СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: ДЕНЬ МАТЕРИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ», 21.11.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ», 21.11.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: ДЕНЬ МАТЕРИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ», 21.11.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»

Цель занятия: формирование бережного отношения к женщине-матери, уважения к материнскому труду и к многодетным матерям России.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, любовь и уважение к матери, самореализация.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, презентационных материалов, интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, беседу, конкурс чтецов.

Часть 1. Мотивационная.

Учитель говорит о роли мамы в жизни каждого человека, об особенности слова «Мама».

Часть 2. Основная.

Рассказ об учреждении праздника День матери в Российской Федерации.

Выполнение интерактивного задания №1 нацелено на осознание обучающимися традиционного бережного отношения к матери на примере работы с пословицами и поговорками.

Разговор о многодетных семьях России, об уважительном отношении к ним, об учреждении звания «Мать-героиня».

Чтение стихотворений о матери.

Часть 3. Заключение.

Включает подведение итогов занятия, творческое задание и заключительное слово учителя.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

– Мир начинается с мамы, самого родного человека на земле. «Мама» – особенное слово, оно рождается вместе с нами, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Все мы с раннего детства и до последнего вздоха храним в своих сердцах неповторимый образ матери, которая всегда понимает нас и беззаветно любит несмотря на невзгоды. Мы помним её глаза, её голос, её руки.

Как вы уже поняли, сегодня наше занятие посвящено мамам. И это не случайно, потому что в эти дни в нашей стране отмечается День матери.

Какие ещё праздники, связанные с семьёй, с членами семьи, вам известны? (подсказка для учителя: День отца и День пожилых людей).

Что мы говорили о роли отца, роли бабушек и дедушек в семье?

Что вам уже известно о Дне матери, роли матери в семье?

Часть 2. Основная.

Учитель.

– Замечательно, что существует такой праздник. Но помнить о мамах нужно не один день в году, а ежедневно, ежечасно. Ведь именно от мамы зависит, каким вырастет каждый из нас. Конечно, общество и школа оказывают определённое влияние на становление личности человека. Но в основном личность формируется в семье.

Вариант 1.

Учитель.

– С давних времён матери отводилась главная роль в жизни и воспитании человека, о чём свидетельствуют русские пословицы и поговорки. Возможно, некоторые из них вам знакомы.

Обучающиеся называют известные им пословицы и поговорки о матери.

Учитель.

– Выполнение интерактивного задания №1 поможет вам лучше познакомиться с такими пословицами и поговорками. Вам будет необходимо к началу пословицы или поговорки подобрать недостающую вторую часть.

Работа с интерактивным заданием № 1. Установление соответствий.

Задание. К первой части поговорок или пословиц подберите соответствующую вторую часть.

Учитель.

– Какие чувства к матери описывают эти пословицы? Какие слова подчеркивают уважение к матери? Ее нежность и заботу о своем ребенке?

Вариант 2.

Учитель.

– Выполнение задания поможет вам лучше раскрыть тему сегодняшнего урока. Предлагаю вам создать визуальный образ матери с помощью примеров из поэзии, прозы и полотен художников, посвящённых этой теме. Разбейтесь на четыре группы и получите задания. Все группы, кроме одной, работают с карточками, на которых приведены стихотворения, описания образа матери из литературных произведений и репродукции картин художников. Вы должны обсудить то, чему они посвящены, и воссоздать образ матери, выделив главные его черты. Ответить на вопросы, обсудить свои ответы, подкрепив их аргументами и доказательствами.

Задания для первых трех групп приведены в приложении 1.

Задание четвёртой группы посвящено прогнозу – её участникам предлагается ответить на вопрос о том, какой они представляют себе образ матери XXV века.

Вопросы и ответы на них составят основу для мини-дискуссии, завершающей выполнение группового задания.

Возможные вопросы к обсуждению в группах и представлению вынесенных решений на обсуждение в классе:

− Опишите сложившийся в вашем представлении образ матери, используя предложенные вам материалы.

− Как вы понимаете, в чём суть материнства? Приведите примеры того, как в литературе и живописи удаётся выразить его признаки.

− Объясните, как вы понимаете высказывание о невидимой и неразрывной эмоциональной связи матери и ребёнка?

− Может ли материнская любовь приносить вред? Поразмышляйте о пользе и вреде материнской опеки.

− Почему государство поддерживает материнство? Как материнство, в свою очередь, может помочь в решении вопросов его безопасности?

Учитель.

– Большинство семей в России имеет одного или двоих детей. Мы живём в огромной стране, богатой природными ресурсами. Однако наше главное богатство – это люди. Для того чтобы население страны не убывало, необходимо, чтобы у родителей было не менее трёх детей. Такие семьи принято считать многодетными. Ребята, кто из вас из многодетной семьи? Расскажите о своей семье. Как мама заботится о каждом из вас? Как вы помогаете своей маме?

Ответы обучающихся.

Как вы думаете, а сколько должно быть детей в семье? А сколько бы вы хотели иметь детей в будущей своей семье?

Ответы обучающихся.

Учитель.

– Очень приятно узнать, что у кого-то из вас есть брат или сестра, ещё лучше – несколько братьев и сестёр. Но воспитать ребёнка – это большой труд. Большого уважения заслуживают родители, которые воспитывают троих и более детей. В настоящее время в Российской Федерации около 100 тысяч семей воспитывают пять и более детей. Воспитание такого количества своих и приёмных детей – это проявление не только любви к детям, но и любви к Родине.

Демонстрация видеоролика, (дикторский текст)

Мама для маленького ребёнка – весь мир, она знает о своём ребёнке всё. С ней всегда тепло, уютно и надёжно. Ребёнок подрастает, выходит в самостоятельную жизнь, но всегда для него мама ассоциируется с домом, спокойствием и теплом.

Легко ли маме удаётся заботиться о своих детях, семье, доме? Очень много мам не только заняты воспитанием детей, они работают. Подчас выбирают сложные профессии – врач-хирург, пилот самолёта, учёный…

Как работающие мамы находят время для своей семьи, для детей? Да мы и сами не знаем, говорят мамы, только помогает им безмерная, бесконечная, всеохватывающая любовь к детям.

Счастливые дети растут в дружной и любящей семье. В обычной российской семье 1–2 ребёнка, реже трое. А если их много? …

В День защиты детей в 2022 году в России предложили вернуть звание «Мать-героиня». В Советском Союзе до 1991 года его удостоились более 430 тысяч женщин. Сегодня в России насчитывается около 1 тыс. семей, воспитывающих десять и более детей.

Орден «Родительская слава» учредили в России в 2008 году. Его вручают состоящим в браке родителям или усыновителям семерых и более детей.

Медаль ордена «Родительская слава» была учреждена 2010 году. Её вручают родителям и усыновителям четырёх и более детей — граждан России. Медалью награждают при условии, что родители или усыновители «образуют социально ответственную семью» и ведут здоровый образ жизни.

В самой многодетной семье в России 83 ребёнка. Из них 81 — ребята, от которых отказались и родные, и приёмные семьи. Зато они нашли любовь и заботу в своей новой семье.

Учитель.

– Зачастую мама и родина воспринимаются поэтами неразделимо. Так, для поэта Андрея Дементьева мама похожа на родину:

Вот и всё…

Уже вещи собраны.

Посидим на прощанье, мать.

И молчат твои руки добрые,

Хоть о многом хотят сказать.

Руки мамы.

Люблю их с детства.

Где б дорога моя ни шла,

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы.

В морщинках, в родинках.

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук

Я увидел Родину,

Так похожую на тебя,

Мама!

В качестве дополнительного задания можно провести интерактивное задание №2.

Работа с интерактивным заданием №2. Игра «Поле чудес»

Тур 1

Вопрос: свойственное матери сознание родственной связи её с детьми.

Ответ: материнство.

Тур 2

Вопрос: вид антропонима: именование, произведённое от имени или прозвища (прозвания) матери.

Ответ: матроним.

Тур 3

Вопрос: должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Например, детский…

Ответ: омбудсмен.

Финал

Вопрос: этот орден относится к наградам высшего уровня и выдаётся ежегодно нескольким семьям из разных регионов России, которые воспитали семь детей или больше. Он называется …

Ответ: «Родительская слава».

Часть 3. Заключение

Учитель.

– Нет на свете милее, нежнее, добрее человека, чем мама. Мы окружены её любовью, заботой и вниманием с самого рождения.

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Ваши матери ждут вас дома. Порой они строги и требовательны к вам. Будьте добрее, внимательнее к маме, чаще говорите о своей любви. Давайте проведём марафон «Признание в любви»: каждый из вас скажет одну фразу, обращённую к своей маме. И ваши слова станут нашим общим признанием любви к мамам. А я запишу ваши слова на видео, вашим мамам будет приятно увидеть вас и услышать ваши слова.

Каждый обучающийся произносит одну фразу.

К празднику «День матери» не забудьте сами поздравить маму, помогите младшим братьям и сёстрам оформить такое поздравление. Это может быть открытка, сделанная своими руками, видеообращение, самостоятельно смонтированный ролик и т.д.

Итоговое слово учителя.

Учитель.

– Мама! Это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно. Мама — это самый родной и близкий человек в нашей жизни, который подарил нам жизнь, научил делать первые шаги в этом мире. Это человек, который любит и принимает нас такими, какие мы есть, несмотря ни на что. Не забудьте поздравить маму! Обнимайте, цените, любите маму и всегда помните о ней!



Приложение 1

























Николай Александрович Некрасов

«В полном разгаре страда деревенская...»


В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать! Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжёлую,

Баба порезала ноженьку голую —

Некогда кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда — растрепалися косыньки, —

Надо ребёнка качать! Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!.. Слёзы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они — всё равно! Вот она губы свои опалённые

Жадно подносит к краям…

Вкусны ли, милая, слёзы солёные

С кислым кваском пополам?..

1862 г. [Некрасов Н. А. «В полном разгаре страда деревенская…» [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/40029/v-polnom-razgare-strada-derevenskaya (дата обращения: 14.10.2022)]



















Сергей Александрович Есенин

Письмо матери


Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

1924 г. [Есенин С. А. Письмо матери. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/44047/pismo-materi (дата обращения: 14.10.2022)]



Александр Трифонович Твардовский

Не стареет твоя красота


Не стареет твоя красота

Не стареет твоя красота,

Разгорается только сильнее.

Пролетит неслышно над ней

Словно лёгкие птицы лета. Не стареет твоя красота,

И глаза не померкли от слёз

И копна тёмно-русых волос

У тебя тяжела и густа. Ты идёшь по земле молодой,

Зеленеет трава за тобой

По полям, по дорогам идёшь

Расступается, кланяясь, рожь. Молодая берёза в лесу

Поднялась и ровна и бела

На твою она глядя красу,

Горделиво и вольно росла. Не стареет твоя красота,

Слышно ль, женщины в поле поют

Голос памятный все узнают

Без него будто песня не та. Окна все пооткроют дома

Стихнет листьев шумливая дрожь

Ты поёшь, потому так поёшь

Потому что ты песня сама.

[Твардовский А. Т. Не стареет твоя красота. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/6978/ne-stareet-tvoya-krasota (дата обращения: 14.10.2022)]





















Образ матери Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».


Литературный образ матери мы можем найти в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Мать Евгения Базарова – Арина Власьевна - представляется нам женщиной, которая в молодости отличалась миловидностью, играла на клавикордах и немного говорила по-французски. Однако с годами она располнела, перестала музицировать и забыла французский язык. Об её отношении к сыну Тургенев говорит, что своего сына она безумно любила и очень боялась. В редкие приезды сына в родной дом мать всегда садилась рядом с ним и вставала только, чтобы приказать слугам подать ему какие-нибудь изысканные блюда. Мать всегда боялась показать свою любовь сыну, а он и не требовал от неё любви и ласки. В редкие минуты общения в глазах Арины Власьевны всегда отражались преданность и нежность к сыну, а также грусть одновременно с некоторым любопытством и страхом. Часто глаза матери выражали смирённый укор.

Образ матери в романе Фадеева «Молодая гвардия».


Литературный образ матери представлен в известном вам романе Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия». Мама Олега Кошевого, одного из главных персонажей романа, оказалась во время войны в оккупированном фашистами Краснодоне. В доме Елены Николаевны разместили немецкий штаб, и она вместе со своей матерью оказалась в полном и беспрекословном подчинении у немцев. Из повествования видно, что женщина все это время находилась в состоянии полной апатии, которая прошла, когда она увидела на улице Краснодона своего сына, ушедшего с приходом немцев в партизаны.

Когда в городе начала действовать молодёжная организация «Молодая гвардия», в которой Олег Кошевой занимал важное место, Елена Николаевна поддержала своего сына, несмотря на то что она очень боялась за его судьбу и всячески помогала ему и всей молодёжной организации. Когда после ареста Олега Кошевого и многочисленных пыток в тюрьме Краснодона его отправили в Ровеньки, Елена Николаевна поехала за ним, однако ничем не могла помочь своему арестованному сыну. В повествовании отмечается, что после смерти сына Елена Николаевна стала выглядеть как маленькая старушка с ввалившимися щеками и с полными страдания глазами.








Образ матери в романе Дмитрия Ивановича Фонвизина «Недоросль».


Мать главного персонажа пьесы Дмитрия Ивановича Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова очень любит и боготворит своего сына Митрофана. По ходу действия становится понятно, что госпожа Простакова вместе с отцом делала всё, чтобы любимый сын Митрофанушка не сталкивался ни с какими жизненными трудностями. В жизни его ничего не интересовало, житейские проблемы ему были не знакомы. Всё это повлияло на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность, испытывал постоянную лень и апатию, стремился только к покою. Госпожа Простакова считала науку бесполезной, но всё-таки наняла сыну учителей. Однако вслед за матерью Митрофан стал считать образование тратой времени.

Митрофанушка видел, как мать обращается с его отцом, который не играл большой роли в их семье. Митрофан тоже не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая, в свою очередь, его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке и просит, чтобы она к нему не приставала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!