СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различие частицы НЕ и приставки НЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с элементами инклюзии

Просмотр содержимого документа
«Различие частицы НЕ и приставки НЕ»

Урок русского языка в 7 классе


Тема: «Различие частицы НЕ и приставки НЕ»

(Урок-закрепление изученного материала)


Цель: систематизировать знания учеников о частице   НЕ и приставке НЕ, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать слитное и раздельное написание слов с НЕ.

Предметные УУД: обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; научить различать не как часть корня, не-приставку, не-частицу;

Метапредметные УУД: развитие умения анализировать, сопоставлять;

Личностные УУД: развитие устной речи, обогащение словарного запаса учащихся.


Ход урока.

Организационный момент.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим», - говорил Сократ.

 Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.


Постановка целей урока.

Наша задача сегодня – научиться различать частицу Не и приставку Не, для того, чтобы правильно писать слова с данной орфограммой.


Побуждение.

-А что такое частица?

-А что мы называем приставкой?

-Выполним небольшое упражнение.


Комментированное письмо (по цепочке)

Слова выведены на экран. Комментируем с места. Какую орфографическую задачу приходится решать в данном упражнении? (Сначала определяем часть речи, затем применяем правило к данной части речи).


(Не)спросит, (не)годовать, (не)что, (не)доумевая, (не)видимка, (не)торопливо, (не)лепый, (не)встреченный хозяйкой гость, (не)выполняя работу, (не)досягаемый, (не)подвижно, (не) с кем.

Для слабых: части речи подписаны.


-Объясните лексические значения следующих слов: негодовать (испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо), недоумевая (испытывать сомнения, колебания), недосягаемый (недоступный, недостижимый), нелепый (не соответствующий представлениям о здравом смысле, разуме)


Для слабых: провести соответствие.

Сначала ответы ребят, затем открываю доску.


Выборочный диктант. Работа в парах.


-Нелегко в учении, легко в бою! А ведь в пословицах часто встречаются слова с Не, давайте выполним упражнение.

Выпишите только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в 2 колонки: НЕ-слитно (1й), НЕ- раздельно (2й).


  1. Лодырю всегда нездоровится.

  2. Не зная броду, не лезь в воду.

  3. Не узнав несчастья, счастья не увидишь.

  4. Говорит день до вечера, а послушать нечего.

  5. Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.

  6. Глухой недослышит, так приврет.

  7. Плохой товар с рук не идет.

  8. Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

  9. У неряхи нет и путной рубахи.


Физкультминутка.

Но мы с вами не лентяи, мы хорошо потрудились, а настало время расслабиться, выполним несколько упражнений.


Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините части слов, записанные в два столбика

 

1)      вовсе не                                       1)  да

2)      не                                                  2)  довать

3)      недол                                            3)  ливый

4)      неле                                              4)  строит

5)      неправ                                          5)  а злой

6)      него                                              6)  да

7)      невеж                                           7)  соко, а низко

8)      не ту                                             8)  красиво

9)      не вы                                            9)  по

10) не добрый                                  10)  го


Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).


«Верные и неверные утверждения». Игра-хлопок. Да – хлопок, нет – молчим.

1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи. (да)ами пишется всегда раздельно. (нет)

3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными. (нет)

4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами. (да)

5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на - о, - е( да)

6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА(нет)

7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно. (нет)


Для слабых – карточки перед глазами.


Контроль знаний (самостоятельная работа)

-Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Перед вами листы с тестовыми заданиями в форме ГИА. Будьте внимательны. Желаю удачи!


Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. Сделайте выводы, используя шаблоны.

Мне стало известно, что...

Меня особенно привлекло и заинтересовало...

То, что мне стало известно, может...

Считаю нужным сделать следующее...


Домашнее задание. Создать миниатюру, в которой бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.

Или упражнение учебника № 446.

Объём 10-15 предложений, не менее 6 слов с изученной орфограммой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!