СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 1−2 классов
Занятие 5 Цифровой суверенитет страны
Дата проведения: 29 сентября.
Цели занятия: осмысление понятия «цифровой суверенитет» и его значимости для страны; формирование чувства гордости за отечественные достижения в области цифровых технологий; знакомство с ключевыми российскими продуктами и сервисами, являющимися частью цифрового мира и формирующими цифровой суверенитет России.
Формирующиеся ценности: патриотизм.
Основные смыслы
Цифровой суверенитет — это способность государства быть независимым в цифровой среде, развивать собственные технологии и обеспечивать цифровую безопасность своих граждан.
Важные элементы цифрового суверенитета — это наличие национального поисковика, социальных сетей, видеохостинга, магазина приложений, мессенджера и электронной почты.
Россия — одна из немногих стран в мире, которая обладает цифровым суверенитетом, имеет собственные национальные технологические продукты и сервисы.
Укрепление цифрового суверенитета страны неразрывно связано с умением использовать собственные технологические решения и уровнем цифровой грамотности каждого гражданина.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного и практического заданий.
Комплект материалов:
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивного и практического заданий.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым.
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, с чем взаимодействуем каждый день, о цифровом мире (презентация к занятию, слайд 1). Каждый день вы просыпаетесь по звуку будильника, который установили родители на цифровом устройстве, школьный звонок тоже срабатывает благодаря цифровым программам, вы смотрите мультики или фильмы на видеоплатформах. Что еще в окружающем нас мире связано с цифровыми устройствами?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Ребята, как и цифровая сфера, многие другие стороны нашей жизни обеспечиваются и поддерживаются государством. Как вы думаете, важно ли, чтобы в наших магазинах всегда были продукты, и мы не испытывали в них недостатка?
Ответы обучающихся.
Учитель: Все верно, ребята! В мире часто случаются различные кризисы, которые могут влиять на урожаи зерна и другие сферы сельского хозяйства. Способность государства обеспечить своих граждан необходимыми продуктами питания называется «продовольственный суверенитет»1. А как вы думаете, важно ли, чтобы в наших домах без перебоев включался свет, работал холодильник и были теплыми батареи?
Ответы обучающихся.
Учитель: Именно государство поддерживает окружающий нас мир, в домах работает электричество, а на улицах горит свет. Представьте на минутку, что будет, если повсюду вдруг отключат электричество! Что произойдет тогда на улицах?
Ответы обучающихся.
1 Методический комментарий: при проведении занятия для обучающихся 2 классов учитель может напомнить о занятии 2024/2025 учебного года «Путь зерна», в ходе которого школьники познакомились с деятельностью агропромышленного комплекса страны и узнали, как обеспечивается продовольственный суверенитет.
Учитель: Правильно, появятся длинные пробки на дорогах, все будут волноваться, и мир превратится в настоящий хаос! Поэтому важно, чтобы в нашей стране были свои источники энергии, о чем мы на прошлой неделе узнали на занятии «Мирный атом». Это называется «энергетический суверенитет».
В каждой сфере общественной жизни государству важно самостоятельно обеспечивать ее работу и ни от кого не зависеть. Так и в цифровой сфере самостоятельность государства называется «цифровой суверенитет» (презентация к занятию, слайд 2). Давайте посмотрим видеоролик и узнаем, как устроен цифровой мир.
Учитель организует просмотр видеоролика «Цифровой мир вокруг тебя».
Учитель: Цифровой мир похож на домик, и он должен быть надежно построен и защищен. Приложения, поисковики и сервисы составляют его основу, как кирпичи. Есть страны, которые пользуются чужими кирпичами, а есть те, что создают свои.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Собери цифровой мир».
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня развитие цифровых технологий в нашей стране находится на высоком уровне.
Ежедневно нам помогают российские поисковая система и почта (Яндекс, Mail), мы скачиваем приложения в собственном магазине приложений (RuStore), общаемся в соцсетях и мессенджерах (ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, МАХ), смотрим мультики и фильмы на видеоплатформах и в онлайн- кинотеатрах (VK Видео, RUTUBE, Кинопоиск, OKKO, Wink), а иногда родители открывают вам карточки в приложениях банков (Сбер, Т-Банк, Альфа, ВТБ). А еще родители совершают покупки на отечественных маркетплейсах (Ozon, Авито, Wildberries).
Все эти приложения и сервисы создают большой цифровой мир вокруг нас. Давайте узнаем, как развивается этот мир, у президента ПАО «Ростелеком» Михаила Эдуардовича Осеевского и вице-президента «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анны Владимировны Кулашовой.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с президентом ПАО «Ростелеком» Михаилом Эдуардовичем Осеевским и вице-президентом «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анной Владимировной Кулашовой.
Учитель: Мы с вами услышали, что одним из важных кирпичиков цифрового мира является национальный мессенджер MAX. Наличие собственного мессенджера — важная составляющая цифровой независимости государства. Давайте посмотрим видеоролик о том, как может быть полезен MAX для школьников.
Учитель организует просмотр видеоролика «Учеба и общение в “Сферуме” в мессенджере MAX».
Учитель: Ребята, в цифровом мире, как и в реальном, есть свои правила, соблюдение которых позволяет нам быть в безопасности. Какие правила безопасного поведения в жизни вы знаете?
Ответы обучающихся (возможные ответы: переходить дорогу только по пешеходному переходу, не разговаривать с незнакомыми людьми и т. д.).
Учитель: В цифровом мире тоже есть правила, соблюдение которых защищает так же, как и на дороге. В этом мире бывают злодеи и мошенники, борьбу с ними ведут особые специалисты. Чаще всего ночью, когда мы спим, злоумышленники пытаются получить доступ к чужим данным, причем пользуются простым телефоном. Но если соблюдать правила, даже мошенники не смогут нам навредить. Знаете ли вы какие-нибудь правила цифровой безопасности?2
Ответы обучающихся (не отвечать на незнакомые звонки и сообщения, не переходить по незнакомым ссылкам, обращаться за помощью к родителям или учителям).
Учитель: Хорошо, что вы знаете некоторые очень важные правила и соблюдаете их. Теперь давайте узнаем, как правильно вести себя в сети Интернет, у главы Лиги безопасного интернета Екатерины Михайловны Мизулиной.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика- интервью с главой Лиги безопасного интернета Екатериной Михайловной Мизулиной.
Учитель: Каждому необходимо быть осторожным в цифровом мире (презентация к занятию, слайд 3). Никогда не доверяйте незнакомым звонкам и сообщениям и не переходите по любым подозрительным ссылкам. Не делитесь фотографиями с адресом своего дома. Итак, как следует себя вести, когда вам звонит незнакомый человек?
Ответы обучающихся.
2 Методический комментарий: при организации беседы важно обращаться к опыту обучающихся и учитывать, что не у всех детей есть цифровые устройства (компьютеры и телефоны).
Учитель организует выполнение практического задания «Взлет — посадка». Учитель зачитывает утверждение из раздаточного материала, если оно верное — обучающиеся встают, если неверное — остаются сидеть.
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы поговорили на очень важную тему (презентация к занятию, слайд 4)! В нашей стране есть множество отечественных приложений и сервисов, безопасную работу которых обеспечивают самые разные специалисты. Но мы не должны забывать о том, что наша безопасность в сети Интернет зависит и от нас самих.
Давайте еще раз назовем правила поведения в цифровом мире, которые мы сегодня узнали.
Ответы обучающихся.
Учитель: Благодарю вас за внимание и работу на занятии и желаю всем нам уметь грамотно пользоваться различными разработками, узнавая каждый день что-то новое и соблюдая правила безопасного общения!
Постразговор
Что посмотреть
Лекция от Российского общества «Знание»: https://znanierussia.ru/library/video/russkij-iskusstvennyj- intellekt-na-shag-vperedi-4147
https://vkvideo.ru/video-174311295_456239489
https://vkvideo.ru/video-174311295_456239352
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
Игра «Переиграй мошенника». Обучающиеся предлагают способы защиты от действий мошенника в сети Интернет.
Игра «Магазин приложений». Обучающиеся придумывают названия для приложений к разным сферам жизни, исходя из своих интересов и потребностей.