Разговоры о важном Сценарий занятия Одна страна – одни традиции 3-4 класс 23 декабря 2024г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ОДНА СТРАНА – ОДНИ ТРАДИЦИИ»
Цель занятия: расширение представлений обучающихся о традициях встречи Нового года в России, формирование осознания младшими школьниками ценности семейных новогодних традиций, воспитание уважительного отношения к семье, родным и близким, укрепление позитивного отношения к совместной деятельности.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.
Основные смыслы: Новый год – любимый для всех россиян праздник, он раскрывает в людях лучшие черты, умножает значимость традиционных, семейных ценностей, энергию великодушия, щедрости и доверия. Участие в совместной деятельности по подготовке к празднованию Нового года (украшение ёлки, дома, приготовление угощений, организация культурного досуга) является основой укрепления семейных связей, объединения разных поколений, поддержкой и развитием у разных народов традиционных ценностей нашей многонациональной страны.
Планируемые результаты. Личностные:
осознавать ценность семейных отношений и понимать роль бережного отношения к ним;
стремиться к расширению своих знаний в области культурных традиций и истории народов России;
иметь общие представления о традициях празднования Нового года у разных народов России.
Метапредметные:
анализировать содержание различных информационных источников;
принимать участие в творческой деятельности;
формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие также предполагает использование видеофрагментов и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/onecountryonetradition-34-script.pdf
методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/onecountryonetradition-34-method_recom.pdf
видеофрагменты
Видеоанонс темы от Саши Новикова https://rutube.ru/video/2fd98fe7795ddf35a33376bfd522cdf2/?r=wd
Одна страна - одни традиции https://razgovor.edsoo.ru/video/6690/
Фильм движения первых "Российский детский Дед Мороз" https://razgovor.edsoo.ru/video/6701/
комплект интерактивных заданий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/onecountryonetradition-14-1/index.html?back_url=/topic/118/grade/34/
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – мотивировать обучающихся на активное участие в обсуждении темы. Принятие мотива предстоящей деятельности строится на основе познавательной беседы.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью ученикам предлагается просмотр фильма
«Движение Первых». В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует работу с интерактивной игрой «Новый год шагает по стране», расширяющей представления о новогодних традициях.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.
Учитель. Скоро, очень скоро мы будем встречать Новый год. А что вы представляете себе, когда думаете об этом празднике?
Ответы обучающихся.
Учитель. Радость Нового года для каждого из нас складывается из множества мелочей: запаха хвои, мандаринов, поиска подарков, традиций, надежд и ожиданий.
И, конечно, Новый год – это семейный праздник, и в каждой семье есть свои маленькие традиции, которые повторяются из года в год и тем самым придают этому празднику особую душевность. Вот, например, в моей семье есть такая традиция (учитель приводит свой пример).
Учитель. А какие новогодние или предновогодние традиции есть в вашей семье?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо, что поделились своими историями. Столько чудесных семейных традиций в нашем классе! Новогодние традиции объединяют нас всех, людей разных поколений и регионов, создавая общую праздничную атмосферу.
А как готовятся к встрече Нового года в других городах? Давайте совершим небольшое видеопутешествие и откроем для себя что-то новое!
Демонстрация федерального видео «Одна страна – одни традиции». Учитель. Что вам запомнилось из рассказов ребят? Объясните почему.
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная часть
Учитель. И, конечно, главная новогодняя традиция, объединяющая всех россиян, – это встреча Нового года в тёплой семейной атмосфере, в кругу самых близких людей. Когда вся семья собирается за праздничным столом, и создаётся волшебство, появляются чувства теплоты и любви, которую могут почувствовать наши родные и близкие.
Но бывает, что собраться всем вместе в Новый год не получается, так как люди многих профессий работают в праздничную ночь. Как же быть?
Давайте посмотрим, какой вариант предложили герои фильма «Движение Первых».
Просмотр новогоднего фильма «Движение Первых».
Учитель. Как поступок Светы и её друзей помог изменить настроение Коли и других людей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Какие моменты из фильма вы могли бы перенести в свою жизнь, чтобы сделать праздник для кого-то особенным?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо вам за ответы. И главное – помнить, что для наших близких людей, мам и пап, бабушек и дедушек, наше внимание, тепло и любовь становятся лучшими и дорогими подарками.
А сколько раз можно встретить Новый год в нашей стране?
Ответы обучающихся.
Учитель. 11 раз! Наша страна находится в одиннадцати часовых поясах, поэтому и встретить Новый год жители нашей страны могут 11 раз! Давайте попутешествуем и мы.
Учитель. С этого же времени ель стала главным новогодним деревом, а одной из самых любимых новогодних традиций – украшение новогодней ёлочки.
Точка 2.
Вопрос. Как украшали новогодние ёлочки в старину? Перенесёмся в конец XVIII века и украсим ёлочку того времени.
Методический комментарий. Педагог предлагает просмотреть видео, а
потом выполнить интерактивное задание.
Механика: слева изображена ёлка, а справа вперемешку изображены яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, стеклянные шары, игрушки в виде шишки, сосульки, новогодний дождик или мишура, бумажная гирлянда, орехи, пряники, современные ёлочные игрушки, бантики, гирлянда из лампочек, настоящие свечи – необходимо переместить нужные игрушки на ёлку.
Ответ: яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, орехи, пряники, настоящие свечи.
Учитель. Используете ли вы какие-то особенные украшения, сделанные своими руками? Сохранились ли у вас новогодние игрушки из детства ваших мам, пап, бабушек, дедушек?
Ответы обучающихся.
Точка 3.
Задание. Продолжи новогоднюю песенку.
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и
Точка 4.
Задание. Продолжи новогоднюю песенку.
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и предлагает продолжить куплет. После прослушивания вариантов ответов включается продолжение фрагмента.
Ёлочка, ёлка –
Лесной аромат.
Очень ей нужен
Красивый наряд.
Пусть эта ёлочка
В праздничный час
Каждой иголочкой
Радует нас,
Радует нас. (пауза)
Ёлочка любит
Весёлых детей.
Мы приглашаем
На праздник гостей.
Пусть эта ёлочка
В праздничный час
Каждой иголочкой
Радует нас,
Радует нас.
(мультфильм «Новогодняя сказка»)
Учитель. Какие ещё новогодние песни вы знаете? Какие песни любят в вашей семье.
Ответы обучающихся.
Точка 5.
Вопрос. Кто из новогодних героев отмечает свой день рождения 18 ноября? Подсказка: За год он получает более 200 тысяч писем из разных стран мира.
Ответ (видео). Дед Мороз.
День рождения у новогоднего волшебника – 18 ноября. Это потому, что с этого дня наступают первые морозы и выпадает первый снег. И дедушка начинает свои приготовления к празднику.
Точка 6.
Вопрос. Вспомните, в каких регионах России живут эти новогодние
волшебники?
Методический комментарий. Педагог предлагает просмотреть видео, а потом выполнить интерактивное задание.
Видео. Представьте себе Новый год без Деда Мороза! Невозможно! На просторах нашей огромной страны живут разные народы, и у каждого из них есть свой зимний волшебник! Каждый из них по-своему уникален, но всех их объединяет одно – желание подарить людям счастье и тепло в зимние дни.
Вспомните, в каких регионах России живут эти новогодние волшебники?
Ответ.
Чысхаан – Якутия
Сагаан Убгэн – Бурятия
Талви Укко – Карелия
Хель Мучи – Чувашия
Учитель. Принято ли в вашей семье дарить друг другу новогодние подарки?
Ответы обучающихся.
Точка 7.
Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.
Ответ. Фрагмент из фильма «Морозко».
Учитель. Какие у вас любимые фильмы, которые вы смотрите всей семьёй в новогодние праздники?
Ответы обучающихся.
Точка 10.
Вопрос. Как называются главные часы Нового года?
Ответ. Торжественный перезвон курантов, часов на Спасской башне Кремля, официально приветствует Новый год. Московские куранты – единственные полностью механические башенные часы в мире.
Видео: звон курантов.
Точка 11.
Задание. Назовите как можно больше слов, связанных с Новым годом.
Методический комментарий. Чтобы усложнить игру для обучающихся, можно предложить некоторые условия для придумывания ассоциаций. Например,
необходимо придумать новогодний словарь: А – атмосфера праздника, Б – бенгальский огонь, В – веселье и т. д.
необходимо использовать только существительные или прилагательные и т. д.
Учитель. Вот сколько замечательных слов волшебных, новогодних и сказочных создают нам новогоднее настроение.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Но пока не наступил 2025 год, давайте подумаем об уходящем годе – 2024. Какое событие вам запомнилось больше всего? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Что бы вам хотелось сделать 1 января, в первый день Нового года? В Новом 2025 году?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, заканчивая наше занятие, хочу поздравить вас с наступающим Новым годом! Я желаю вам в новом году много радости, успехов в учёбе, здоровья и счастья. Пусть каждый день нового года будет наполнен яркими событиями, новыми знаниями и открытиями.
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в традиционной акции Движения Первых «Российский детский Дед Мороз» – https://disk.yandex.ru/i/wBYfxfuHOH4beA.
Составление сценария и проведение новогоднего праздника. Изготовление ёлочных украшений, снежинок, гирлянд.
Просмотр и обсуждение художественных фильмов и мультфильмов, связанных с Новым годом.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием, сочинением- повествованием «Любимая ёлочная игрушка», «Новый год, который мне запомнился», «Самый весёлый праздник».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений новогодней тематики (С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Гайдар «Чук и Гек», В. И. Даль «Снегурочка», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах» и др.).
Технология: изготовление ёлочных украшений и снежинок, новогодних поделок и открыток в подарок родным, друзьям.
Музыка: прослушивание фрагментов произведений Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка», П. И. Чайковского «Щелкунчик»; пение популярных праздничных песен.
Изобразительное искусство: знакомство с произведениями живописи на новогоднюю тематику.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Портал культурного наследия, традиций народов России https://www.culture.ru/.
Проект «Ёлка желаний», https://елкажеланий.рф/.
Знакомство с новогодними проектами «Движения первых».
Портал Народы России https://народы-россии.рф/.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Исторические и культурные традиции различных народов нашей страны, благодарность родителям за сохранение традиций и истории в своей семье.
Разговоры о важном Методические рекомендации Одна страна – одни традиции 3-4 класс 23 декабря 2024г
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ОДНА СТРАНА – ОДНИ ТРАДИЦИИ»
Цель занятия: расширение представлений обучающихся о традициях встречи Нового года в России, формирование осознания младшими школьниками ценности семейных новогодних традиций, воспитание уважительного отношения к семье, родным и близким, укрепление позитивного отношения к совместной деятельности.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.
Основные смыслы: Новый год – любимый для всех россиян праздник, он раскрывает в людях лучшие черты, умножает значимость традиционных, семейных ценностей, энергию великодушия, щедрости и доверия. Участие в совместной деятельности по подготовке к празднованию Нового года (украшение ёлки, дома, приготовление угощений, организация культурного досуга) является основой укрепления семейных связей, объединения разных поколений, поддержкой и развитием у разных народов традиционных ценностей нашей многонациональной страны.
Планируемые результаты. Личностные:
осознавать ценность семейных отношений и понимать роль бережного отношения к ним;
стремиться к расширению своих знаний в области культурных традиций и истории народов России;
иметь общие представления о традициях празднования Нового года у разных народов России.
Метапредметные:
анализировать содержание различных информационных источников;
принимать участие в творческой деятельности;
формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие также предполагает использование видеофрагментов и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/onecountryonetradition-34-script.pdf
методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/onecountryonetradition-34-method_recom.pdf
видеофрагменты
Видеоанонс темы от Саши Новикова https://rutube.ru/video/2fd98fe7795ddf35a33376bfd522cdf2/?r=wd
Одна страна - одни традиции https://razgovor.edsoo.ru/video/6690/
Фильм движения первых "Российский детский Дед Мороз" https://razgovor.edsoo.ru/video/6701/
комплект интерактивных заданий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/onecountryonetradition-14-1/index.html?back_url=/topic/118/grade/34/
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Новый год – это, пожалуй, один из самых ожидаемых и любимых праздников, как взрослых, так и детей, поэтому очень важно создать на занятии эмоциональный настрой – ожидания новогодних чудес и исполнения желаний. Прослушивание стихотворения, с которого начинается занятие, позволит настроить детей на разговор о празднике и подвести к раскрытию основных смыслов занятия: Новый год – это семейный праздник, объединяющий всех людей, поэтому так важно знать и ценить те традиции, которые есть в каждой семье.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, общие жизненные ценности, которые передаются из поколения в поколение, обычаи справлять праздники и проводить досуг. Семейные традиции нас сближают, воспитывают, дают ощущение силы и опоры, делают каждую семью уникальной. Именно педагогу важно продемонстрировать своё ценностное отношение к традициям и рассказать о том, как встречают Новый год в его семье. При этом очень важно в ходе организации беседы обращаться к личному опыту детей, и в соответствии с возможностями обучающихся и уровнем коммуникативной активности выслушивать их мнения.
В продолжение разговора учитель предлагает посмотреть видео «Одна страна – одни традиции», которое позволит сделать вывод, что подготовка к Новому году стала доброй традицией для всех людей нашей большой страны.
Часть 2. Основная
Основная часть занятия строится как познавательная беседа, в которую включён просмотр новогоднего фильма Движения Первых и выполнение интерактивных заданий «Новый год шагает по стране». Просмотр фильма позволяет мотивировать младших школьников на важный разговор о необходимости внимания в Новый год к людям, чьи профессии не позволяют встретить праздник в кругу семьи. В процессе беседы первоклассники и второклассники начинают осмысливать общечеловеческие ценности, выражающиеся в заботе и внимании к родным людям. Сюжет фильма
позволит оценить ситуацию, в которой ребята осознают, что не только материальные подарки становятся основой новогодних пожеланий.
Следующим этапом занятия становится выполнение интерактивных заданий, объединённых темой «Новый год шагает по стране». В процессе игры обязательно нужно давать возможность первоклассникам и второклассникам высказываться. Например, рассказать о своей ёлочке, описать устно, а, возможно, и нарисовать свою любимую игрушку, объяснить, чем она так дорога. Учитель подчёркивает, что украшение ёлочки – это настоящая семейная новогодняя традиция, можно также показать ребятам для сравнения любые советские и современные ёлочные игрушки из собственной коллекции (скорее всего, такие имеются в каждом доме). Необходимо подчеркнуть ценность таких вещей и рассказов об их появлении в семье, поскольку с ними связана жизнь близких людей.
Исходя из подготовленности класса, учитель самостоятельно определяет
«остановки» и их количество, но для 3–4 классов рекомендуется выполнить задания: 1-2-4-6-7-9-10-11.
Полный вариант игрового маршрута.
Точка 1.
Вопрос. Что объединяет 1 сентября и 1 января? Как это связано с Новым
годом?
Ответ. До XVIII века Новый год праздновали 1 сентября, но по указу Петра I дата встречи Нового года была перенесена на 1 января.
Точка 2.
Вопрос. Как украшали новогодние ёлочки в старину? Перенесёмся в конец XVIII века и украсим ёлочку того времени.
Методический комментарий. Педагог предлагает просмотреть видео, а
потом выполнить интерактивное задание.
Механика: слева изображена ёлка, а справа вперемешку изображены яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, стеклянные шары, игрушки в виде шишки, сосульки, новогодний дождик или мишура, бумажная гирлянда, орехи, пряники, современные ёлочные игрушки, бантики, гирлянда из лампочек, настоящие свечи – необходимо переместить нужные игрушки на ёлку.
Ответ: яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, орехи, пряники, настоящие свечи.
Точка 3.
Задание. Продолжи новогоднюю песенку. Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и предлагает продолжить куплет. После прослушивания вариантов ответов включается продолжение фрагмента.
В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была. (пауза).
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
(мультфильм «В лесу родилась ёлочка»)
Точка 4.
Задание. Продолжи новогоднюю песенку.
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и предлагает продолжить куплет. После прослушивания вариантов ответов включается продолжение фрагмента.
Ёлочка, ёлка – Лесной аромат. Очень ей нужен Красивый наряд. Пусть эта ёлочка
В праздничный час Каждой иголочкой Радует нас,
Радует нас. (пауза)
Ёлочка любит Весёлых детей.
Мы приглашаем
На праздник гостей. Пусть эта ёлочка
В праздничный час Каждой иголочкой
Радует нас,
Радует нас.
(мультфильм «Новогодняя сказка»)
Точка 5.
Вопрос. Кто из новогодних героев отмечает свой день рождения 18 ноября? Подсказка: За год он получает более 200 тысяч писем из разных стран мира.
Ответ (видео). Дед Мороз.
День рождения у новогоднего волшебника – 18 ноября. Это потому, что с этого дня наступают первые морозы и выпадает первый снег. И дедушка начинает свои приготовления к празднику.
Точка 6.
Вопрос. Вспомните, в каких регионах России живут эти новогодние волшебники?
Методический комментарий. Педагог предлагает просмотреть видео, а потом выполнить интерактивное задание.
Видео. Представьте себе Новый год без Деда Мороза! Невозможно! На просторах нашей огромной страны живут разные народы, и у каждого из них есть свой зимний волшебник! Каждый из них по-своему уникален, но всех их объединяет одно – желание подарить людям счастье и тепло в зимние дни.
Вспомните, в каких регионах России живут эти новогодние волшебники?
Ответ.
Чысхаан – Якутия Сагаан Убгэн – Бурятия Талви Укко – Карелия Хель Мучи – Чувашия
Точка 7.
Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.
Ответ. Фрагмент из фильма «Морозко».
Точка 8.
Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.
Ответ. Фрагмент мультфильма «Дед Мороз и лето».
Точка 9.
Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?
Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.
Ответ. Фрагмент фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Точка 10.
Вопрос. Как называются главные часы Нового года?
Ответ. Торжественный перезвон курантов, часов на Спасской башне Кремля, официально приветствует Новый год. Московские куранты – единственные полностью механические башенные часы в мире.
Видео: звон курантов.
Точка 11.
Задание. Назовите как можно больше слов, связанных с Новым годом.
Методический комментарий. Чтобы усложнить игру для обучающихся, можно предложить некоторые условия для придумывания ассоциаций. Например,
необходимо придумать новогодний словарь: А – атмосфера праздника, Б – бенгальский огонь, В – веселье и т. д.
необходимо использовать только существительные или прилагательные и т. д.
Все предлагаемые задания ориентированы на воспитание у школьников глубокого уважения к семейным праздничным реликвиям, укрепление позитивного взгляда на развитие личности.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части обобщающая беседа позволит подвести итог 2024 года и поразмышлять над вопросами:
Какие события года запомнились больше всего?
Кому хотелось сказать спасибо за помощь в этом году?
И пофантазировать о возможностях 2025 года. Завершающий разговор позволит подчеркнуть важность мечты в жизни каждого человека.
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в традиционной акции Движения Первых «Российский детский Дед Мороз» – https://disk.yandex.ru/i/wBYfxfuHOH4beA.
Составление сценария и проведение новогоднего праздника. Изготовление ёлочных украшений, снежинок, гирлянд.
Просмотр и обсуждение художественных фильмов и мультфильмов, связанных с Новым годом.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием, сочинением- повествованием «Любимая ёлочная игрушка», «Новый год, который мне запомнился», «Самый весёлый праздник».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений новогодней тематики (С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Гайдар «Чук и Гек», В. И. Даль «Снегурочка», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах» и др.).
Технология: изготовление ёлочных украшений и снежинок, новогодних поделок и открыток в подарок родным, друзьям.
Музыка: прослушивание фрагментов произведений Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка», П. И. Чайковского «Щелкунчик»; пение популярных праздничных песен.
Изобразительное искусство: знакомство с произведениями живописи на новогоднюю тематику.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Портал культурного наследия, традиций народов России https://www.culture.ru/.
Проект «Ёлка желаний», https://елкажеланий.рф/.
Знакомство с новогодними проектами «Движения первых».
Портал Народы России https://народы-россии.рф/.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Исторические и культурные традиции различных народов нашей страны, благодарность родителям за сохранение традиций и истории в своей семье.