«Разговор с учащимися»
Милосердие. Нужно ли оно в наше время?
с.Лащ-Табя, 2021г.
Организационный момент
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью.
Здравствуйте те, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…. Здравствуйте!!! Я – Салмина Ольга Александровна учитель физической культуры МБОУ «Лащ-Таябинской СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики», мне сегодня выпала возможность провести с вами разговор.
1.Введение в тему. Хочу начать нашу беседу сказки В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»
«Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Колодцы остались позади, и путешественники взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца.… Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь. Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где лежал погибающий в пустыне.… Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
- Пить! – только и мог проговорить умиравший.
Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой.
Лицо умирающего оживилось.
- Ты из рода Оммиадов?
- Да… - ответил старик.
- Я угадал по знаку на твоей руке…. Мы ведь смертельные враги…
- В пустыне – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи…
Умирающий жадно припал к воде… Старик посадил его на своего верблюда…
- Поезжай.
- А ты?
- Мне все равно жить осталось мало.
- Поедем вместе.
- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он, молча сел…
- Прощай!
Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев. Та же пустыня. Так же путники взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился…
- Что там? – указал он вдаль. Все в изумлении глядели туда.… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень, раскинулись пальмы, журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял тишину пустыни…
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода. А вновь рождённый оазис зовут с тех пор «ключом врага милосердного»
2. Постановка проблемы? Как вы думаете, почему на этом месте появился живительный источник? Как назван старик в сказке?
3. Работа по теме. Слайд. Милосердие. Нужно ли оно в наше время?
-Давайте попробуем, разобраться от каких слов произошло слово «милосердие»?
- Попробуйте объяснить значение слова «милосердие»? » Слайд. (Милость – отзывчивость, доброта, сердце. Милосердный человек – человек с добрым сердцем)
- В словаре Ожегова слово «милосердие» объясняется так слайд
4. Какое слово у вас ассоциируется с милосердием (доброта)
Милосердие и доброта.… В последнее время мы чаще стали проявлять эти чувства. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
слайд З - «Земля», Л-«Люди», М-«Мысль», Д-«Добро», «Ж»- житие
Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Живите, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
- Во все времена люди проявляли милосердие к окружающим. В годы второй мировой войны это качество в людях проявилось с особой силой. Молодые медсёстры на своих хрупких плечах, рискуя своей жизнью, выносили с поля боя раненых бойцов.Солдаты, освобождая селения от фашистских захватчиков, отдавали свои продуктовые пайки голодным женщинам и детям.
Мирные жители, рискуя собственной жизнью и жизнью своей семьи, укрывали в своих домах раненных бойцов, евреев от немецких оккупантов.
-Как вы думаете, нужно ли милосердие сегодня? (дети отвечают)
-Рассмотрите фотографии. Слайд. К кому можно проявить милосердие (дети рассматривают на слайде фото)
-И как бы вы это сделали?
- Ребята, а вы знаете, кто такие волонтёры?
- Слайд Волонтёры – это добровольцы, которые выполняют полезную для общества работу. Совершая добрые дела, они протягивают руку любви и помощи, пожилым людям, детям, оставшимся без родительского тепла, безнадёжно больным людям. Волонтёры работают бесплатно, на собственном энтузиазме.
- Как видите, в нашем мире много тех, кому необходима наша помощь, защита и забота, потому что нашем обществе пока ещё существует много жестокости и бессердечия.
5. Нужно ли милосердие в нормальной повседневной жизни?
-Действительно, куда чаще милосердие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
6. Релаксация. Упражнение «Частичка сердца для тебя». (Слайд)
- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие. ( Учитель проходит с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).
- Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.
- Я вижу, что будущее нашей страны в надёжных руках, ваши сердца наполнены добротой, сочувствием, заботой о ближнем.
- Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
7. На память хочу подарить вам заповеди милосердия.
1. Никогда не бойся понять или простить!
2.Никогда не бойся просить прощения!
3. Никогда не бойся улыбнуться человеку, протянуть ему руку помощи!
4. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
5. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
6. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
7.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
8. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
9. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
10. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Музыка « Маленького принца». Мы заканчиваем классный час, встанем в круг, на прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)
И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.