор, контейнер, сортировка, загрязнение окружающей среды. |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Ч.1, с. 55 – 87. 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.1, с. 35 – 58. 3. Плешаков А.А. Научный дневник. 1 класс, с. 9, 10. 4. Плешаков А.А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. («Помогите птицам», с. 171-172, «Ловкие хищники», с. 194, «Триста шишек на обед», с. 194-196). 5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся общеобразовательных учреждений. («Звериные норы и птичьи гнёзда», с. 85-88, «Свой мусор – всегда с собой», с. 139-142, «Невидимое сокровище», с. 145-146). Демонстрационный материал: Оборудование для демонстрации очистки воды с помощью фильтра (лабораторный стакан, воронка, фильтр), таблица или слайд с изображением очистных сооружений, различные виды электрических батареек, образцы кормушек для птиц, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная, пластмассовая). Видеоматериалы: о работе гидроэлектростанции, о строительстве животными жилищ; видеозапись рекламного ролика об электрических батарейках. Диагностический материал: Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. Ч.1. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся. | Русский язык Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тема: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных». Литературное чтение Климанова Л.Ф. Раздел «О братьях наших меньших». Математика Моро М.И. Темы: «Сравнение групп предметов», «Нумерация чисел от 1 до 20», «Форма предметов». Технология Роговцева Н.И. Темы: «Растения», «Такие разные дома», «Свет в доме», «Вода в жизни человека», «Питьевая вода», «Способы сообщения». |
Планируемые результаты изучения темы (для учащихся) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи; различать изученные объекты природы (растения, животные); определять с помощью атласа-определителя растения и животных; проводить опыты с водой, снегом, льдом; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту; правильно обращаться с электричеством и электроприборами. | Познавательные умения Ученик научится: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; устанавливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Регулятивные умения Ученик научится: сравнивать реку и море (по размеру и свойствам воды); фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя смайлики на страницах учебника в конце каждого урока, а также «Странички для самопроверки»; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради. Коммуникативные умения Ученик научится: формулировать ответы на вопросы; включаться в диалог с учителем и сверстниками; готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта. | У ученика будут сформированы: ценностные представления о своей семье; представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе, животным; первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе знакомства с правилами работы в паре, группе, со взрослым. |
II. Этапы изучения темы |
| Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся/ виды деятельности учащихся (Учебник, ч.1 – Уч. Рабочая тетрадь № 1- РТ) | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Блок 1. Семья и дом (5 ч) |
Вводное занятие Комплексное применение знаний и способов действий | 1) Как живет семья? Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества, фамилия членов семьи. 2) Проект «Моя семья» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | Учащиеся - понимают учебную задачу раздела (Уч. с.55); - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.56); 1) – рассказывают о жизни семьи по рисункам учебника (Уч. с.55-56); - называют по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи (РТ с.35 №2); – рассказывают об интересных событиях в жизни своей семьи; - определяют значение семьи для человека и общества. 2) (Уч. с.58-59, РТ с.36-37) В ходе выполнения проекта учащиеся с помощью взрослых: - отбирают из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; - интервьюируют членов своей семьи о наиболее значимых семейных событиях; - определяют значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - оформляют с помощью взрослого фоторассказ о жизни своей семьи; - составляют устный рассказ о жизни своей семьи, используя подобранные фотографии; - выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивают результаты собственного труда и труда товарищей (устные высказывания учащихся) | Учащиеся различают степени родства; называют по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи оценивают свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др. - знают и перечисляют членов своей семьи и значимые события в жизни своей семьи; - подготовили устное сообщение о проделанной работе (рассказ о том, кто изображен на фотографиях, какие события сфотографированы, почему данное событие было важным для семьи, что нового узнали о членах своей семьи и их жизни); - представили результаты своей деятельности товарищам (фоторассказ о жизни своей семьи) (РТ с.36-37); - оценивают результаты собственного труда и труда товарищей (устные высказывания учащихся). | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.1, с. 35. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты, с.21. Продолжить предложения Семья – это…(самые близкие люди) Членов семьи объединяют…. (любовь, уважение, забота, помощь и т.д.) I этап Экспертная диагностика достижений учащихся. Проводится учителем и другими учащимися на основе следующих критериев: - полнота реализации проектного замысла (т.е. насколько «фоторассказ» соответствует исходной цели: показать интересные и значимые события из жизни семьи, традиции семьи, выразить свое отношение к близким людям, к событиям в жизни семьи); - эстетичность исполнения (т.е. аккуратность, дизайн исполнения, корректность и грамотность подписей к фотографиям); - качество презентации фоторассказа (грамотность речи, умение изложить самое интересное и ценное, умение отвечать на вопросы). II этап Собственная удовлетворенность проделанной работой и ее результатами. Учащийся выбирает то/те высказывания, которые наиболее характеризуют его ощущения от выполненного проекта. 1. Я бы хотел/а еще больше узнать о членах моей семьи и продолжить работу над фоторассказом. 2. Я полностью удовлетворен/а своей работой и ничего не стал/а бы менять. 3. Я мог/ла бы сделать лучше…. (что именно) 4. Я не удовлетворен/а своей работой, потому что…. III этап. Выставка работ в классе. Учитель и учащиеся голосуют за лучшую, по их мнению, работу. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или приз. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников для жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнений природных вод. 2. Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. 3. Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.60, 62, 64); 1. – прослеживают по рисунку-схеме путь воды (Уч. с.60); - обсуждают необходимость экономии воды; - выясняют опасность употребления загрязненной воды; - выполняют практическую работу: проводят опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку (Уч. с.61, РТ с.38 №2) 2. – учатся отличать электроприборы от других бытовых предметов (Уч. с.62); - анализируют схему выработки электричества и способа его доставки потребителям (Уч. с.63); - обсуждают необходимость экономии электроэнергии; - заучивают наизусть правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами (Уч. с.62); - выполняют практическую работу в паре: собирают простейшую электрическую цепь (Уч. с.63, РТ с. 40 №1). 3. – наблюдают за работой почты и рассказывают о ней (Уч. с.64); - работают в паре: строят из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывают по построенной схеме путешествие письма от отправителя к адресату, проводят взаимопроверку (Уч. с.64); - различают почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки (Уч. с.65) , проводят самопроверку (Уч. с.92); - работают в группе: высказывают предположения о содержании иллюстраций на странице учебника (Уч. с.65), осуществляют самопроверку (Уч. с.92); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.61, 63, 65). | Учащиеся используя рисунок- схему, объясняют: - путь речной и подземной воды в дом и обратно в реку через очистные сооружения; - что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам; - этапы путешествия письма от отправителя к адресату; выделяют электроприборы среди предметов домашнего обихода; выучили и перечисляют правила безопасного обращения с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой). | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.1, с. 36 -38. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты, с. 22 - 24. Продолжить предложения: В наш дом поступает ……….вода (речная или подземная) В доме вода ……. (загрязняется). Только ……..вода может вернуться в ……. (очищенная …… реку) Электричество вырабатывается на….. (электростанциях) Не трогайте выключатель и розетку….. (мокрыми руками). Электричество приходит в наш дом….(по проводам). Письмо, открытка, посылка – это….. (виды почтовых отправлений). Адресат – это….. (тот, кому отправляют письмо, посылку). Отправитель – это… (тот, кто отправляет письмо, посылку). |
Блок 2. Вода (2 ч) |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении вод от истока реки до моря, о пресной и морской воде. 2. Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств воды. | 2 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.66, 68); 1. – прослеживают по рисунку-схеме путь воды из реки в море (Уч. с.66) (После этого проводится работа по краеведческому материалу. Обсуждаются вопросы: «Какая река протекает в нашей местности? Куда она впадает?» (РТ с. 45 №3); - сравнивают реку и море по разным признакам (размеры, свойства воды) (Уч. с.67); - различают пресную и морскую воду; - выполняют практическую работу в группе: рассматривают морскую соль и проводят опыт по «изготовлению» морской воды (Уч. с.67, РТ с.44 №2); - сочиняют и рассказывают по рисунку сказочную историю о том, как Муравьишка устроили у себя дома море (Уч. с.67); 2. - выполняют практическую работу в группе: проводят опыт по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями учебника, формулируют выводы из проделанных опытов о свойствах льда и снега (Уч. с.68-69, РТ с.45-46 №1,2); - рассматривают и сравнивают форму снежинок и отображают ее в рисунках (РТ с.46 №3); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.67, 69) . | Учащиеся - куда может впадать река; - чем отличается вода в реке и в море; - откуда вода поступает в наши дома; - что происходит с водой в домах; приготовили «морскую» воду; самостоятельно изучили свойства льда и снега с помощью опытов описывают такие физические свойства воды и льда, как: цвет, прозрачность, структура. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.1 с. 39, 40. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 25, 26. Продолжите предложение: Река может впадать в ….. (другую реку, озеро или море). В реке вода … (пресная) В море вода …. (соленая). Снег и лёд – это (замерзшая вода). В тепле снег и лёд ….. (тают), образуется …. (вода) Распределите свойства снега и льда в соответствующие колонки: белый, бесцветный, хрупкий, рыхлый, прозрачный, непрозрачный. | Снег | Лёд | Цвет | | | Прозра-чность | | | Струк-тура | | | Другие свойс-тва | Дети заполняют самостоя-тельно | |
Блок 3. Растения и животные как живые организмы (3 ч) |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Как живут растения? 2. Как живут животные? Растение и животные как живой организм. Представление о жизненном цикле растений и животных. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Уход за комнатными растениями и животными живого уголка. 3. Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.70, 72, 74); - рассказывают товарищам (по своим наблюдениям) о жизни растений и животных, о том, как они появляются на свет, растут, развиваются, чем питаются; 1. – прослеживают по рисунку учебника рост и развитие растения (Уч. с.70); - работают в паре: выясняют, как ухаживать за комнатными растениями (Уч. с.71, РТ с.48 №2); 2. – работают в группе: выполняют задания (определяют животных по их внешнему виду, по отдельным частям тела, а также их постройки), формулируют выводы, осуществляют самопроверку (Уч. с.72, 93); - выполняют практическую работу в паре: выясняют, как ухаживать за животными живого уголка (Уч. с.73, РТ с.50 №2); - слушают чтение учителя; на основе прослушанного материала объясняют, почему нельзя разорять птичьи гнёзда и звериные норы (Великан на поляне «Звериные норы и птичьи гнёзда» с. 85-88), а также рассказывают о зимней жизни белки и ласки (Зелёные страницы «Ловкие хищники» с. 194, «Триста шишек на обед» с. 194-196); 3. - различают зимующих птиц по рисункам и в природе (Уч. с.74, РТ с.52 №1,2); - слушают рассказ учителя; на основе прослушанного материала рассказывают, как помочь птицам зимой (Зелёные страницы «Помогите птицам» с. 171-172); - обсуждают формы кормушек и виды корма для птиц (Уч. с.74); – выполняют практическую работу в паре: изготавливают простейшие кормушки из бумажного пакета и подбирают из предложенного учителем корма подходящий для птиц (Уч. с.75, РТ с.53 №3); - запоминают и перечисляют правила подкормки птиц (Уч. с.75); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.71, 73, 75) . | Учащиеся рассказывают о растениях как о живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для их жизни; рассказывают о животных, как о живых организмах, которые питаются, размножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища; называют условия, необходимые животным для жизни; правильно ухаживают за растениями в классе и животными живого уголка; узнают и называют наиболее распространенных зимующих птиц; сделали кормушку из бумажного пакета, подобрали корм для птиц. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.1, с. 41, 42, 43. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты, с. 27, 28, 29. Продолжить предложения: Растениям для жизни необходимы…… (вода, воздух, свет, тепло). Животным для жизни необходимы ……. (пища, воздух, вода, тепло и свет) Для подкормки птиц годятся ….. (семена, крошки белого хлеба, несоленое сало) |
Блок 4. Источники загрязнения окружающей среды (2 ч) |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Откуда берется и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. 2. Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты ее от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | 2 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.78, 80); 1. – определяют с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации (Уч. с.78); - обсуждают важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - выполняют практическую работу в группе: сортируют мусор по характеру материала (бумага, пластик, стекло, металл) (Уч. с.79, РТ с.54 №1); - сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку о том, как Муравьишка убирал свой дом от мусора (Уч. с.79); - слушают рассказ учителя, затем объясняют, куда и почему нужно выбрасывать свой мусор после посещения леса, парка (Великан на поляне «Свой мусор – всегда с собой» с. 139-142); - работают со взрослым: дома выполняют с родителями задания: 1) с. 9 «Научного дневника»: считают, сколько ненужных предметов появляется в доме, и придумывают, что можно с ними сделать, чтобы не выбрасывать; 2) с. 10 «Научного дневника»: весной обследуют парк или лес, составляют список выброшенных предметов, которые накопились за зиму, убирают мусор на каком-нибудь участке леса, парка; 2. – выполняют практическую работу в паре: исследуют снежки и снеговую воду на наличие загрязнений (Уч. с.80, РТ с. 56-57 №1); - обсуждают источники появления загрязнений в снеге (Уч. с.80-81); - формулируют предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - слушают рассказ учителя, затем перечисляют источники загрязнения воздуха, о которых говорилось в рассказе и как их можно уменьшить (Великан на поляне «Невидимое сокровище», с. 145-146); - сочиняют и рассказывают сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку; - работают со взрослым: дома выполняют с родителями задания на с. 10 №8 «Научного дневника»: сравнивают загрязненность снега с улицы и из глубины парка или леса; - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.79, 81) . | Учащиеся перечисляют способы утилизации бытового мусора; сортируют бытовой мусор из разного материала (бумага, пластик, стекло, металл); объясняют, почему мусор является большой проблемой, которую приходится решать всем людям; опытным путем исследовали снежки и снеговую воду на предмет загрязнений; объясняют, что загрязняет нашу планету, и как защищать ее от загрязнений. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.1, с. 45, 46. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты, с. 30, 31. Продолжите предложения: Мусор нужно выбрасывать…. (в мусорное ведро, урну, контейнер) ……… загрязняют Землю. (заводы, фабрики, автомобили) |
Итоговое занятие раздела «Как, откуда и куда?» (1 ч) |
Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий Комплексное применение знаний и способов действий | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 | Учащиеся - выполняют тестовые задания учебника (Уч. с.82-87); - заполняют таблицу достижений (РТ с.58); - выступают с сообщениями, иллюстрируя их наглядными материалами (представляют подготовленные фоторассказ о жизни своей семьи) (РТ с.36-37); - обсуждают выступления друг друга; - оценивают свои достижения и достижения других учащихся (устные высказывания учащихся). | Учащиеся имеют ценностные представления о своей семье, её членах и значимых для семьи событиях; подготовили небольшое сообщение с помощью взрослого по теме: «Моя семья»; представили результаты своей деятельности товарищам (фоторассказ о жизни своей семьи) (РТ с.36-37); оценили результаты деятельности по итогам выполнения проекта. | А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 21 – 31. I этап Экспертная диагностика достижений учащихся. Проводится учителем и другими учащимися на основе следующих критериев: - полнота реализации проектного замысла (т.е. насколько «фоторассказ» соответствует исходной цели: показать интересные и значимые события из жизни семьи, традиции семьи, выразить свое отношение к близким людям, к событиям в жизни семьи); - эстетичность исполнения (т.е. аккуратность, дизайн исполнения, корректность и грамотность подписей к фотографиям); - качество презентации фоторассказа (грамотность речи, умение изложить самое интересное и ценное, умение отвечать на вопросы). II этап Собственная удовлетворенность проделанной работой и ее результатами. Учащийся выбирает то/те высказывания, которые наиболее характеризуют его ощущения от выполненного проекта. 1. Я бы хотел еще больше узнать о членах моей семьи и продолжить работу над фоторассказом. 2. Я полностью удовлетворен своей работой и ничего не стал бы менять. 3. Я мог бы сделать лучше…. (что именно) 4. Я не удовлетворен своей работой, потому что…. III этап Выставка работ в классе. Учитель и учащиеся голосуют за лучшую, по их мнению, работу. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или приз. |
III. Рефлексия педагогической деятельности |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить: соотносить полученный результат с поставленной целью оценивать результат своей деятельности оценивать результат учебной деятельности своих товарищей | Самоанализ Закончите предложение: Я знаю, как ….. Я знаю, откуда…….. Я знаю, куда…… Я могу различать и сравнивать ……… Я могу описывать…. Я научился использовать…….. Я изготовил …… Я могу провести опыты ….. Самооценка Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен… тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)…. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
соотнести полученный результат с поставленной целью оценить результат своей деятельности | Ответить на вопросы: 1. Были ли обеспечены при изучении раздела условия для формирования у детей представлений о таких понятиях как: семья, электростанция, очистные сооружения, река, море, загрязнение окружающей среды. 2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей данных объектов окружающего мира? 3. Я удовлетворен/ не удовлетворен проделанной мной работой. Я мог бы лучше организовать работу учащихся/ Я отлично справился с организацией работы учащихся. Я достиг/ почти достиг/ не достиг поставленных целей. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся |