СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения занятия: 31 марта.

Цели занятия: обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.

Основные смыслы:

  • Россия – страна с богатейшим культурным наследием.
  • Творчество – естественная потребность человека, отличающая его от искусственного интеллекта.
  • Композиторы, художники, писатели служат людям и стране своим талантом.  
  • Искусство – язык диалога поколений, эпох и народов.
  • В искусстве (в том числе в музыке) каждый человек может найти то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.
  • П. И. Чайковский – великий русский композитор, внесший значительный вклад в формирование культурного облика России, ее культурного кода.

Партнеры занятия: Правительство Удмуртской Республики; ГАУК МО «Мемориальный музыкальный музейзаповедник П. И. Чайковского».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов, интерактивных и творческих заданий

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского»




СЦЕНАРИЙ

занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 8–9 классов

Занятие 27

Служение творчеством. Зачем людям искусство?

  1. лет со дня рождения П. И. Чайковского

Дата проведения занятия: 31 марта.

Цели занятия: обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.

Основные смыслы:

  • Россия – страна с богатейшим культурным наследием.

  • Творчество – естественная потребность человека, отличающая его от искусственного интеллекта.

  • Композиторы, художники, писатели служат людям и стране своим талантом.

  • Искусство – язык диалога поколений, эпох и народов.

  • В искусстве (в том числе в музыке) каждый человек может найти то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.

  • П. И. Чайковский – великий русский композитор, внесший значительный вклад в формирование культурного облика России, ее культурного кода.

Партнеры занятия: Правительство Удмуртской Республики; ГАУК МО «Мемориальный музыкальный музейзаповедник П. И. Чайковского».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов, интерактивных и творческих заданий. Комплект материалов:

  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • видеоматериалы;

  • интерактивные задания;

  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеороликаанонса занятия, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью, просмотр и обсуждение видеоролика «П. И. Чайковский. 185 лет», выполнение интерактивного задания.

Заключительный этап: беседа, выполнение творческого задания.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Катей Темновой.

Учитель: Сегодня мы будем говорить об искусстве и о том, зачем оно нужно людям. Как вы думаете, зачем вообще люди занимаются искусством? Что они получают от этого?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, вы правы. Искусство — это не просто развлечение, а нечто большее. Искусство помогает людям выражать свои мысли и чувства, учиться понимать себя и окружающих, а иногда даже менять взгляд на мир. Как искусство помогает нам лучше понимать мир вокруг нас и самих себя?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

  • Какие эмоции может вызвать искусство?

  • Бывало ли у вас такое, что, слушая музыку, рассматривая картину или читая книгу, вы начинали лучше понимать свои чувства или происходящие вокруг события? Приведите примеры.

Учитель: Развитие технологий и искусственного интеллекта не обошли стороной и искусство. Проводятся выставки произведений, созданных с использованием компьютерных технологий. Вы уже знакомы с возможностями искусственного интеллекта, который может генерировать изображения. Как вы думаете, в чем заключается основное различие между человеческим творчеством и алгоритмами искусственного интеллекта? Способен ли искусственный интеллект когда-нибудь заменить человека в сфере искусства?

Ответы обучающихся.

Учитель: Искусство доступно для всех, мы можем пойти в музей, на концерт или послушать музыку дома, посмотреть документальные фильмы о произведениях искусства, чтобы узнать дополнительные смыслы, скрытые в них. Искусство развивает наше восприятие, обогащает наш опыт и способствует связи поколений, культурному взаимодействию, играя важную роль в единении нации. Можете ли вы привести примеры вашего знакомства с произведениями искусства?

Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель: В этом году мы много говорим о служении Отечеству. Согласны ли вы с тем, что композиторы, художники, писатели своим талантом служат Родине?

Ответы обучающихся.

Учитель: Искусство служит обществу, создавая произведения, которые показывают людям красоту мира и человеческой души, вдохновляют, учат, заставляют задумываться и сострадать. Все созданное композиторами, художниками, писателями становится культурным богатством и наследием страны. Гениальные произведения наших соотечественников отражают национальные ценности и объединяют людей, укрепляя чувство принадлежности к своему народу.

Российская история богата именами выдающихся деятелей искусства, творцов. Многие произведения искусства, созданные в России, стали известны всему миру. Можете ли вы привести примеры отечественных произведений искусства, которые знамениты во всем мире?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы думаете, в чем причина такой популярности?

Ответы обучающихся.

Учитель: Музыка Чайковского, картины Репина, произведения Пушкина – символы российской культуры. Так как же искусство служит обществу?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

  • Каким образом искусство повышает интерес к стране в мире и ее престиж?

  • Как искусство помогает сохранять и передавать традиции?

  • Как искусство объединяет людей и помогает им выстоять в дни невзгод?

  • Каким образом искусство формирует традиции и культуру народа и помогает их сохранить?

Учитель: Творчество Петра Ильича Чайковского – прекрасный пример того, как искусство может оказывать влияние на миллионы людей. Чайковский — один из самых известных в мире композиторов, чья музыка стала достоянием не только России, но и всего человечества.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика «Пётр Ильич Чайковский. 185 лет». Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему в России многократно увековечена память о П. И. Чайковском?

  • Почему музыка Чайковского стала символом русской культуры?

  • Почему музыка П. И. Чайковского популярна во всем мире?

  • Почему интерес к произведениям Чайковского не угасает уже более 200 лет?

Учитель: Из видеоролика мы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник

П. И. Чайковского. В имении сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни композитора, но и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие.

Давайте посмотрим интервью с сотрудником музея, заведующей отделом рукописных и печатных источников Адой Григорьевной Айнбиндер.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с Адой Григорьевной Айнбиндер. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете слова Ады Григорьевны «пустите искусство в вашу жизнь»? Как это можно сделать?

  • Какие советы Ада Григорьевна дает тем, кто хочет научиться слушать и понимать классическую музыку?

  • Согласны ли вы с утверждением, что искусство доступно каждому человеку? Приведите примеры.

  • Почему произведения Чайковского любимы во всем мире?

Учитель: По воспоминаниям тех, кто его знал, П. И. Чайковский был великим тружеником. Как вы понимаете его слова: «Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться»?

Ответы обучающихся.

Учитель: Петр Ильич Чайковский говорил: «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка». Как вы понимаете его слова?

Ответы обучающихся.

Учитель: А теперь давайте послушаем, что нам говорит музыка. Это фрагменты из произведений Петра Ильича Чайковского, знакомые нам с самых первых лет жизни. Давайте выполним интерактивное задание и узнаем, что это за произведения.

Учитель организует выполнение интерактивного задания «Произведения П. И. Чайковского».

Учитель: Молодцы! А как вы думаете, смогли бы выполнить это задание школьники из другой страны, говорящие на другом языке?

Ответы обучающихся.

Учитель: Почему, как вы думаете, музыка Чайковского понятна людям разных стран, даже если они говорят на других языках?

Ответы обучающихся.

Учитель: Получается, что искусство объединяет людей.

Вы согласны с этим?

Ответы обучающихся.

Учитель: И в то же время музыка Чайковского могла родиться только в России! В ней слышится все то, что есть в нашей стране: необъятный простор и мощь и в то же время нежная задушевность, тонкий лиризм, завораживающая красота.

«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь! Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи», – так горячо и искренне композитор признавался в любви к Родине.

Произведения Чайковского отражают особенности всей нашей культуры: духовность, стремление к правде и справедливости, любовь к народу, Родине, родной природе, чувство принадлежности к своим корням, своей истории.

Заключительный этап

Учитель: Искусство не существует изолированно, все виды искусства переплетаются между собой. Часто явление в одном виде искусства связано с другим. Так, знаменитый балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» задал эталон для перевода названия этой сказки на русский язык. Вы, наверное, знаете, что сказку написал немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, и российскому читателю она была известна в переводах с немецкого языка. Однако игрушка-прибор для колки орехов не была распространена в России, и в русском языке не существовало для нее соответствующего названия.

Поэтому до появления балета «Щелкунчик» название сказки переводили на русский язык по-разному: «Кукла господин Щелкушка», «Грызун орехов», «Щелкун», «Человечекщелкушка». А после представления балета, который был восторженно встречен публикой, за сказкой твердо закрепилось название «Щелкунчик».

А какие формы искусства особенно нравятся вам?

Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Искусство объединяет людей разных поколений, помогает выражать свои чувства и мысли, наполняет жизнь смыслом и красотой, делает ее ярче и богаче. И в современном мире, полном новых тенденций и технологий, важно помнить о классических произведениях, которые несут в себе глубокий смысл и могут обогатить внутренний мир человека.

Давайте обсудим, как возродить интерес к классической музыке и, в частности, к творчеству Чайковского среди молодежи и почему сохранение интереса к классической музыке столь необходимо для формирования гармоничной личности.

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

  • Как возрождать интерес к творчеству Чайковского среди молодежи? Какие мероприятия можно организовать для популяризации творчества Чайковского?

  • Почему важно сохранять интерес к классической музыке среди молодого поколения? Как можно популяризировать классическую музыку среди современной молодежи?

  • Согласны ли вы со словами А. П. Чехова: «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке»? Что значит «воспитывать вкус»?

  • Почему нужно учиться понимать искусство: слушать музыку, вглядываться в картины, вчитываться в текст? Как этому можно научиться?

Если позволяет время занятия, учитель может организовать выполнение творческой работы: написание поста для публикации в социальных сетях по теме «Мои предпочтения в искусстве». В случае недостатка времени данная работа может быть выполнена в формате постразговора.

Примерный план текста:

  1. Описание любимого вида искусства:

    • расскажи, какое направление в искусстве тебе ближе всего (например, музыка, живопись, литература, театр);

    • опиши, какие произведения или авторы вызывают у тебя наибольший интерес.

  2. Личный опыт и впечатления:

    • поделись личным опытом, связанным с твоим любимым видом искусства (например, посещение концерта, выставки или чтение книги);

    • опиши, какие эмоции и мысли вызвало у тебя это произведение или событие.

  3. Значение искусства в твоей жизни:

    • объясни, почему искусство важно лично для тебя и как оно помогает тебе развиваться;

    • опиши, как искусство повлияло на твои взгляды или поведение.

  4. Завершить текст можно вопросом или приглашением другим пользователям поделиться своими предпочтениями и мнениями.

1

Похожие файлы