Классный час для учащихся 5 классов.
«Разговор о дружбе»
Цель: Сформировать представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
1.Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу.
2. Закрепить полученные знания.
Оборудование: Компьютер, экран, презентация на электронном носителе, заготовки заданий, заготовки цветиков – семицветиков, распечатанные на отдельных листах высказывания о дружбе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Библиотекарь: Здравствуйте, меня зовут Яруллина Альбина Аликовна, я работаю библиотекарем в МБОУ «Черемшанский лицей».
Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. Я надеюсь, она будет для вас познавательной, и вы с пользой проведете свое время. А для начала давайте просто улыбнемся. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне. Очень хорошо. Ну что же начнем.
Разминка. Пословицы и поговорки.
Сейчас я попрошу вас быть очень внимательными. На экране вы увидете начало пословицы или поговорки, а вы должны ее закончить.
Слайд.
Ответы учащихся.
Библиотекарь: Да, ребята вы молодцы. А скажите, кто-нибудь уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить. Давайте попытаемся определить тему нашего классного часа.
Ответы учащихся.
Слайд.
Все верно - сегодня мы с вами поговорим о дружбе. В словаре понятию Дружба дано вот такое толкование.
Слайд.
А знаете ли вы, что все народы во все времена считали дружбу величайшей ценностью. Вот как говорили о ней:
Слайды.
(Марк Тулий Цицерон – древнегреческий политик и философ,
который жил в 106 г.до н.э.)
А еще, у дружбы есть свои праздники. Все внимание на экран:
Слайд.
Говоря «праздники», я не ошиблась – есть еще один день, посвященный дружбе. И он тоже отмечается летом.
Слайд.
Библиотекарь: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о том, что такое «Дружба»? Подумайте немного.А сейчас я предлагаю вам изобразить ваше понимание дружбы на этих листах бумаги, т.е. как вы представляете себе, что такое дружба.
Библиотекарь раздает белые листы А4, фломастеры, цветные карандаши.
Библиотекарь: Свой рисунок вам нужно будет выполнить в паре. Время выполнения рисунка 4 минуты.
Звучит песня о дружбе из мультфильма «Маша и Медведь».
Библиотекарь: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Ух, ты, какие разные и интересные рисунки. У нас получилась целая композиция на эту тему. Ребята, а давайте сейчас каждый из вас немного расскажет о своем рисунке.
Все листы крепятся на доске при помощи магнитов или раскладываются на свободном столе.
Библиотекарь: Я вижу, вы прекрасно понимаете, что такое настоящая дружба и умеете дружить. Молодцы!
Давайте сейчас повернемся друг к другу лицом, улыбнемся, пожмем руки и поблагодарим за прекрасную работу.
Библиотекарь: Молодцы, у вас очень хорошо получается.
Библиотекарь: Ребята, вы все правильно представляете - Человек никак не может обойтись без общения. История знает много примеров, когда, оказавшись в океане, на необитаемом острове или в лесу в условиях выживания, человек погибал не от голода,холода или жары, а от одиночества.
Дружба важна современному человеку, так как дает ему силы жизни. Мы начинаем дружить и общаться с самого детства – сначала с бабушками, дедушками и родителями, затем сверстниками и т.д. От друзей мы получаем поддержку в беде и удваиваем свою радость, когда делимся со своей радостью с друзьями. Поэтому те, у кого много друзей, живут в гармонии с собой и у них всегда все хорошо; такие люди довольны собой, своей жизнью. Одиноким же людям намного сложнее.
Вы согласны со мной? Согласны, что дружбаэто очень важная составляющая в нашей жизни?
Ответы учащихся.
А сейчас послушайте, пожалуйста, меня. Я хочу прочесть вам одно стихотворение.
Слайд.
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Библиотекарь: Вот сейчас мы подошли к самому главному моменту. Мы попробуем с вами вместе придумать правила, т.е. своеобразные «Законы дружбы», которые необходимо выполнять, чтобы быть хорошим другом, а дружба была бынастоящей. Давайте сейчас мы поработаем в командах, поделитесь, пожалуйста. Необходимо внимательно прочитать, подумать, и сложить из двух частей одно выражение. В каждой команде должно получиться по 6 правил.
Звучит музыка. Песня Барбариков о дружбе.
Какие вы молодцы. По итогам этого конкурса у нас победила, … конечно же,Дружба. Все законы собрали? Давайте мы с вами их зачитаем.
Слайд.
Библиотекарь: Ребята, вы очень хорошо поработали. Сейчас я зачитаю вам одну очень поучительную притчу. Слушайте внимательно. Называется она Три сита Сократа. Кто-нибудь из вас знает кто это такой? Сократ – это имя одного очень великого философа, который жил в Древней Греции в 469 г. до н.э. Слушаем.
ТРИ СИТА СОКРАТА
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Библиотекарь: Ребята, что вы поняли из этой притчи?
Ответы учащихся.
Библиотекарь:Сократ оказался очень хорошим другом. Он не дал другому человеку испортить отношения. И еще прежде чем сказать о ком-нибудь плохое, надо хорошенько подумать, правда ли это, хорошее ли вы о человеке будете говорить, и так ли это важно.
Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу. А в память о нашей встрече, мне хотелось бы подарить вам Цветики – Семицветики, на лепестках которых написаны основные законы Дружбы. Вы их никогда не должны забывать. А в середине цветка я предлагаю написать вам свои имена.
Библиотекарь: Прежде чем попрощаться с вами, я хочу задать вам несколько вопросов. Вы ведь не против? Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось сегодняшнее мероприятие? Ответы детей.
Что вас удивило?
А что показалось вам интересным?
Продолжите, пожалуйста, фразу «Теперь я знаю, что…………………»……….
Библиотекарь:Ну, просто молодцы
Большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно с вами познакомиться.