СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговорный стиль. Беседа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговорный стиль. Беседа»

РАЗГОВОРНЫЙ  СТИЛЬ РЕЧИ

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Тема урока: Основные особенности разговорной речи.

Тема урока:

Основные особенности разговорной речи.

Термин «разговорный стиль» понимается двояко. 1)Сниженный (разговорный) стиль. 2)разновидность литературного языка.

Термин «разговорный стиль» понимается двояко.

1)Сниженный (разговорный) стиль.

2)разновидность литературного языка.

 Цель урока:   Выяснить, каковы признаки разговорного стиля речи, его назначение; особенности разговорной речи.

Цель урока:

Выяснить, каковы признаки разговорного стиля речи, его назначение; особенности разговорной речи.

  Разговорный стиль речи обслуживает бытовую сферу, реализуется через диалог, позволяет общаться, высказывать свое мнение.

Разговорный стиль речи обслуживает бытовую сферу, реализуется через диалог, позволяет общаться, высказывать свое мнение.

Характеристика особенностей разговорного стиля. 1) Между участниками общения отсутствуют официальные отношения.  2)Непосредственность речевого общения между участниками.  3)  Естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная.

Характеристика особенностей разговорного стиля.

  • 1) Между участниками общения отсутствуют официальные отношения.
  • 2)Непосредственность речевого общения между участниками.
  • 3) Естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная.
Использование внеязычных средств. (мимика, жесты, реакция собеседника.)

Использование внеязычных средств.

  • (мимика, жесты, реакция собеседника.)
Разговорная речь — это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее не подготовленная, диалогическая, устная.

Разговорная речь — это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее не подготовленная, диалогическая, устная.

Задание для 1 группы  . Прочитайте диалог, назовите особенности разговорной речи с точки зрения фонетики. Обсудите задание в группе.  -Са-ан Са-аныч! Мы так не договаривались!  -Здрасьте! А кто мне давеча все уши прожужжал: «У меня в подсобке есть!»  -Да Вы чё?! Я эту бандуру сам сто лет не трогал и другим не советую. Ваши работяги в такую холодину и не утащат её.

Задание для 1 группы . Прочитайте диалог, назовите особенности разговорной речи с точки зрения фонетики. Обсудите задание в группе. -Са-ан Са-аныч! Мы так не договаривались! -Здрасьте! А кто мне давеча все уши прожужжал: «У меня в подсобке есть!» -Да Вы чё?! Я эту бандуру сам сто лет не трогал и другим не советую. Ваши работяги в такую холодину и не утащат её.

Задание для 3 группы  Назовите морфему, характерную для разговорного стиля. Каково её значение?  А. Мамочка, лапушка, солнышко, кривляка, домище, холодина.  Б. Раздевалка, печка, ножик, говорун, работяга, вкуснятина, докторша.  В. Глазастый, худющий, кусачий,  драчливый, здоровенный.

Задание для 3 группы Назовите морфему, характерную для разговорного стиля. Каково её значение? А. Мамочка, лапушка, солнышко, кривляка, домище, холодина. Б. Раздевалка, печка, ножик, говорун, работяга, вкуснятина, докторша. В. Глазастый, худющий, кусачий, драчливый, здоровенный.

Задание для 4 группы  Назовите особенности предложений, характерных для разговорного стиля.  ∙Пожалуйста, два до Барнаула.  ∙Покажите синие.

Задание для 4 группы Назовите особенности предложений, характерных для разговорного стиля. ∙Пожалуйста, два до Барнаула. ∙Покажите синие.

1 группа Звуковая сторона речи разговорного стиля. 1)Экспрессивно окрашен. 2)Менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование.( здрасьте -здравствуйте; грит -говорит.) 3)Определенные типы интонации.

1 группа

Звуковая сторона речи разговорного стиля.

  • 1)Экспрессивно окрашен. 2)Менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование.( здрасьте -здравствуйте; грит -говорит.) 3)Определенные типы интонации.
Ненормативное ударение Часто слова и их  формы в разговорном стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи.  зво ’ нишь (звони ’ шь )  при ’ говор  (пригово ’ р)

Ненормативное ударение

Часто слова и их формы в разговорном стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи.

зво нишь (звони шь )

при говор (пригово р)

2 группа Лексика разговорного стиля Обще- употребительные слова Разговорные слова Просторечные слова и профессионализмы Диалектизмы и жаргонизмы

2 группа

Лексика

разговорного стиля

Обще-

употребительные

слова

Разговорные

слова

Просторечные

слова и

профессионализмы

Диалектизмы

и

жаргонизмы

Разговорный оттенок имеют и фразеологизмы. Ветер в голове Ад кромешный Дело в шляпе Сесть в  калошу

Разговорный оттенок имеют и фразеологизмы.

  • Ветер в голове
  • Ад кромешный
  • Дело в шляпе
  • Сесть в

калошу

3 группа Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью . 1) для сущ.- суффиксы со значением ласкательности, неодобрения. (мамочка, холодина и т.д) 2)для прил.- суффиксы на: - аст:  глазастый ;  -енн : здоровенный ; -ющ:  худющий 3)глаголы на: - ничать:  жадничать; -ивать:  поговаривать. 4)усеченные существительные: Мам ! Вань ! 5)удвоение слов: большой – пребольшой.

3 группа

Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью .

  • 1) для сущ.- суффиксы со значением ласкательности, неодобрения.
  • (мамочка, холодина и т.д)
  • 2)для прил.- суффиксы на:
  • - аст: глазастый ; -енн : здоровенный ; -ющ: худющий
  • 3)глаголы на:
  • - ничать: жадничать; -ивать: поговаривать.
  • 4)усеченные существительные: Мам ! Вань !
  • 5)удвоение слов: большой – пребольшой.
4 группа Черты литературно-разговорного синтаксиса 1)Использование вопросительных и побудительных предложений. 2)Неполные предложения в диалоге. 3)Лексические повторы. 4)Особые формы сказуемого. 5)Своеобразные обороты .

4 группа

Черты литературно-разговорного синтаксиса

  • 1)Использование вопросительных и побудительных предложений.
  • 2)Неполные предложения в диалоге.
  • 3)Лексические повторы.
  • 4)Особые формы сказуемого.
  • 5)Своеобразные обороты .
-Цель-общение; -Передает отношение говорящего к предмету разговора. -Обилие вопросительных , восклицательных , побудительных предложений. -Обращение и прямая речь. -Разговорно-бытовая лексика , эмоционально-оценочные слова. -Преобладание простых и неполных предложений.

-Цель-общение;

-Передает отношение говорящего к предмету разговора.

-Обилие вопросительных , восклицательных , побудительных предложений.

-Обращение и прямая речь.

-Разговорно-бытовая лексика , эмоционально-оценочные слова.

-Преобладание простых и неполных предложений.

ВЫВОД: Разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Стилистическая норма принципиально отличается от литературного.

ВЫВОД:

  • Разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Стилистическая норма принципиально отличается от литературного.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ  № Критерии 1 Отлично Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока. 2 Хорошо Я высказывал свои предположения по данной проблеме. 3 Я участвовал в поиске информации по теме. 4 Я могу лучше Я помогал делать выводы и заключения. 5 6 Я помогал своей группе в выборе правильных решений. 7 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников. У меня не возникло трудностей с составлением схемы правила и алгоритма работы. 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям. 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Критерии

1

Отлично

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока.

2

Хорошо

Я высказывал свои предположения по данной проблеме.

3

Я участвовал в поиске информации по теме.

4

Я могу лучше

Я помогал делать выводы и заключения.

5

6

Я помогал своей группе в выборе правильных решений.

7

Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников.

У меня не возникло трудностей с составлением схемы правила и алгоритма работы.

8

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.

9

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.

Домашнее задание Высокий уровень Выписать шесть предложений из художественной литературы, где заметили яркие языковые средства разговорного стиля. Написать сочинение – миниатюру о роли разговорного стиля. Достаточный уровень Выписать шесть предложений из художественной литературы, в которых заметили яркие языковые средства разговорного стиля на лексическом уровне. Средний уровень Выписать четыре предложения из художественной литературы, в которых заметили яркие языковые средства разговорного стиля на синтаксическом уровне.

Домашнее задание

Высокий уровень

  • Выписать шесть предложений из художественной литературы, где заметили яркие языковые средства разговорного стиля.
  • Написать сочинение – миниатюру о роли разговорного стиля.

Достаточный уровень

  • Выписать шесть предложений из художественной литературы, в которых заметили яркие языковые средства разговорного стиля на лексическом уровне.

Средний уровень

  • Выписать четыре предложения из художественной литературы, в которых заметили яркие языковые средства разговорного стиля на синтаксическом уровне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!