СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. День Отца. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10-11 классов по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 10-11 классов по теме  «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. День Отца. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10-11 классов по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»

Цель занятия: развитие у учащихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: рассуждение. Занятие ориентировано на учащихся 10-11 классов. Предполагает возможность ознакомления учащихся с видео и текстовой информацией, включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

– сценарий,

– методические рекомендации,

– комплект интерактивных заданий,

– видеоролик,

– презентационные материалы,

– карточки (по выбору педагога) для работы с текстами.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово педагога, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная.

Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа.

Часть 3. Заключение.

Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут).

Вводное слово педагога.

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

Демонстрация видео (дикторский текст).

4 октября 2021 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об утверждении в России Дня отца – официального праздника, который будет отмечаться ежегодно в третье воскресенье октября.

День отца как национальный праздник проходит во многих странах мира.

В нашей стране история возникновения праздника уходит в далёкое прошлое, становится культурным достоянием современного института отцовства и его традиций.

Отцовство изначально в нашей стране ассоциировалось с ролью мужа, ролью отца ребёнка.

Наиболее распространённой моделью семьи была модель патриархальная. В этой модели отцу приписывалось центральное место в семье, утверждалась его ответственность за благополучие и здоровье всех ее членов.

Главной функцией отца считалось материальное обеспечение семьи. Он кормилец, пример для подражания.

В памятнике русской литературы XVI века Домострое, представляющем собой сборник правил по всем направлениям жизни семьи, даны советы отцу в воспитании своих детей:

«Следует оберегать душевную чистоту…; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание…, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь;..., поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом...».

В ХХ веке в связи с распространением равноправия, вовлечением женщин в профессиональную работу, институт отцовства заметно трансформируется - на смену доминирующей и главенствующей роли отца в семье приходит принцип партнерства.

В крепкой дружной семье каждый берёт на себя определённые обязанности. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Такая семья всегда живет в мире, любви и взаимопонимании.

Педагог: предлагаю продолжить обсуждение темы отцовства.

Беседа. Постановка проблемной ситуации, например:

Педагог благодарит обучающихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка.

Педагог: Спасибо вам за ваши ответы и мнения. Как видите, праздник «День отца» не зря появился в нашем календаре. В этот день во всех странах, где его празднуют, чествуют отца, основателя рода, главу семьи. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи.

В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос.

Часть 2. Основная. Анализ роли отца на примерах из истории, отечественной литературы и кинематографии. Работа в группах (20 минут).

Для работы класс делится на группы (по 3-5 человек).

Педагог предлагает тексты об истории становления династий, фрагменты из произведений отечественной литературы, сюжеты фильмов, в которых особое внимание уделяется роли отца в формировании личности ребенка.

Для лучшего осмысления учащимися текстов преподаватель может заранее распечатать тексты на карточках и раздать группам.

Купеческий род Щукиных

Купеческий род Щукиных происходит из г. Боровска Калужской губернии.

Основатель рода, Петр Щукин, переселился в Москву во второй половине XVIII века и стал торговать. Сын Петра, Василий Петрович Щукин, учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал управлять ею в течение пятидесяти лет.

Сын его, Иван Васильевич (1818-1890 гг.), был подлинным основателем династии. При нем семья и фирма заняли первенствующее место в торгово-промышленной Москве, которое с той поры неукоснительно занимали.

Авторитет Ивана Васильевича в финансовых кругах был непререкаем. По мнению купца и мемуариста Павла Афанасьевича Бурышкина, Иван Васильевич «был, несомненно, один из самых – не побоюсь сказать – гениальных русских торгово-промышленных деятелей. Его престиж и влияние в Москве были чрезвычайно велики. И вовсе не из-за его богатства. В Москве тогда было много богатых людей, может быть, даже богаче Щукиных, но которые не пользовались тем почетом, который приходился на долю Щукиных. Щукинская фирма была одной из самых уважаемых в Москве». Далее в дело были приняты четыре его сына: Николай, Петр, Сергей и Дмитрий. Сыновья не только переняли предприимчивость своего отца, но и во многом его превзошли.

Семейство Щукиных, занимающееся продажей ситцев Иваново-Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур в Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, Средней Азии, Персии, считалось одним из самых честных и уважаемых. Щукины занимались благотворительностью и получили большую известность как собиратели обширной коллекции художественных произведений.

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

«Папаша» А.П. Чехов (1880 г.)

Пятнадцатилетнего двоечника не допускают к экзаменам, и его папаша отправляется к учителю арифметики, чтобы уговорами, взяткой или навязчивостью вытребовать у него исправления двойки на тройку. Чехов описывает бесцеремонного и самоуверенного отца, который, делая медвежью услугу своему великовозрастному необразованному сыну, уверен, что блестяще выполняет свои родительские обязанности:

«По обыкновению большинства папашей, он вошел к учителю арифметики без доклада.

– Здравствуйте! – сказал он, развязно подходя к супругам (учителю и его жене)... Учитель на минуту растерялся...

– Извините, – начал папаша с улыбочкой…. Господин учитель чуточку, приличия ради, улыбнулся и вежливо указал на стул. Папаша повернулся на одной ножке и сел.

– Я, – продолжал он, показывая господину учителю свои золотые часы, – пришел с вами поговорить-с... Вы, Иван Федорыч, моему сынишке двоек там наставили...Мм...да...Но это ничего, знаете...Но, знаете ли, неприятно. Неужели мой сын плохо арифметику понимает?

– Как вам сказать? Не то, чтобы плохо, но, знаете ли, не занимается. Да, он плохо знает.

– Почему же он плохо знает?

Учитель сделал большие глаза.

– Как почему? — сказал он. – Потому, что плохо знает и не занимается.

– Помилуйте, Иван Федорыч! Сын мой превосходно занимается! Я сам с ним занимаюсь... Он ночи сидит... Он всё отлично знает... Ну, а что пошаливает... Ну, да ведь это молодость... Кто из нас не был молод? Значит, сын мой не перейдет в IV класс?

– Да. У него ведь не по одной только арифметике годовая двойка?

– Можно будет и к другим съездить. Ну, а насчет арифметики?..Хххе!.. Исправите? – Не могу-с! (Учитель улыбнулся.)

Не могу-с!..Я желал, чтобы сын ваш перешел, я старался всеми силами, но ваш сын не занимается, говорит дерзости... Мне несколько раз приходилось иметь с ним неприятности.

– М-молод...Что поделаешь?! Да вы уж переправьте на троечку!

– Не могу!

– Да ну, пустяки!.. Что вы мне рассказываете? Как будто бы я не знаю, что можно, чего нельзя. Можно, Иван Федорыч!»

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?



«Дети Дон-Кихота» (советский фильм 1966 года)

История обычной, на первый взгляд, семьи.

У заведующего родильным домом, врача Петра Бондаренко (актер Анатолий Дмитриевич Папанов) трое детей. Его мальчики все очень разные: старший Виктор – молодой художник, средний Дмитрий – студент, младший Юрий – школьник.

Всех троих Петр Бондаренко воспитывает, уча мальчиков всегда принимать ответственность за свои поступки, как это делает он сам. Старшему сыну, со свойственными всем творческим людям терзаниями и сомнениями, поясняет:

– Я, конечно, не сильно разбираюсь в искусстве. Но я всегда знал, что ты станешь хорошим художником.

Среднего сына, который только что окончил институт и упорно отказывается от работы в Озерках, мечтая об Арктике, наставляет:

– Ты ведешь себя крайне несерьезно.

– Тебе хорошо. Ты был в Испании, воевал в Отечественную, у тебя много примеров. А может, у меня тоже будет трое детей, что я им скажу? Что не работал ни в Арктике, ни в тундре, а мотался всю жизнь между Озерками и Москвой?

– Для того, чтобы воспитывать своих сыновей, нужно самому быть крайне дисциплинированным. Вот когда у тебя будет трое сыновей, вот тогда ты им скажешь: «Я очень хотел работать в тундре, а ещё больше хотел 6 работать в Арктике, но меня послали в Озерки, и я проработал всю жизнь, потому что так было нужно!»

Его жизненный принцип – если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не слушая насмешников. За свою принципиальность и готовность жертвовать собой ради этих принципов, сыновья называют своего родителя Дон-Кихотом и порой посмеиваются над ним. Но в то же время принципы Бондаренко неумолимо проникают в сознание мальчиков, направляя их по пути доброй и честной жизни. Так, младший сын, увидев в зоопарке, что льву не докладывают мяса, с возмущением заявляет: «Дяденька, а это зачем вы львиное мясо на водку меняете?»

В финале фильма доктор усыновляет оставленного в его роддоме мальчика, и тут зритель понимает, что все его три сына тоже усыновлены. Они – дети бывших пациенток Бондаренко, которые отказались от ребёнка, а он не смог их убедить не делать этой роковой ошибки и потому принял моральную ответственность за судьбу детей на себя:

– А знаете ли Вы, что это значит: иметь сыновей! И как это трудно иметь сыновей?... Значит, в конце концов, Вы хотите, чтобы у Вас по утрам в постелях обнаруживались белые мыши, ежи, ужи и прочие пресмыкающиеся... А что будет дальше? Вы не можете себе представить...

Это счастье!

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

«Отец солдата» (1965 г.)

(советский фильм, киностудия «Грузия-фильм»)

Фильм основан на реальных событиях.

Автор сценария Сулико Жгенти сам прошёл войну, дошёл до Германии, был награжден четырьмя медалями. В одной части с ним служил человек по имени Георгий Махарашвили, с которого и был срисован главный герой фильма: старик, несмотря на годы, обладал огромной силой, был заботлив по отношению к солдатам и никогда не унывал.

Война в самом разгаре. В маленькой грузинской деревне пожилой крестьянин-виноградарь Георгий Махарашвили (актер Серго Закариадзе) получает весть о ранении своего сына Годердзи (актер Гия Кобахидзе) и решает навестить его в госпитале. Но он опаздывает: пока преодолевал множество километров, сын вновь ушёл на фронт. Главный герой решает во что бы то ни стало найти сына. Стойкого, сильного духом старика взяли в боевую часть. Несмотря на почтенный возраст, он воюет наравне с молодыми, став «отцом» всей роты, неся радость и забытое солдатами душевное тепло. Его большие глаза были наполнены какой-то мудростью и живительной силой. Для него главный жизненный принцип – забота о земле, об окружающих людях, о сыне.

Вступая на чужую землю, Георгий увидел надпись с родной фамилией, и чувство счастья и гордости за сына наполнили душу старика. За несколько минут до капитуляции немецких войск сквозь сон услышал прекрасную грузинскую песню, признав в исполнителе своего сына, которого искал три года. Когда на этаж сына попала мина, страх за его жизнь подняла отца, а за ним всю роту на последний бой.

Образ Георгия Махарашвили стал символом Отца.

В Кахетии, на малой родине Георгия Махарашвили, ему установили 15- метровый памятник. Герой держит в руках плащ и шлем своего сына.

Памятник всем отцам солдат…

Вопрос преподавателя группам: Какое выражение подходит к обсуждению роли отца в формировании личности ребенка? Почему вы так думаете?

На обсуждение в группах к каждому тексту дается 1 минута. Группе необходимо после рассказа педагога соотнести содержание текста с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, наиболее точно передающими смысл текста.

Предварительно педагог знакомит класс с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, выясняет их понимание учащимися.

«Слава сына – отцу отрада».

«Где хороший отец, там и сын молодец».

«Не тот отец, что родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».

«Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей» (великий древнегреческий философ Демокрит).

«Отец должен быть столько отцом, сколько и другом своего сына» (видный российский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский).

Обобщающая беседа.

Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят учащиеся роль отца в формировании личности ребенка.

Возможные вопросы для беседы:

1. Вы познакомились с текстами разного содержания. Как вы полагаете, все ли тексты смогли показать роль отца в формировании личности ребенка? Почему вы так считаете?

2. Как вы думаете, в чём заключается роль отца в формировании личности ребенка?

3. С какими произведениями вам хотелось бы более подробно познакомиться?

4. Чем в целом заинтересовала вас тема сегодняшней беседы?

Учитель. Мы сегодня говорили о том, что у отца есть важная роль – защитник семьи. Во все времена наши братья и отцы защищали свою Родину, проявляя самоотверженность и истинный героизм.

Ещё в царской России существовала традиция: в многодетных семьях старший сын всегда шёл на защиту страны.

Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи; так вырастали династии военных в российской армии и флоте. В современной России продолжается эта традиция – деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны.

Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольческие формирования: люди разных национальностей, профессий, возрастов – настоящие патриоты. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса.

За прошедшие месяцы мы узнали имена многих героев, патриотов России.

Мы всегда будем помнить имена мужественных людей, героически сражавшихся и сражающихся за правду, справедливость, свободу, историческую память!

Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Часть 3. Заключение. Итоговая рефлексия (5 минут).

Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

Работа с интерактивным заданием №1

Слово-загадка

АВТОРИТЕТ; описание – общепризнанное значение, влияние.

БЛАГОРАЗУМИЕ; описание – обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность.

МУДРОСТЬ; описание – глубокое знание, понимание чего-либо.

ФАМИЛИЯ; описание - наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка.

Работа с интерактивным заданием № 2

Задание. Выбрать слова, которые описывают положительный образ отца в произведениях отечественной литературы.

Например: Внимательный, заботливый, ответственный, мудрый, рассудительный, авторитетный …

Слова, не относящиеся контекстно к описанию образа отца.

Например: деспотичный, циничный, категоричный, безучастный, беззаботный, безразличный…

Для осмысления темы занятия можно использовать прием незаконченного тезиса: педагог начинает фразу, а кто-то из учащихся ее продолжает. Например:

− Я думаю, что понятие «отец» и «личность ребенка» – это, в первую очередь, ...

− Когда произносят слова «отец-наставник», то я представляю себе...

− Я полагаю, что выражение «отец-друг» подчеркивает…

− Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…

Преподаватель может порекомендовать учащимся просмотреть совместно с родителями фильм и обсудить его содержание: «Отец и сын» (советский фильм 1936 г.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!