СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. ДЕНЬ ОТЦА. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 8-9 классов по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. ДЕНЬ ОТЦА. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"», 10.10.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»

Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления образов отца, представленных в литературных произведениях отечественных писателей.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-беседа. Занятие ориентировано на учащихся 8-9 классов. Предполагает возможность ознакомления школьников с видео и текстовой информацией; включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

Комплект материалов:

– сценарий,

– методические рекомендации,

– комплект интерактивных заданий,

– видеоролик,

– презентационные материалы,

– карточки для каждого учащегося для выполнения творческого задания.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово учителя, показ видеофрагмента.

Часть 2. Основная.

Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа.

Часть 3. Заключение.

Решение интерактивных заданий, подведение итогов занятия, творческое задание.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут).

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина День отца признается официальным праздником в России с 2021 года и отмечается в третье воскресенье октября.

День отца – ежегодный праздник, который отмечается во многих странах мира.

Празднику всего один год. Но история его возникновения уходит в далекое прошлое нашего государства, становится культурным достоянием современной семьи и ее традиций.

В сознании наших предков понятие отца связывалось с понятием рода.

Что превращало род в семью? Внутренняя согласованность, единение – то, что называется «семейный лад». Порядок семейной жизни – домостроительство – определяла сильная «единодержавная» власть главы дома.

В памятнике русской литературы и культуры XVI века «Домострой» такой статус отца объясняется его обязанностью – «обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно».

Отец был призван нести за всех членов семьи великую нравственную ответственность.

Беседа. Постановка проблемной ситуации, например:

Учитель благодарит учащихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к теме «Образ отца в отечественной литературе».

Спасибо вам за ваши ответы и мнения. Образ отца занимает достойное место в отечественной классической и современной литературе.

Часть 2. Основная (20 минут).

Представление образа отца в отечественной литературе. Работа в группах. Для работы класс делится на группы (по 3-5 человек).

Для лучшего осмысления учащимися текстов учитель может заранее распечатать их и раздать группе. Учитель, зная темп работы класса, может по своему усмотрению отобрать необходимое количество текстов из ниже представленных.

Учитель рассказывает, какие литературные образы отца представлены у писателей в разные исторические периоды России. Группе необходимо после рассказа учителя соотнести описываемый образ с одним из высказываний известных людей, наиболее точно передающего содержание текста. Предварительно учитель знакомит класс с высказываниями, выясняет понимание учащимися их смысла.

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания» (российский историк Николай Михайлович Карамзин).

«Отец должен быть столько отцом, сколько и другом своего сына» (русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский).

«Сын не судья своего отца, но совесть отца в его сыне» (советский и российский публицист, преподаватель Симон Львович Соловейчик).

Учитель: Образ отца во многих произведениях русской литературы имеет немаловажное значение.

Литературный образ отца. «Барышня-крестьянка». А.С. Пушкин

В повести Александра Сергеевича Пушкина. «Барышня-крестьянка» можно увидеть образ отца - Григория Ивановича Муромского.

Название повести тесно связано с ее сюжетом. Под барышней-крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского. Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца.

В начале произведения образ Григория Муромского показан как отрицательный. Он был весьма зажиточным помещиком. В Москве живет на широкую ногу, беспечно тратит деньги. Вскоре деньги заканчиваются, и Муромскому приходится переехать в свое имение. Муромский является поклонником английской жизни. Весь его быт, манеры, обращение к дочери построены на английский лад. Соседи называют Муромского «англоманом». Он увлечен английскими журналами, его сад устроен как у англичан, конюх ходил в английском жакете, англичанка служила в доме гувернанткой.

В течение повествования образ героя меняется. Проявляются положительные качества, выраженные через сильные отцовские чувства. Он безмерно любит свою дочь Лизу, потерявшую рано мать. Балует ее. С одной стороны, чрезмерное потакание говорит о его легкомыслии. С другой, герой способен на глубокие чувства. Ему важны не только хозяйство, устроенное на чужой лад, и лёгкая трата денег, но и единственная дочь, к замужеству которой он подходит серьёзно и рассудительно.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «Капитанская дочка». А.С. Пушкин

Андрей Петрович Гринев - один из образов отца в отечественной литературе. Человек старинного уклада, патриот своей Родины, любящий отец. Он хочет, чтобы его сын стал достойным гражданином, патриотом своей страны, настоящим солдатом. «Добро, - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Отправляя сына на службу, он хочет, чтобы сын действительно служил верой и правдой Отчизне, а не «гулял» по Петербургу: «Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать. Нет, пускай послужит вон в Армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Этими словами Гринев–отец выразил свое отношение к настоящей службе. А какой огромный смысл он вложил в благословение своего сына: «Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Суровость и категоричность нисколько не мешают Андрею Петровичу оставаться в глазах своего сына хорошим отцом.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «Дома». А.П. Чехов

Много произведений посвятил проблемам воспитания, семьи и семейных отношений Антон Павлович Чехов. Рассмотрим образ отца, представленный писателем в рассказе «Дома» (1887 г.).

Семилетний Сережа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что тот накажет его за проступок. Гувернантка обеспокоена тем, что семилетний ребенок начал курить, и просит помощи отца – прокурора окружного суда Евгения Петровича Быковского, человека умного и рассудительного.

«…В кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет. Это был человек, в котором только по одежде и можно было угадать его пол: тщедушный, белолицый, хрупкий… Он был вял телом, как парниковый овощ, и все у него казалось необыкновенно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка…».

Как можно было ругать столь хрупкого ребенка!

И отец начал в мягком, сдержанном тоне объяснять сыну. Сережа слушал отца, но думал о своем, задавал разные вопросы. Ему хотелось, чтобы папа объяснил ему и другие вещи. Долго объяснял отец своему семилетнему сыну, что плохо, приводя примеры и доводы из жизни, но понял, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Перед сном сына сочиняет сказку.

Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Сережу лучше всяких доводов: «Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить…». Как и отец, Сережа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребенок не приемлет казенных слов отца (так нужно, должен). Его убеждает бросить курить сказка, сочиненная отцом.

Отец понял, что в разговоре с сыном логических доводов недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребенком.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «Отцы и дети». И.С. Тургенев

Образ Василия Ивановича Базарова. Скорее всего, это образ доброго, энергичного человека: «…самобытен, жизнерадостен, это человек труда, дела». Вот с каким настроением он описывает свой садик: «А ты посмотри, садик, у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы…».

Василий Иванович Базаров, несмотря на возраст (60 лет), старается узнавать много нового. Он читает книги, что-то интересное ему рассказывает его сын Евгений. «Я, напротив, того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь, по возможности, не зарасти мхом, не отстать от века».

Отец любит своего сына и гордится им. Воспитывал в нем лучшие качества: «…рано умел разгадать его, ничего не жалел для его воспитания». Прививал сыну любовь к наукам и саморазвитию.

Для Базарова отец в какой-то мере является идеалом (примером для подражания), потому что сам Евгений придерживался того же принципа, что и его отец: «Труд и свобода». Именно отец способствовал формированию некоторых черт характера Евгения; как и отец, Евгений тоже «человек труда, дела». Василий Иванович сыграл огромную роль в воспитании и развитии своего сына.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «Алые паруса». А.С. Грин

Литературный образ отца представлен в хорошо всем известной повести Александра Степановича Грина «Алые паруса».

Грин рассказывает историю девочки Ассоль, говорит о ее верности мечте и стремлении к ней. Рано лишившись матери, она росла с отцом – замкнутым и нелюдимым старым моряком, Лонгреном, который брал всю работу по хозяйству на себя. Отец и дочь очень любили друг друга. Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовских рук, рассматривать сделанные отцом различные части игрушек-кораблей, расспрашивая об их назначении.

Отец сыграл в ее жизни значительную роль. Он заложил в ней искренность и верность своей мечте.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «В ожидании козы». Е.В. Дубровин

Эта книга о суровом послевоенном времени.

Закончилась война… В семью неожиданно возвращается отец, которого считали погибшим. Мужчина заново знакомится со своими сыновьями (восьми и четырнадцати лет). Заброшенным (матери просто не хватало сил) и не признающим ничей авторитет мальчишкам он кажется совершенно чужим человеком – диктатором, с которым братья решают бороться. А вокруг – голод, неразорвавшиеся снаряды, отсутствие работы. В поисках лучшей доли семья переезжает в родное село отца. Но и здесь нет спасения: та же разруха, а вместе с ней – жесткость и порой жестокость отца, которая оправдана его стремлением выжить семье, но не признаваемая братьями.

Родители мальчиков уходят покупать козу, ведь молоко означает сытость и достаток. Но коза не становится символом счастливой жизни…

Что такое забота и любовь к близким старший мальчик начинает понимать только тогда, когда внезапно занимает место своего отца, место старшего, и осознает груз ответственности, на него обрушившийся. Оказывается, что потакание во всем и вроде бы доброе отношение не всегда подразумевает любовь. А вот подлинная забота часто требует твёрдости. Ответственность за чужую жизнь – непростая ноша.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Литературный образ отца. «Кочерыжка». В.А. Осеева

В отечественной литературе представлены образы отцов, которые взяли на усыновление детей. Например, произведение Валентины Александровны Осеевой «Кочерыжка».

В селе, которое отбили у фашистов, сержант Вася Воронов нашел на огороде в капусте двухлетнего мальчишку, за которым закрепилось прозвище Кочерыжка. Мать мальчика была убита, и солдат принял решение забрать ребёнка с собой.

«Неумелыми руками вытащил безусый сержант закутанного в одеяльце ребенка, сунул в карман бутылку с молоком и, наклонившись над мертвой женщиной, сказал:

– Беру… Слышь? Василий Воронов! – и побежал догонять товарищей».

Мы видим, насколько дорог стал мальчишка для Васи. Сержант отправил мальчика к своей матери и сестре. Им было очень трудно растить Кочерыжку, нечего было есть, но его не бросили.

Когда вернулся с войны Василий Воронов, Кочерыжка стал называть его отцом «…А Кочерыжка уже тащил Васю за руку, показывал ему грядки, кусты и говорил, задыхаясь от радости:

– Гляди, чего тут мы с ней насажали! Гляди, отец!

Слово «отец» он произносил твердо, как будто давно привык к нему. А Вася Воронов, поминутно оборачиваясь к Самохиной, вернувшейся хозяйке собаки, повторял: – Спасибо вам за него, спасибо! – И неудержимо радовался: – Нет, каков сын-то у меня!».

Молодой парень смог стать настоящим отцом маленькому мальчику.

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца?

Обобщающая беседа

Учитель предлагает продолжить разговор – уже в свободной форме – об основных чертах характера, которые положены авторами в создании литературных образов отца.

Возможные вопросы для беседы:

1. Как вы полагаете, почему в произведениях отечественных писателей значительное место уделяется проблеме отца?

2. Как вы думаете, литературные образы отца в произведениях писателей являются вымышленными или реальными? Почему?

3. С какими произведениями вам хотелось бы более подробно познакомиться?

4. Чем в целом заинтересовала вас тема сегодняшней беседы?

Часть 3. Заключение (5 минут).

Решение интерактивных заданий. Итоговая рефлексия.

Для закрепления темы учитель предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

Работа с интерактивным заданием №1 «Поле чудес»

Слово-загадка

ОТЦОВСТВО; описание – кровное родство между отцом и его ребёнком, связь между ними, которая налагает ответственность, обязательства перед детьми, перед семьёй, перед собой, перед обществом и государством.

ОТЧЕСТВО; описание – часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

ПАТРИАРХ; описание – старейшина рода, родовой общины.

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО; описание – ведение домашнего хозяйства, за которое несёт ответственность глава дома.

Игра командная, по правилам «Поле чудес».

Работа с интерактивным заданием №2

Ответ на вопрос

«Какими словами описывается положительный образ отца в отечественной литературе?»

Правильные

Защитник,

Советчик,

Наставник

Неправильные:

Диктатор,

Гордец,

Деспот,

Лентяй

В завершении занятия учитель предлагает детям подвести небольшой итог разговора.

Беседа:

Ребята, вы знаете, что и во всем мире, и в нашей стране есть семьи, в которых по разным причинам нет отца. Но как вы думаете, может ли сын взять на себя какие-то хозяйственные дела, которые выполняет отец? Что может быть ему по силам, чем он может помочь маме?

(Ответы ребят, продолжение беседы в свободной форме)

Учитель. Мы сегодня говорили о том, что у отца есть важная роль – защитник семьи. Но во все времена всегда наши братья и отцы защищали нашу Родину, проявляя самоотверженность и истинный героизм.

Ещё в царской России существовала традиция: в многодетных семьях старший сын всегда шёл на защиту страны.

Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи; так вырастали династии военных в российской армии и флоте. В современной России продолжается эта традиция – деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны.

Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольческие формирования: люди разных национальностей, профессий, возрастов – настоящие патриоты. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса.

За прошедшие месяцы мы узнали имена многих героев, патриотов России.

Мы всегда будем помнить имена мужественных людей, героически сражавшихся и сражающихся за правду, справедливость, свободу, историческую память!

Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какой теме сегодня было посвящено наше занятие?

Далее для осмысления темы занятия можно использовать приём незаконченного тезиса: учитель начинает фразу, а кто-то из детей её продолжает. Например:

− Я думаю, что быть отцом – это, в первую очередь, ...

− Когда произносят слова «отец-сын» («отец-дочь»), то я представляю себе...

− Я полагаю, что выражение «отец-домостроитель» подчёркивает…

− Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…

Творческое задание

В конце занятия учитель выдаёт каждому учащемуся карточку, на которой записан текст:

Римма Андрияновна Дышаленкова (советская, российская писательница, поэтесса) (1942-2016 гг.).

Отец

Есть слово-образ, слово-образец,

И это слово чистое: «Отец».

Есть слово-храм, возвышенный венец,

И это слово вечное: «Отец».

Есть слово-дом и крыша, и боец,

И это слово прочное: «Отец».

Есть слово-сердце, нежность, наконец,

Есть слово-слезы, это мой Отец….

Предлагает школьникам обсудить совместно с родителями содержание стихотворения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!