ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме: «КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ?»
Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Как пишут законы?». А как вы понимаете, что такое закон?
- С какими законами или правилами вы сталкиваетесь каждый день? А теперь давайте представим, что произошло бы, если бы законов совсем не существовало? Какие трудности могли бы возникнуть в нашей жизни?
12 декабря – государственный праздник День Конституции. Конституция – Основной закон России, обеспечивающий достойное будущее общества и благополучие каждого его гражданина. Законы – это общие и обязательные для всех правила, которые объясняют, что можно делать, а что нельзя. Они помогают поддерживать порядок в стране, чтобы мы жили в безопасности и понимали свои права и обязанности.
Что такое Конституция?
- Конституция – (от лат. установление) – основной закон государства.
Конституция определяет:
- Основы государственного и
общественного строя;
порядок их образования и
деятельности;
- Права и обязанности граждан.
Конституция основана
12 декабря
1993 года
- В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить и взрослые, и дети.
- Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть самые главные правила, которые должны соблюдать граждане России.
Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Ребята ,как вы думаете, зачем нужны законы?
А какие обязанности есть у граждан страны?
Конечно, нам сложно представить мир, в котором отсутствуют законы. Но очевидно, что мир бы был хаотичным и опасным местом, где моральные принципы и этические нормы стали неопределёнными, и людям пришлось самостоятельно решать, что правильно, а что нет. Общество столкнулось бы с ростом преступности, права человека не были бы защищены.
Почему законы важны для общества и каждого человека? Какие функции они выполняют?
Как себя вести ?
Что можно делать,
а чего нельзя?
На что вы имеете право
и на что не имеете?
Ведь если бы каждый делал
только то, что ему хочется,
жизнь превратилась в
полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам.
Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей страны, записаны в Конституции Российской Федерации, в основном законе.
Обязанности человека и гражданина
- Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5 . Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
6. Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
7. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
8. Защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59).
Граждане Российской Федерации обязаны
СОБЛЮДАТЬ
КОНСТИТУЦИЮ И
ДРУГИЕ ЗАКОНЫ РФ
БЕРЕЧЬ ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
БЕРЕЖНО
ОТНОСИТЬСЯ
К ПРИРОДНЫМ
БОГАТСТВАМ
ЗАЩИЩАТЬ
ОТЕЧЕСТВО
О каких правах и обязанностях вы узнали? Знание своих прав и обязанностей помогает нам, чтобы мы все вместе жили в безопасности и чувствовали себя комфортно. И Конституция – это гарантия наших прав и обязанностей, поэтому она так важна для каждого из нас, и 12 декабря в календаре отмечена памятная дата – День Конституции.
Посмотрите на слайд, здесь перечислены некоторые общие функции законов.
Почему важно знать свои права и обязанности? Знание своих прав и обязанностей, законов помогают нам, чтобы мы все вместе жили в безопасности и чувствовали себя комфортно. А как и кем создаются законы? Как вы думаете?
Давайте послушаем Сангаджи Андреевича Тарбаева, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Демонстрация видео Говорим о важном с Сангаджи Тарбаевым https://razgovor.edsoo.ru/video/6629/
Что нового вы узнали из выступления Сангаджи Андреевича? Какова же процедура принятия закона? Давайте выполним задание. Выполнение интерактивного задания №1.
Законы создают депутаты Государственной Думы, одобряет Совет Федерации, а подписывает Президент. Давайте посмотрим об этом небольшой видеосюжет.
Демонстрация видео «Как пишутся законы?» https://razgovor.edsoo.ru/video/6624/
Думаю, что теперь алгоритм написания законов стал намного понятнее. Механизм, как видите, многоэтапный. В принятии законов задействовано много специалистов. Но основная работа по разработке того или иного закона ведётся в Государственной Думе.
Хотите попробовать себя в роли депутатов, принимающих законы? Поиграем в игру «Напиши закон».
В принятии закона принимают участие депутаты Государственной думы, сенаторы Совета Федерации и общественность. Поэтому нам надо разделиться на 3 команды, которые будут представлять Государственную Думу (55%), Совет Федерации (25%) и общественность (20%).
Государственная Дума состоит из нескольких фракций – объединений депутатов одной или нескольких политических партий. Чем больше голосов получила партия на голосовании, тем крупнее будет фракция в Думе. Поэтому команда «Дума» делится ещё на 3 фракции (целесообразно разделить на 3–4 фракции, в зависимости от особенностей класса).
Я буду выступать в роли Президента.
Итак, начинаем нашу законотворческую деятельность.
Основной этап
- Выбор темы для закона. П редлагаемые темы для обсуждения законопроекта:
- Законопроект о школьной форме.
- Законопроект о соблюдении чистоты русского языка в школе.
- Законопроект о вежливости в школе. Г олосование (поднятием рук) за одну тему, которая станет основой для законопроекта.
Этапы рассмотрения законопроекта:
1. Работа фракций в Государственной Думе: фракции предлагают свои идеи, обсуждают их и голосуют за лучший вариант.
2. Общественные обсуждения: люди высказывают свои мнения о
законопроекте, предлагают изменения. Депутаты решают, учесть их предложения или нет.
3. Обсуждение в Совете Федерации: там проверяют, реально ли
выполнить закон, и предлагают поправки. Потом их обсуждают с
Государственной Думой.
4. Решение Президента: учитель-президент решает, подписать закон или отправить его на доработку. Если закон подписан, он вступает в силу.
5. Подведение итогов: в конце игры учитель спрашивает, какой этап
показался самым важным и сложным, и почему.
Ребята, в нашей игре, как и в любой другой, присутствует условность, так как в данном случае речь идет не о законах, а о правилах. Итак, на голосование выносятся 2 законопроекта:
- Законопроект о школьной форме.
- Законопроект о правилах поведения на перемене.
Поднимите руки, кто за обсуждение первого закона?
Кто за то, что мы будем обсуждать и принимать второй закон?
Итак, мы выбрали тему «…». Теперь у каждой фракции есть 3 минуты на обсуждение. Вы можете на листе бумаги кратко описать предложения в законопроект, а затем один человек от фракции представит это предложение.
Фракции последовательно вносят свои предложения в законопроект, спикеры могут задавать вопросы и приводить аргументы за и против.
Учитель проводит голосование фракций за предложенные пункты, те, что одобрены большинством, выносятся на общественные слушания.
Запускаем процедуру общественных слушаний, вопросы и свои предложения могут высказывать представители общественности.
Учитель после каждого высказанного предложения представителей общественности предлагает депутатам его рассмотреть.
Ребята, наш законопроект поступает на обсуждение в Совет Федерации после первого чтения ( всего их три, но поскольку у нас игра, то мы ограничиваемся только одним ). Уважаемые сенаторы Совета Федерации, у вас есть поправки или замечания к законопроекту? Сенаторы Совета Федерации одобряют законопроект или отправляют его на доработку.
Итак, наш законопроект передаётся на утверждение Президенту.
Ребята, мы с вами попробовали себя в роли настоящих законодателей, которые обсуждают и принимают законы.Какая часть принятия закона вам показалась самой важной? Какая самой сложной? Почему?
Как вы думаете, если бы такой закон был действительно принят в нашей школе, был бы он полезен для всех учеников и учителей?
Ребята, может быть, вы заметили, что в нашей игре было очень важно, насколько чётко и точно соблюдается процедура. Именно от этого зависит, будет ли закон справедливым для всех!
беречь памятники истории и культуры
соблюдать конституцию и другие законы РФ
защищать Отечество
бережно относиться к природным богатствам
платить законно установленные налоги и сборы
Соотнесите:
Владение
собственностью
Уплата
налогов
Служба в
армии
права
обязанности
Свобода мысли
и слова
Получение
образования
Охрана
природы
Сегодня мы говорили о законах, их роли в нашем обществе и механизмах принятия. Надеюсь, вы поняли, насколько значимы законы для создания справедливого и упорядоченного мира вокруг нас. Каждый из вас в будущем сможет внести свой вклад в развитие правового государства, будь то через профессию юриста, адвоката или просто как сознательный гражданин. Законность и справедливость – это те основы, на которых строится цивилизованное общество. И я верю, что вы будете стремиться к созданию лучшего будущего, основанного на уважении к закону и правам других людей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!