РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия
Что такое Родина?
3-4 классы
27 ноября 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«Что такое Родина?»
Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.
Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.
Планируемые результаты. Личностные:
интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;
осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;
испытывать чувства гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.
Метапредметные:
развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/homeland-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/homeland-34-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/homeland-14-1/index.html?back_url=/topic/71/grade/34/
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?». Постановка проблемы, обсуждение понятий: «Родина», «родной край». Просмотр обращения федерального спикера.
Часть 2. Основная
Представление современных достижений России, интерактивное знакомство с выставкой «Россия», проведение познавательной викторины: «Что? Где? Как?».
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: любовь к стране начинается с любви к родному краю.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растёт…
А может, она начинается
С весёлой запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца…
Учитель. Ребята, мы сейчас услышали замечательные строки, в которых автор размышляет, ищет ответ на вопрос: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?
Ответы обучающихся.
Учитель. А как бы мы с вами ответили на этот вопрос? Что такое Родина? Какие места, люди, события у нас связаны со словом Родина, Россия? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Комментарий для педагога. Так как обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это…».
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вспомните наши занятия «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее», что вызывает гордость за нашу страну?
Ответы обучающихся.
Учитель. К вашим ответам присоединяются и другие ребята.
Учитель. Да, в нашей стране много удивительного и прекрасного, а ещё мы гордимся теми достижениями, которые у нас есть в различных областях производства и сферах жизни. И обо всём этом можно узнать на Международной выставке «Россия», которая открылась в Москве. И сегодня у нас есть возможность совершить интерактивную экскурсию на выставку и увидеть многие достижения и уникальные объекты, представленные на ней.
Демонстрация интервью с обучающимися (1-я часть перед посещением выставки).
Часть 2. Основная часть
Учитель. Мы увидели ребят, которые отправились на выставку. Отправимся и мы на экскурсию. Рассмотрим карту выставки и отправимся на экскурсию.
Интерактивная экскурсия по выставке «Россия».
Содержание задания. Перед обучающимися представлена интерактивная карта некоторых павильонов выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).
Учитель выстраивает маршрут знакомства с соответствующими павильонами, используя такие виды работ, как:
просмотр видео об экспозиции павильона;
проведение познавательной викторины;
беседа по итогам знакомства с павильоном: значимость события/объекта для развития страны.
Предлагаемый вариант маршрута для обучающихся 1–4 классов: Коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).
Вопросы познавательной викторины «Что? Где? Как?».
Коллайдер (галерея «Достижения России»).
Угадай. О чём это?
Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.
Крымский мост
Русский мост
Золотой мост
Карточка 2: это первый в мире фильм, который был снят отечественными кинематографистами в космосе.
Вызов
Легенда №17
Движение вверх
Павильон 75 («Регионы России»):
Где это? Угадай регион России.
Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.
Нижегородская область
Московская область
Тюменская область
Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.
Ханты-Мансийский автономный округ
Хабаровский край
Камчатский край
Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.
Карачаево-Черкесская республика
Республика Башкортостан
Республика Алтай
Павильон Минприроды («Природоград»). Как называется…?
Карточка 1: как называется книга, в которую вносят редких и исчезающих животных и растений?
Красная книга
Редкая книга
Зелёная книга
Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.
Карточка 2: как называется первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?
«Северный полюс»
«Открытие»
«Восточный»
Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов?
Ёлка желаний.
Читаем вместе.
Миллион – Родине!
Методические комментарии. Количество карточек, используемых в викторине при обсуждении достижений России, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Вот и заканчивается наша экскурсия по выставке, что вам запомнилось или удивило больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, это только маленькая часть того, что вы с родителями можете там увидеть. Выставка ждёт вас, чтобы представить современные достижения и уникальные объекты России. И у нас есть возможность услышать мнение ребят, которые там побывали. Послушаем.
Демонстрация интервью с обучающимися (2-я часть после посещения выставки).
Учитель. Ребята, наше занятие заканчивается. Но мне бы хотелось вернуться к тем вопросам, которые звучали в самом начале нашего занятия: что для каждого из нас Россия? Чем мы можем гордиться?
Ответы обучающихся.
Учитель. Понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия.
Интерактивное задание «Создаём вместе», https://logo.russia.ru/
ПОСТРАЗГОВОР
Посещение Международной выставки-форума «Россия», экскурсии в историко-краеведческие музеи, знакомство с достопримечательностями родного края.
Встречи с известными людьми, прославившими регион.
Организация и проведение интеллектуальной игры для школьников
«Знаток родного края».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями, изучение топонимов родного края.
Литературное чтение: знакомство с произведениями региональных авторов, чтение и обсуждение стихотворений В. Н. Орлова «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанова «Что мы Родиной зовём», В. Ф. Бокова «Какая наша Родина!», З. Н. Александровой «Родина».
Окружающий мир: обсуждение проблематики, связанной с темой Родины, родного края: символы региона (герб, флаг), традиции и обычаи, достопримечательности.
Технология: знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.
Голубев А. Карты России. – М.: Издательство «Речь».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Образ своей земли, своей Родины является основой, на которой формируется и развивается культура народа, любовь к родному краю и патриотизм.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Методические рекомендации
Что такое Родина?
3-4 классы
27 ноября 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«Что такое Родина?»
Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.
Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.
Планируемые результаты. Личностные:
интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;
осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;
испытывать чувство гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.
Метапредметные:
развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
интерактивное задание,
презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с чтения стихотворения или прослушивания песни «С чего начинается Родина?» (текст М. Л. Матусовского и музыка: В. Е. Баснера). В процессе прослушивания песни учитель может показать фотографии с видами России (картины природы, населённые пункты, достопримечательности, архитектурные сооружения, памятники великим людям России), а также использовать для демонстрации материал занятия
«Там, где Россия». После прослушивания важно акцентировать внимание обучающихся на вопросах: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?
Безусловно, для каждого человека понятие «Родина» раскрывается по- своему, но это всегда то, что дорого, любимо и связано с местами, где родился и вырос человек. Учитывая то, что обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это...».
Наша страна богата достижениями в разных областях: производстве, науке, строительстве, культуре и спорте, поэтому учитель предлагает вспомнить материал занятий «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее» и привести свои примеры достижений, вызывающих гордость за нашу страну. Далее учитель предлагает совершить интерактивную экскурсию на ВДНХ, где открылась Международная выставка-форум «Россия», чтобы увидеть достижения и уникальные объекты, представленные на ней, и послушать интервью с детьми, которые готовятся посетить выставку.
Часть 2. Основная
В основной части занятия учитель определяет маршрут экскурсии по знакомству с выставкой «Россия». Перед началом экскурсии учитель предлагает рассмотреть карту-схему ВДНХ, где обозначены некоторые павильоны выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»), а затем знакомит с павильонами, используя такие виды работ, как:
просмотр видео об экспозиции павильона;
проведение познавательной викторины;
беседа по итогам знакомства с павильоном: значимость события/объекта для развития страны.
1. Коллайдер (галерея «Достижения России») – очертания павильона напоминают «коллайдер» – это длинная и высокая арка, оформленная светящимся орнаментом в стиле «техно». Внутри галереи оборудованы интерактивные инсталляции, с помощью которых можно познакомиться с главными достижениями страны.
Демонстрация информационного видеоролика об экспозиции павильона.
Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.
Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.
Крымский мост
Русский мост
Золотой мост
Карточка 2: это первый в мире фильм, который был снят отечественными кинематографистами в космосе.
Вызов
Легенда №17
Движение вверх
Побывав в «коллайдере» отправляемся в павильон 75.
2. В павильоне 75 («Регионы России») представлены экспозиции всех российских регионов, где у каждого есть возможность показать свои уникальные достижения. Здесь можно полюбоваться, как народные мастерицы создают свои узоры, вспомнить традиции чаепития, а можно принять участие в археологических раскопках или отправиться в полёт в кабине самолёта.
Демонстрация информационного видеоролик об экспозиции павильона.
Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.
Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.
Нижегородская область
Московская область
Тюменская область
Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.
Ханты-Мансийский автономный округ
Хабаровский край
Камчатский край
Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.
Карачаево-Черкесская республика
Республика Башкортостан
Республика Алтай
А мы отправляемся дальше.
3. Павильон Минприроды («Природоград») – экспозиция объединяет несколько сфер: недра, вода, леса, климат, обращение с твёрдыми отходами и показывает, как изменилось отношение к природе за последние годы: от потребления к бережному использованию ресурсов.
Демонстрация информационного видеоролика об экспозиции павильона.
Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.
Карточка 1: как называется книга, в которую вносят редких и исчезающих животных и растений?
Красная книга
Редкая книга
Зелёная книга
Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.
Карточка 2: как называется первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?
«Северный полюс»
«Открытие»
«Восточный»
Учёные изучают Арктику на первой в мире ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». В России строится зимовочный комплекс
«Восток» в центре Антарктики. Проекты позволят проводить исследования мирового уровня.
Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов?
Ёлка желаний.
Читаем вместе.
Миллион – Родине!
Новый лес высаживают на площади свыше миллиона гектаров. А ещё ежегодно проводится Всероссийская акция по сбору макулатуры: «Миллион – Родине!»
Количество карточек, используемых в викторине, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки. Если остаётся время на занятии, то учитель также может продемонстрировать видео о павильонах Росатома («Атом») и Минпромторга («Сделано нами»).
Часть 3. Заключительная
В заключительной части беседы учитель организует обмен мнениями о «посещении» выставки «Россия» и использует видеофрагмент интервью с обучающимися. Обобщающая беседа позволяет сделать вывод, что понятие
«Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине
– опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия. И в завершение занятия учитель предлагает детям выполнить интерактивное задание «Создаём вместе» на сайте https://logo.russia.ru/.
Содержание задания: из предложенного набора букв разного шрифта нужно собрать слово «РОССИЯ».
При невозможности использовать виртуальный интерактив учитель может предложить детям выполнить задание на бумаге.
ПОСТРАЗГОВОР
Посещение Международной выставки-форума «Россия», экскурсии в историко-краеведческие музеи, знакомство с достопримечательностями родного края.
Встречи с известными людьми, прославившими регион.
Организация и проведение интеллектуальной игры для школьников
«Знаток родного края».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями, изучение топонимов родного края.
Литературное чтение: знакомство с произведениями региональных авторов, чтение и обсуждение стихотворений В. Н. Орлова «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанова «Что мы Родиной зовём», В. Ф. Бокова «Какая наша Родина!», З. Н. Александровой «Родина».
Окружающий мир: обсуждение проблематики, связанной с темой Родины, родного края: символы региона (герб, флаг), традиции и обычаи, достопримечательности.
Технология: знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.
Голубев А. Карты России. – М.: Издательство «Речь».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ Образ своей земли, своей Родины является основой, на которой формируется и развивается культура народа, любовь к родному краю и патриотизм