Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Различие частицы НЕ и приставки НЕ»
(Урок-закрепление изученного материала)
Цель: систематизировать знания учеников о частице НЕ и приставке НЕ, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать слитное и раздельное написание слов с НЕ.
Предметные УУД: обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; научить различать не как часть корня, не-приставку, не-частицу;
Метапредметные УУД: развитие умения анализировать, сопоставлять;
Личностные УУД: развитие устной речи, обогащение словарного запаса учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим», - говорил Сократ.
Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.
Постановка целей урока.
Наша задача сегодня – научиться различать частицу Не и приставку Не, для того, чтобы правильно писать слова с данной орфограммой.
Побуждение.
-А что такое частица?
-А что мы называем приставкой?
-Выполним небольшое упражнение.
Комментированное письмо (по цепочке)
Слова выведены на экран. Комментируем с места. Какую орфографическую задачу приходится решать в данном упражнении? (Сначала определяем часть речи, затем применяем правило к данной части речи).
(Не)спросит, (не)годовать, (не)что, (не)доумевая, (не)видимка, (не)торопливо, (не)лепый, (не)встреченный хозяйкой гость, (не)выполняя работу, (не)досягаемый, (не)подвижно, (не) с кем.
Для слабых: части речи подписаны.
-Объясните лексические значения следующих слов: негодовать (испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо), недоумевая (испытывать сомнения, колебания), недосягаемый (недоступный, недостижимый), нелепый (не соответствующий представлениям о здравом смысле, разуме)
Для слабых: провести соответствие.
Сначала ответы ребят, затем открываю доску.
Выборочный диктант. Работа в парах.
-Нелегко в учении, легко в бою! А ведь в пословицах часто встречаются слова с Не, давайте выполним упражнение.
Выпишите только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в 2 колонки: НЕ-слитно (1й), НЕ- раздельно (2й).
Лодырю всегда нездоровится.
Не зная броду, не лезь в воду.
Не узнав несчастья, счастья не увидишь.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.
Глухой недослышит, так приврет.
Плохой товар с рук не идет.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
У неряхи нет и путной рубахи.
Физкультминутка.
Но мы с вами не лентяи, мы хорошо потрудились, а настало время расслабиться, выполним несколько упражнений.
Задание на развитие быстроты реакции и мышления
Соедините части слов, записанные в два столбика
1) вовсе не 1) да
2) не 2) довать
3) недол 3) ливый
4) неле 4) строит
5) неправ 5) а злой
6) него 6) да
7) невеж 7) соко, а низко
8) не ту 8) красиво
9) не вы 9) по
10) не добрый 10) го
Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).
«Верные и неверные утверждения». Игра-хлопок. Да – хлопок, нет – молчим.
1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи. (да)ами пишется всегда раздельно. (нет)
3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными. (нет)
4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами. (да)
5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на - о, - е( да)
6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА(нет)
7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно. (нет)
Для слабых – карточки перед глазами.
Контроль знаний (самостоятельная работа)
-Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Перед вами листы с тестовыми заданиями в форме ГИА. Будьте внимательны. Желаю удачи!
Рефлексия. Подведение итогов.
Вот и заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. Сделайте выводы, используя шаблоны.
Мне стало известно, что...
Меня особенно привлекло и заинтересовало...
То, что мне стало известно, может...
Считаю нужным сделать следующее...
Домашнее задание. Создать миниатюру, в которой бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.
Или упражнение учебника № 446.
Объём 10-15 предложений, не менее 6 слов с изученной орфограммой.