план-конспект урока обучения грамоте
1 класс
Тема: Разделительные ъ и ь знаки.
Цель: Показать разделительную функцию ъ и ь знаков. Подготовить к знакомству с орфограммой «правописание ъ и ь»
УУД: Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе.
Регулятивные – демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы, выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя.
Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.
Коммуникативные – воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Учитель загадывает загадки и показывает предметные картинки с изображением ъ и ь
- Чем похожи эти буквы? - Какие звуки они обозначают? Какую роль играют эти буквы? Для чего они нужны в русском языке?
III. Объявление темы и целей урока
1. Исследуем работу этих букв. С. 102
Прочитайте название темы урока.
- Как вы думаете, почему разделительные?
2. Исследуем, как зависит произношение букв е, ё, ю, я от их места в слове?
Пе-пье ля-лья лю –лью ди-дьи лё-льё
- Чем отличаются слоги в столбике слева от столбиков справа? (подчеркнуть ь)
- С какими буквами стоят е, ё, и, ю, я в первом столбике? Во втором?
- Как произносятся слоги слева и справа? Чтение слогов парами. Вывод: Гласные и согласные звуки сливаются слева. А справа эти звуки будто кто-то разделяет. Откуда появился новый звук?
- Почему такая разница в произношении?
3. Посмотрим, что ещё меняется в словах, если вставить ь знак.
Перо – Пьеро Коля – колья солю – солью суди – судьи полёт – польёт
- Прочитаем слова парами в следующем столбике. Что изменилось? (смысл)
- Почему изменился смысл? (подчеркнуть ь)
-Как объяснить, что два слова записали с большой буквы?
III. Гимнастика для пальцев: Покажем виновника пальцами (изображение ъ и ь знаков)
1. Печатание букв Б, Ъ, Ь. с. 102
- Какой порядок букв в строке? Какая буква лишняя? Почему её взяли для печатания?
2. Понаблюдаем за произношением слов последних столбиках.
- Рассмотрите слова, что общего в них? (езд)
- Чем замечательны слова последнего столбика? ( подчеркнутьЪ)
- Как влияет Ъ знак на произношение слов? (чтение слов 3, 4 столбика)
- Что вы заметили в произношении? Сколько звуков обозначает буква е? Почему? (после гласной и ъ буква е обозначает два звука, появился звук Й)
Физминутка Игра: Пантомима
Изобразить молча: плясун, певун, бегун, молчун. (на доску)
IV. Первичное закрепление
- Как изменятся эти слова, если к ним добавить ья?
- Кто же сегодня в гостях? Чтение стихотворения про тюленя. С.102
- Что обозначает слово прилежанье?
Прилежанье – добросовестное отношение к работе, старание.
- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?
Игра: «Сыщики»: Сколько ь знаков в словах? (8)
- Прочитать слова с ь знаком и назвать его роль в слове.
V. Вторичное закрепление
1. Работа в парах: отгадайте кроссворд (на доске)
- Почему возникли трудности? Давайте разберёмся.
1. подъезд 2.листья 3.письмо 4. объявление 5.вьюга
VII. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали про ъ и ь знаки? Почему они разделительные?
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Кому можно сделать комплимент?