Проверка д\з
Почему жизнедеятельность животных регулируется путем совместного действия гуморальной регуляции?
Ответ
- Жизнедеятельность животных регулируется
совместным действием гуморальной и нервной регуляции , потому что гуморальная регуляция отвечает за координацию роста и развития, то есть длительных процессов. А нервная регуляция помогает быстро реагировать на внешние и внутренние раздражения.
Повторение
- Выполните графическую работу.
- В перечне характеристик определите правильные и неправильные суждения.
- Ответ изобразите в виде графика.
- Правильное суждение - Ʌ;
- Неправильное суждение – V.
- Графический ответ нужно записать в следующей форме:
- VVɅɅVɅVVɅɅ
Правильное суждение - Ʌ; Неправильное суждение – V
- 1. Клетки нервной ткани называются нефроны.
- 2. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов.
- 3. Гормоны – биологически активные вещества.
- 4. По короткому отростку импульс передаётся другим нервным клеткам.
- 5. Примерами рефлексов являются кашель, чихание, выделение слюны у голодного животного при виде пищи.
- 6. Выделение гормона адреналина усиливает работу сердца, повышается температура тела.
- 7. Гормоны вырабатываются в нервной системе.
- 8. Головной мозг позвоночных животных состоит их 5 отделов.
- 9. Мозжечок осуществляет координацию движений.
- 10. Рефлекс – это сигнал, при раздражении чувствительного окончания в нервной клетке. Правильное суждение - Ʌ; Неправильное суждение – V
- Правильный ответ: VɅɅVɅɅVɅɅV
Посмотрите 4 слайда и попробуйте сформулировать тему урока!
Медведи помечают свою территорию специальным запахом, и следами когтей на деревьях
Касатки сбросили тюленя с плавучей льдины с помощью волны
Муравьи держат домашних животных
- Скунс прекрасно знает мощь своего оружия и решительно никого не боится. Он спокойно разгуливает по лесам, демонстрируя всем окружающим свою яркую, черно-белую окраску и победно задранный хвост.
Раздражимость и поведение животных 8 класс
Цели урока :
формирование представлений о поведении животных, разнообразии отношений животных; сформировать знания о формах поведения животных: врожденных и приобретенных формах поведения животных, их значение в жизни животных.
Что такое раздражимость ?
- способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды
- Приведите примеры раздражимости у животных
Примеры раздражимости у животных :
- Змея плавно поднимается вверх , реагируя на мелодии.
- Испуганные животные пускаются в бегство при резких звуках, незнакомых запахах.
- Попугай пытается общаться со своим отражением в зеркале , подражать ему.
- Птицы, когда восходит солнце, начинают петь .
- При прикосновении к улитке она прячется .
- Собака будет лаять и рычать , если стукнуть её палкой.
- Змея скрутится и будет шипеть при негативном раздражителе.
Каково значение раздражимости?
!!! Раздражимость помогает организму выживать в изменившихся условиях среды обитания !!!
Реагирование животных на природные изменения
Смена дня и ночи
Смена времен года
Чем различаются эти животные?
активны днём
активны ночью
Как организмы реагируют на сезонные изменения в окружающей среде?
Важнейшим сигналом наступления нового сезона для животных является:
Изменение долготы светового дня
Соотношение продолжительности светового и темнового времени суток - Фотопериодизм
Он регулирует ход биологических часов, сроки развития растений и животных.
Таксис
Двигательные реакции простейших в ответ на действие раздражителей
Положительный таксис
Отрицательный таксис
Движение от раздражителя
Движение к раздражителю
Фототаксис – реакция на свет
Хемотаксис – реакция на хим.вещество
Что такое поведение животных?
Способность организмов совершать определенные действия и реагировать на внутренние и внешние факторы
- В чём проявляется поведение животных?
В движениях, положениях тела, жестах, мимике, окраске, издаваемых звуках
Виды поведения животных
- Пищевое
- Ориентационное
- Конкурентное
- Репродуктивное
- Общественное
По представленным картинкам определите поведение животных
Забота о потомстве
Территориальное поведение
Пищевое поведение
Агрессивное поведение
Вывод
Каково значение поведения
в жизни организмов?
- организмы регулируют свои отношения с окружающим миром;
- стремятся с наименьшими затратами энергии удовлетворить свои потребности в пище, пространстве, времени.
Объясните поведение животных
1. Однажды при наблюдении за пауком крестовиком было замечено, что он последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшего в неё насекомого. Насекомое упало на землю, освободилось от остатков паутины и улетело. Дайте объяснение этому загадочному поведению паука.
В сеть могло попасть достаточно крупное и опасное насекомое, обладающее средствами защиты и нападения, например, оса.
2. Натуралист заметил закономерность, что лягушки, обитающие у водоёмов, активнее днём, а лягушки, обитающие на лугах, болотах – в сумерки. Как вы можете объяснить это явление?
Подвижность земноводных зависит от потребности в воде.
3. Если потревожить пчёл или ос, они переходят в наступление и жалят обидчиков. Притом, пчела жалит один раз и умирает, а оса несколько раз и ничего с ней не происходит. Дайте объяснение этому явлению.
Жало пчелы имеет зазубрины и застревает в коже, а жало осы таких зазубрин не имеет.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Параграф 12 (эл.уч.) читать
- Выучить конспект в тетради (новые понятия: фотопериодизм, таксис, раздражимость).
- Устно ответить на вопросы после параграфа