РАЗГОВОРЫ
5 февраля 2024 г.
О ВАЖНОМ
Тема
«190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА.
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»
«МБОУ СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта»
Учитель Жернакова И.М.
5-7 классы
Подтвердите
1. Научные открытия и изобретения делают нашу жизнь более комфортной и интересной.
2. Вещи, которые кажутся нам обыденными, являются результатом многолетнего труда учёных.
3. Наблюдение за природой, изучение свойств растений и животных помогают учёным совершать научные открытия, изобретать новые технологии и устройства.
4. Результаты работы учёных спасают миллионы жизней людей.
5. Без науки невозможно развитие человечества.
Наука играет важную роль в нашей жизни.
Учёные вносят огромный вклад
в нашу повседневную реальность.
Мы с вами можем гордиться тем, что большинство научных открытий и изобретений, в том числе кардинально изменивших мир, принадлежит учёным нашей страны.
Российская наука продолжает развиваться.
Серьезная научная работа ведется в различных областях.
Одно из перспективных направлений – разработка квантовых компьютеров.
Молодой ученый, разработчик универсального ионного квантового компьютера Илья Семериков.
Илья – самый молодой лауреат национальной премии «Вызов» в номинации «Перспектива».
Премия в данной номинации вручается за научное достижение, повлиявшее на развитие
будущих технологий.
Вызов» - престижная национальная премия, учрежденная в 2023 году.
Подумайте …
Почему создание такой премии было крайне важно для нашей страны?
Наличие такого рода премии –
признание труда ученых
на уровне государства, поддержка и стимулирование развития науки в нашей стране.
Подумайте …
«Что объединяет изображения?»
Какая наука объединяет то, что мы видим на картинке?
Моем руки каждый день …
Любуемся на салют в честь Дня Победы …
Принимаем лекарства, которые назначил врач …
Всё это результат труда учёных-химиков.
Подумайте …
А кто знает, что это за наука – химия?
Что она изучает?
… учитель дал задание ученику получить гидроксид меди – это такое вещество, которое применяют для обработки поверхностей металлов.
Подумайте …
В результате чего оно должно было появиться?
Какие знания были необходимы для выполнения этого задания?
!!! Необходимо было знать,
что за вещества находятся в пробирках,
какими они обладают свойствами,
как между собой взаимодействуют,
и в результате соединения каких из них получится то вещество, которое звучало в задании учителя.
В сюжете мы не увидели гидроксида меди,
но увидели два других новых химических вещества. Одно – позволяющее удалить чернила с бумаги, второе – «восстановившее» надпись.
Учёные-химики исследуют свойства разных веществ, изучают, что происходит в результате их соединения с другими веществами,
ищут химические формулы, которые приведут к желаемому эффекту.
Подумайте …
А почему учитель поставил ученику «кол», но при этом назвал его коллегой?
Назвав ученика «коллегой»,
учитель оценил его способности к химии, оценил созданную им новую химическую формулу,
но поставил «кол», поскольку знания
были использованы
для совершения плохого поступка.
Результаты работы учёных спасали жизни миллионов людей ,
но, к сожалению, научные знания и полученные на их основе открытия могут быть использованы и во имя зла.
Подумайте …
Какими личностными качествами должен обладать настоящий учёный?
Личностные качества учёного
креативность
открытость новому
настойчивость
любознательность
широкий кругозор
любовь к знаниям
С химическими реакциями сталкиваемся каждый день:
чистка зубов – вещества, содержащиеся в зубной пасте, вступают в реакцию с молочной кислотой на зубах и нейтрализуют её;
стирка вещей – вещества, содержащиеся в стиральных порошках, при взаимодействии с «грязью» расщепляют её, и она легко смывается водой с ткани;
С химическими реакциями сталкиваемся каждый день
чаепитие – добавляя в чай лимон, мы можем наблюдать реакцию окисления, в результате чего чай светлеет;
приготовление борща – свекольный сок с лимонным соком взаимодействует иначе, чем чай, борщ станет ярко-красным, если в завершении его приготовления добавить лимонный сок. Этим знанием из курса школьной химии успешно пользуются ваши мамы и бабушки при приготовлении борща.
Подумайте …
А как вы считаете, нужно ли знать основы химии даже людям, далёким от этой науки?
Почему?
Чем химия может помочь в повседневной жизни?
Чем химия может помочь в повседневной жизни …
уметь разбираться в составе продуктов,
правильно выбирать косметические средства,
использовать знания химии в кулинарии,
в целях безопасности – знать, какие вещества, которые встречаются в повседневной жизни, могут быть опасными при их соединении,
как с помощью пищевых продуктов убрать пятно с одежды или отчисть чайник от накипи,
как сохранить цветы, подаренные маме, как можно дольше
…
«Что не так?»
Надпись на упаковке – масло подсолнечное, рафинированное, без холестерина с витамином Е.
Холестерин содержится только в животных организмах. И надпись на бутылках с подсолнечным маслом «без холестерина», всё равно что писать «без хлеба» - его там нет и так. Витамин Е, который тоже выдаётся как конкурентное преимущество первого товара, напротив, неотъемлемая часть любого подсолнечного масла.
«Что не так?»
Реклама риса: «Благодаря обработке паром содержит вдвое больше
витаминов группы В и кальция, которых в обычном рисе просто нет».
Витамины группы В и кальций есть в самом обычном рисе.
Подумайте …
А с именем какого русского учёного ассоциируется химическая наука
во всём мире?
Дмитрий Иванович Менделеев
(1834-1907)
великий русский
учёный-химик
150 лет назад
Дмитрий Иванович открыл главный закон химии, прославивший его в века – Периодический закон
химических элементов.
«Периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева».
Только представьте,
что Менделеев не только открыл
основной принцип устройства химических веществ,
но и смог «увидеть» химический элемент,
который учёные синтезировали
лишь спустя 150 лет!
Этот элемент по счёту 118-й,
а когда Менделеев создал свою знаменитую таблицу
их было только 63.
Фото первоначального варианта таблицы Менделеева
Периодическая таблица Менделеева
1869 года
В наше
время
Расчёты некоторых
учёных показывают,
что таблица Менделеева может быть расширена
до 173 элементов.
В ряде источников можно прочесть,
что Дмитрий Иванович таблицу увидел во сне.
Подумайте …
Как вы полагаете, это факт или миф?
Открытие в науке – это озарение или результат труда учёных?
Этому открытию предшествовали
долгие годы работы.
Попытками найти систему, классифицировать химические элементы занимались многие химики,
но пришёл к открытию
именно Дмитрий Иванович Менделеев.
Из заметок современников известно,
что Менделеев про сон просто пошутил, он был очень скромный человек,
не любил расспросов
и большого внимания к себе.
«Наследие Дмитрия Ивановича Менделеева»
Разнообразие интересов Менделеева поражает.
Подумайте …
Как вы думаете, почему круг научных интересов Дмитрия Ивановича не ограничивался химией?
Возможно ли сделать великое научное открытие, ограничив свои знания только одной научной областью?
Широкий
Межпредметные знания и навыки
кругозор
важнейшие качества любого учёного. Научные открытия и изобретения,
как правило, возникают на стыке наук.
Дмитрий Иванович
не только
занимался наукой,
но и был
талантливым педагогом,
оставив после себя большое количество учеников и
последователей.
Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича и становлении его как ученого сыграла семья.
Его отец был директором Тобольской классической гимназии. В год рождения Дмитрия отец ослеп и был вынужден выйти на пенсию.
Все заботы о семье легли на плечи матери будущего ученого Марии Дмитриевны. Она разглядела в своем младшем (семнадцатом) ребенке способности к науке и сделала все от нее зависящее, чтобы сын смог развиваться в этой сфере.
...Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной.., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами.., больше всего труд со всеми его горестями и радостями.., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... так много, хоть малым, быть может, последним, Вашу память почитаю.
Жизненный путь
Дмитрия Ивановича Менделеева
является наглядным примером того, какую роль играет семья в жизни человека, насколько важна поддержка близких в развитии талантов и способностей растущего человека.
Дмитрий Иванович Менделеев
очень любил играть
в шахматы и говорил, что для него занятия наукой - как игра в шахматы, то есть всегда интересны.
Дмитрий Менделеев и его друг художник А. Куинджи играют в шахматы
Наука помогает нам
понимать мир вокруг нас,
исследовать новые технологии
и находить решения для сложных задач,
избавляя от болезней, помогая бороться с изменением климата,
выстраивать энергетическую безопасность,
делая жизнь человека удобнее!
В России развитию науки
уделяется особое внимание,
созданы все условия для того,
чтобы заниматься
научной деятельностью.
Комплект материалов:
-сценарий
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russianscience-57-script.pdf
-методические рекомендации
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russianscience-57-method_recom.pdf
комплект видеоматериалов
https://razgovor.edsoo.ru/video/3950 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/3904 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/3930 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/3931 /
-интерактивное задание
-презентация
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russianscience-57-presentation.pdf