ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»
Цель занятия: показать обучающимся определяющую роль матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать важность того, чтобы в традиционной семье было много детей; продемонстрировать поддержку материнства в нашей стране.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи и ответственности за её благополучие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, презентационных материалов, включает анализ информации, групповую работу, творческое задание.
Часть 1. Мотивационная.
Учитель подводит обучающихся к теме занятия, напоминает о прошедших праздниках – Дне пожилых людей, Дне отца, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».
Часть 2. Основная.
Раскрывается основная тема занятия – роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для организации беседы предлагаются вопросы, на основе которых строится диалог. Организуется встреча с мамами обучающихся класса, которым школьники задают важные для себя вопросы.
Часть 3. Заключение.
Итоговая рефлексия. Варианты творческого задания.
1. Творческое задание «Создание открытки ко Дню матери» – создание синквейна или четверостишия позволяет проявить учащимся творческие способности.
2. «Открытка любимому человеку».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут).
Учитель.
– Сегодня мы поговорим о самых дорогих нам людях – мамах, и о празднике в их честь – о «Дне матери». Мамы ваших мам тоже мамы – они ваши бабушки. Возможно, мамы – ваши тети или сестры. Может быть, кто-то из ваших родных или знакомых ждет ребенка сейчас, и, значит, тоже скоро станет мамой. Этот праздник международный, в нашей стране он отмечается не первый год в последнее воскресенье ноября. Мы уже знаем, что есть праздник, посвященный бабушкам и дедушкам (пожилым людям), есть День отца. А сегодня поговорим о мамах, о празднике, который им посвящен, о символах и традициях, связанных с этим днем. Первое задание – филворд – поможет нам настроиться на разговор и назвать главные слова этого праздника.
Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «День матери»
Учитель.
– Напомню, что слова в филворде могут читаться по прямой линии: слева направо или сверху вниз. Также слово можно прочитать по изогнутой под прямым углом линии. Необходимо найти и отметить все слова, связанные с темой нашего занятия.
Слова по теме: незабудка, мама, постоянство, преданность, нежность, бескорыстие, любовь, семья, дети, бабушка, доверие.
(Когда дети назовут слово «незабудка», педагог может пояснить, что этот цветок – символ праздника.)
Часть 2. Основная.
Беседа о роли матери в жизни каждого человека.
Учитель.
– В заглавие занятия вынесена фраза «Мама – главное слово в каждой судьбе». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.
Предполагаемые ответы обучающихся. Мама – самый важный человек в нашей жизни, она даёт нам жизнь, воспитывает, заботится о нас, готова всегда помочь и т. д.
Создание кластера «Наши мамы».
Учитель.
– А какие наши мамы? Давайте составим коллективный портрет мам нашего класса.
Подберите эпитет к словосочетанию «моя мама» и запишите его.
Предполагаемые ответы: обучающиеся напишут эпитеты – добрая, мудрая, любящая, заботливая и т. д.
1 вариант. Обучающиеся пишут по очереди на доске, лучше разноцветными мелками или маркерами.
2 вариант. Обучающиеся пишут на листах бумаги (например, на листе А4, разрезанном на 3 части вдоль) разноцветными маркерами, фломастерами, и по мере готовности прикрепляют листочки к доске.
3 вариант. Учитель сам записывает на доске эпитеты, которые называют обучающиеся, а затем наклеивают к этим словам разноцветные стикеры (1–3 шт.).
Учитель.
– Каждый из нас любит и уважает маму, хорошо к ней относится. А государство поддерживает матерей? В чём проявляется эта поддержка?
Предполагаемые ответы может подсказать учитель: у мам маленьких детей есть длинный отпуск. Мамам выплачивается специальное пособие, мамам двух и более детей – материнский капитал.
– Существуют ли награды для мам в нашей стране? В каком случае маму могут наградить медалью или даже орденом только за то, что она мама?
Предполагаемые ответы может подсказать учитель: обучающиеся могут вспомнить, что существуют ордена и медали для многодетных мам, что многодетным семьям выплачиваются пособия и т. д.
Учитель.
– Посмотрим небольшой видеоролик. Из него мы узнаем, что существуют разные способы поддержки семей, где воспитывается много детей.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
В нашей стране к женщине-матери всегда относились с уважением, благодарностью.
Мудро наставляют нас народные пословицы:
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Сердце матери лучше солнца греет.
Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, что мама совершает ежедневный подвиг? Конечно – нет. Ведь мы воспримем как само собой разумеющееся, что утром готов завтрак, в гардеробе висит чистая одежда, в доме порядок и уют. На самом деле, всё это сделано руками наших мам!
Современные мамы занимаются не только домашним хозяйством. У них самые разнообразные интересы: они любят путешествовать и прыгать с парашютом, шить и читать книги, ходить в театр и кино, заниматься спортом и прекрасно фотографировать или рисовать картины.
Многие мамы ещё и работают. Мама-врач ежедневно спасает жизни людей, мама-учитель помогает каждому ребёнку освоить школьный предмет, мама-учёный совершает научные открытия.
Наше государство поддерживает мам на самом высоком уровне! В России учреждён орден «Родительская слава» и медаль ордена «Родительская слава» для многодетных родителей, а также звание «Мать-героиня» для женщин, воспитавших более десяти детей.
День матери – особый праздник! В этот день мы поздравляем самых близких и родных людей – наших мам.
О матерях написаны поэмы и рассказы, стихотворения и романы. Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.
Учитель.
– Продолжим наш разговор. Праздники случаются нечасто. Не всегда в доме ровное настроение, не всегда звучит смех и шутки. Всякое случается. А почему?
Варианты вопросов для продолжения беседы:
• Из-за чего случаются размолвки с мамой или с бабушкой?
• Такие размолвки – обычное недопонимание людей разного возраста?
• Требования мамы к вам – это, скорее, проявление заботы о вас?
• Какая, на ваш взгляд, причина того, что не всегда получается сохранить в семье доброжелательную, спокойную, уютную атмосферу?
(В процессе разговора педагогу важно показать, что в основе многих конфликтов лежит желание взрослых членов семьи сделать для ребёнка лучше. Правда, это «лучше» все понимают часто по-разному… Учителю важно показать школьникам, что никогда не допустимо оскорблять, унижать своих близких. Они очень близко от нас, и мы точно не промахнёмся. Важно постараться понять друг друга, откровенно рассказать друг другу о своих переживаниях и проблемах, поддержать друг друга в любой ситуации).
Учитель.
– Многие мамы работают, потом занимаются домашними делами. Устают ли они? Конечно! А можете ли вы помочь своей маме с работой по дому?
А часто ли вы ей помогаете?
(Ответы ребят)
Любая ваша помощь очень нужна маме – погулять с собакой или покормить кота, помочь ей приготовить ужин или сходить в магазин.
Какую обязанность вы можете взять на себя и помогать вашей маме ежедневно, не только после этого занятия? Подумайте!
Учитель.
– Сегодня нас с вами ждёт сюрприз. В этот ранний час к нам заглянули мамы, мамы ваших одноклассников. И у нас есть уникальная возможность почувствовать себя репортёром, работающим в жанре «Интервью», и задать свой самый важный вопрос мамам.
(Учитель может пригласить одну-две мамы на этот разговор, если ситуация это позволяет. Вопросы могут появиться экспромтом, а могут быть заранее подготовлены школьниками. Свой вопрос может задать и учитель).
Возможные вопросы:
• Трудно ли быть мамой?
• Ваш самый счастливый день?
• Ваша самая большая трудность?
• Вы помните себя ребёнком, какой Вы были девочкой? В качестве дополнительного задания можно порекомендовать выполнить интерактивное задание.
Работа с интерактивным заданием №2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
1. Каков статус праздника «День матери»?
Варианты ответов:
а) Всероссийский
б) Международный
в) Общегородской
г) Региональный
Правильный ответ: б.
2. Каким орденом награждают многодетных родителей, воспитывающих достойных граждан, в современной России?
Варианты ответов:
а) Знак отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги
б) Орден «Материнская слава»
в) Орден «Родительская слава»
г) Орден «Мать-героиня»
Правильный ответ: в.
3. Какое звание для мам учреждено в 2022 году?
Варианты ответов:
а) Мать-героиня
б) Материнская гордость
в) Лучшая мама
г) Материнская слава
Правильный ответ: а.
4. Когда отмечают в России День матери?
Варианты ответов:
а) 8 марта
б) Первое воскресенье июля
в) Первое воскресенье октября
г) Последнее воскресенье ноября
Правильный ответ: г.
5. Какой цветок является символом Дня матери в России?
Варианты ответов:
а) Незабудка
б) Роза
в) Ромашка
г) Сирень
Правильный ответ: а.
Часть 3. Заключение (до 5 минут). Варианты творческого задания
Учитель.
– Итак, что же собой представляет мамин труд? Можно ли узнать его объём, количество часов, которые мама тратит на семью и детей? И как её можно поблагодарить?
(Ответы обучающихся)
Да, самому любимому, близкому для каждого из нас человеку – маме нужно говорить «спасибо» каждый день. Но сегодня мы говорим об особенном дне – празднике в честь мамы. Все любят сюрпризы. И мы можем постараться сделать сегодня небольшой сюрприз нашим близким – мамам, бабушкам, тётям. Попробуем словами, рисунками передать нашу любовь к самым дорогим людям.
Вариант 1. Учитель.
– Напишите синквейн «Моя мама». Запишите его в свободное место на открытке. (Педагог может приготовить листочки из цветного картона и положить карандаши и фломастеры на столы, может распечатать шаблоны открыток). При желании прочитайте его вслух в классе. (Читают синквейны в классе желающие).
Схема синквейна.
1 строка. Имя существительное. – Кто? Что? – Тема синквейна (В данном случае – мама);
2 строка. Два определения (прилаг./причаст./местоим.) – Какая? Чья? – Определение, в котором выражается личностное отношение к теме;
3 строка. Три действия-ассоциации (глаголы) – Что делает? – Действия-ассоциации к теме;
4 строка. Предложение, где выражено отношение к теме;
5 строка. Слово-итог к теме.
Примерные варианты:
1. Мама 1. Любовь
2. Добрая, моя 2. Моя
3. Любит, заботится, прощает 3. Дрожит, кипит и светит
4. Мама, я тебя люблю! 4. Я ею дорожу
5. Любовь 5. И это моя мама
Вариант 2. Учитель.
– Напишите четверостишие или стихотворение в прозе, можно нарисовать какой-то символ, понятный только вашим близким, или рисунок. Кто-то может прочитать своё произведение сейчас вслух или показать свой рисунок всем. Не забудем свой сюрприз дома подарить любимому человеку.