Основной метод обучения: исследование.
- уточнить знания учащихся о разделительных Ъ и Ь знаках, о мягком знаке – показателе мягкости согласного звука;
- усовершенствовать умения учащихся осознанного употребления в словах разделительных Ъ и Ь знаков;
- обогатить лексику учащихся, развивать внимание и мышление.
Этапы урока время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент | -Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. | Настраивается на активную работу на уроке. | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
2. Актуализация знаний Минутка чистописания. | Прочитайте слова: яблоко, заяц, лиса, еж, юла, як. Устно определите количество букв и звуков в этих словах. Молодцы! Я желаю вам успеха! Вы единая команда, которая будет добывать сегодня знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща. Ребята, прочитайте и запишите в тетрадь девиз нашего урока. Друзья, ученье нас объединяет! Какие орфограммы встретились в этом предложении? О каких знаках говорится? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
3. Самоопределе-ние к деятельности | Эти знаки – буквы две – верно служат при письме: Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья – Им почет и уваженье за примерное служенье. Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак. ( ъ, ь знаки). Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (обратимся к ленте букв) – Для чего они служат в русском языке? Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём будем говорить на уроке. Кто может назвать тему урока? А кто сможет сформулировать цель нашего урока? Когда в слове пишется разделительный Ъ знак? Ь знак? Давайте проверим. Открыли учебники на странице 64. Рассмотрите таблицу. Прочитайте название орфограммы в первой строке. Прочтите правило справа. Прочитайте название орфограммы во второй строке. Прочтите правило справа. - О чем еще нужно помнить встречая на письме Ъ и Ь ? Работа с СД диском «Братья лоси» разбейте слова на группы в зависимости от того, какую роль они выполняют. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.) (Не обозначают звука в отличие от других.) (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного) | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
4. Работа по теме урока. | Сопоставление Ъ и Ь знаков. Что общего? (Название – разделительные знаки.) Какие общие действия? ( Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.) - В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки? После коррекции, пояснения ответов, на доске появляются схемы Ъ –е Ъ - е Слайд 2. ё ё ю я и ю я - Ребята, на доске даны опорные схемы. Внимательно посмотрите на них. -После какой части слова стоит Ъ? Покажи его место на схеме. Какие буквы разделяет Ъ? -Какие гласные могут стоять после Ъ? - Когда пишется разделительный ь знак? Где в слове стоит разд. ь? Какие буквы он разделяет? Перед какими гласными он пишется? - Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак? (обсудите это в паре) Дает задание на поиск. (Алия, Данил, Люция, Алия работают на нетбуках.(рус . яз.20, тема ъ и ь, урок 81) *** Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь. (индивидуально несколько работ проверить) Крылья, подъезд, жильё, съёжился, счастье, подъём, семья, объявление, судья, разъезд. Организует проверку выполненного задания и обобщение. Оценивает учащихся. Кто может объяснить причину ошибок в словах каждой группы? | Решают типовые задания + Мягкий знак обозначает мягкость согласного приставки согласную от гласной е,ё,ю,я В корне Согласную от гласной Е,ё,ю,я,и | Регулятивные Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику. Упр.107 - Какие слова с разделительным Ъ вы выписали? (объявление, въезд, подъезд, подъем ) Выделим приставки, на какие буквы оканчиваются приставки? Какое слово с разделительным Ь вы выписали?(ночью) В каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? Почему? ( В слове ПЕТЬ, т.к. мягкий знак звука не обозначает.) Ск. звуков и букв в слове ПОДЪЁМ (6б., 6 зв.) Ск. звуков и букв в слове ночью (5б., 5 зв.) Поработайте в парах, составьте свое объявление. Организует самостоятельную работу учеников в паре. Дает задание на расширение кругозора и внимания. *** Работа в паре. У вас на партах лежат листочки. «Замени одним словом» Слова запиши в тетрадь столбиком. Подчеркни орфограммы Метель, пурга – (вьюга) Сжался, скорчился – (съежился) Товарищи, приятели – (друзья) Животное, от которого произошел человек – (обезьяна) Спуск с горы – (съезд) Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье) Организует проверку. Слова на доске, дети поднимают сигнальные карточки. Обобщение. А сейчас посчитайте и запишите сколько букв и звуков в этих словах. | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий Коммуникатив ные: умение договариваться в паре, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в паре |
6. Физминутка. | -Если услышите Ь знак – хлопайте в ладоши, Ъ - топаем правой ногой, нет Ь и Ъ молчим. Пир, съел , соловьи, разъехались, объявление, льют, пьют, съемка, подъехал, семья, жук. | | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
7.Закрепление | 1.Работа по карточкам У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно Уровень 1. Запишите слова в два столбика. Об…ём, бел…е, крыл…я, под…ехал, ладон…ю, с…ёжились, площад…ю, в…езжать, заяч…и. Уровень 2. Найдите ошибки и запишите правильно. Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, падъехал к падьезду. Уровень 3. Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с разделительными ъ и ь. С одним из слов составьте предложение. Растолковать, сделать понятным. Впрыскивание лекарства, укол. Снежная буря, метель. Идущий в пищу, пригодный для еды. Ягоды, сваренные в сахаре. -Какие опоры вам помогли верно написать слова с разделительными знаками? Покажите. ИТОГ: при работе вам помогли схемы? -Где пишется Ъ? -Где пишется Ь? Оцените свою работу (!, +, -) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Самодиктант. Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране.(Взаимопроверка, объяснение написания слов в парах) Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я.
| Самостоятельная работа на карточках (с проверкой на доске). | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
8. Итог урока | Подводит итог. Вы выполнили все задания. Действительно ученье нас объединяет, вы все очень дружно работали. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой? - А что они разделяют? - Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак? - А есть у них что-нибудь общее? Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
| Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. | Упр. 108, 109 по выбору, правило на стр. 64 Выберите задание, предварительно оценив уровень полученных знаний в ходе сегодняшнего урока. | | Познавательные: обобщать и систематизировать информацию; |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оцените свою работу на уроке. Задумайтесь, что новое вы узнали, потребуются ли эти умения на следующих уроках русского языка. Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленая перчатка; затруднялся при выполнении заданий - желтая; было трудно работать – красная. Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока. Нарисуйте смайлик : "Я понял всё","Остались сомнения","Я не понял". - Спасибо за урок. Молодцы! | Оценивают свою работу на уроке. . | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке |